X-PDF

Тема «Современные технологии обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела»

Поделиться статьей

Современныетехнологии обучения детей с ОВЗ

как средствоповышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

В настоящее времяобразование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных идискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей сограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи созначительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны,а с другой — появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровьянуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получениякачественного образования, начиная со школы, и далее в получениипрофессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией вобществе. Перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и насодержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченнымивозможностями здоровья.

Внедрение новыхпедагогических и информационных технологий играет большую роль в повышениикачества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

При работе сдетьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особыекоррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиватьсяположительной динамики в обучении  и воспитании. В настоящее времяразвитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форми методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организацииэтого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные путиусовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебеучащихся и качества обучения.

Овладениесовременными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательнаякомпетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Можно выделитьсовременные технологии, элементы которых возможно применять на уроках вкоррекционной школе:

Технологияразноуровневого обучения.

Относительно новаятехнология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенностикаждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия дляактивной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление,самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех жепринципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которыеиспользуются в педагогике давно.

Ав настоящее время технология разноуровневого обучения является одним изключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – этотехнология организации учебного процесса, в рамках которой предполагаетсяразный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимостиот способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Цель данной технологиисостоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений иимели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методикедает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанноподходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Желательноприменять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Можнотакже применять и при изучении новой темы. Это обучение способствует переводуобучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Повышается уровеньудовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем иучениками.

Коррекционно -развивающие технологии

При обучении детейс ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, чтоэти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, этидети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своихпотенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментомэтой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам иусловиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которыеобщество принимает и учитывает.

Задача педагоговсостоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессекоторой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегосядефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннееразвитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.

Технологияпроблемного обучения

 Онанаправлена на развитие всесторонне гармоничной личности ребенка и подготовкухорошей образовательной базы. На уроках во время беседы учитель ставит переддетьми проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанныхвопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.

Обучающиесяпытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Еслиесть сложности, учитель всегда старается оказать детям коррекционную помощь,давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создаваяситуацию успеха на уроке.

Иногдауроки могут быть целиком посвящены решению какой-либо одной проблемной задачи.Но чаще всего на уроках сочетается традиционное обучение с элементамипроблемности, с включением отдельных проблемных задач. При этом в общую системутворческой поисковой деятельности школьников включают знания, получаемые ими ив готовом виде — из изложения учителя, текста учебника и т.д. На современномуроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть переддетьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесссоздания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужновсё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависитрезультативность всего урока.

Игровые технологии

Практикапоказывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательнымучебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интересашкольников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементытворчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победазависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученикапреодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Игровуюдеятельность можно применять в следующих случаях:

В качестве частиурока (при работе с терминами).

Словарная разминка,(фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Словарное лото: надоске написаны с одной стороны слова, на другой — значения. Соединить стрелкамислова и значение. Какая команда сделает быстрее?

Словарный аукцион.Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. У учителянарезаны квадраты разных цветов, которые он вручает за ответы на уроке.

Игровую технологиюможно использовать в качестве проведения целого урока, например игра –путешествие.

Дидактические игрына закрепление, повторение и обобщение материала, кроссворды, головоломки,ребусы и т. д.

Таким образом,дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, являетсясредством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных итворческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизньколлектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждениюребёнка.

Информационно-коммуникационныетехнологии

Внедрение ИКТ вшколах прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, повыситьмотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченнымивозможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всехкомпонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательнойдеятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас,недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТоживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичностиизображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры.При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия(зрительным, аудитивным), лучше усваиваются и запоминаются на более долгийсрок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, учительиспользует принцип: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Тысделаешь — ты поймёшь». Это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимостииспользования информационных технологий в учебном процессе для детей с особымиобразовательными потребностями.

Самыйраспространенный вид — мультимедийные презентации. Подготовка презентаций –серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман иосмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Созданиеуроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного,деятельностного обучения. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, онипозволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух,воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал.Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимальнонаглядной и легко воспринимаемой форме.

Ученики сограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным(непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание икажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяяпри этом центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомыеобъекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминанияребенком материала.

В современнойпрактике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогическихизмерений. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на урокахможно использовать различного рода электронные тесты. Контроль и самопроверкузнаний позволяют осуществить электронные кроссворды. Большой интерес вызываютинтерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случаеправильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация,в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай». Интереснымидля учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённойтеме.

Технологиянравственного воспитания

Применение этойтехнологии способствует воспитанию в ребенке благородного человека путемраскрытия его личностных качеств; укрепляет развитие и становление у детей гуманнойпозиции по отношению к окружающим его людям; развивает самовоспитание.

Здоровьесберегающиетехнологии

Здоровьесберегающиетехнологии позволяют решить приоритетные задачи современного школьногообразования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья, обеспеченияэмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнкав процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семь. Использованиездоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет безкаких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровьядетей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1428

Состояние здоровьяшкольников – важнейший показатель благополучия общества и государства, нетолько отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласноусредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы,практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Срединаиболее частых патологий у школьников особое место занимают заболеваниянервной системы и психической сферы. Именно поэтому в современной школе напервый план выходит здоровьесберегающая педагогика, главная особенность которой- приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательномусловии образовательного процесса. Использование здоровьесберегающих технологийпозволяет педагогу строить процесс обучения с учетом физиологических ипсихических особенностей организма; учитывать индивидуальные особенности детей;обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредитьпереутомление.

Сущностьздоровьесберегающего занятия состоит в том, что оно обеспечивает ребёнку ипедагогу сохранение и увеличение их жизненных сил, а также позволяетиспользовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и вдальнейшей жизни.

При обучении детейс ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровьядетей.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю строить процессобучения с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;учитывать индивидуальные особенности учащихся; обеспечивать достаточно высокийуровень мотивации; своевременно предупредить  переутомление.

Для того, чтобыурок отвечал здоровьесберегающим требованиям, необходимо выполнение рядаорганизационно-педагогических мероприятий:

— плотность урокане должна превышать 80%;

—  чередованиевидов учебной деятельности, продолжительность вида  

  деятельности не более 10 минут;

— проведениефизминуток;

— режим смены динамическихпоз;

— использованиезрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики,    

  элементовсамомассажа;

-личностно-ориентированный подход в обучении;

-соответствиеиспользуемых методических  приемов возрастным и функциональнымвозможностям школьников, использование игровых технологий.

Необходимонайти  оптимальное комплексное использование оздоровительных мероприятий,которые позволят снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой иработоспособность детей, а это в свою очередь способствует сохранению иукреплению здоровья учащихся.

Метод проектов

Цельюметода является стимулирование интереса ребят к определенным проблемам,предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим черезпроектную деятельность решение этих проблем, умение практически применятьполученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексныйметод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересовучащихся, дающий возможность детям проявить самостоятельность в планировании,организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатыкоторой должны быть осязаемыми, т.е., если это теоретическаяпроблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат,готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных,творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать своизнания, умение ориентироваться в информационном пространстве.

Метод проектоввсегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную,парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезкавремени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве,проблемным и исследовательским методом обучения.

Методика«Буквограмма»

Методика«Буквограмма» С. Ю. Шишковой помогает детям стать более внимательными,коммуникабельными и грамотными. Как правило, многие дети неусидчивы,невнимательны, часто отвлекаются. Благодаря «Буквограмме» учащийся развиваетсяи учится проводить самодиагностику. Эту методику можно встретить в учебникахили в электронном виде. Пособия помогают решить важные проблемы как детей, таки взрослых. Благодаря методике повышается грамотность письма, усовершенствуетсятехника чтения, развивается пространственное мышление. В пособии есть многографических диктантов. Благодаря им ребёнок учится пространственномупредставлению на листе. После графических диктантов дети смогут отступатьправильное количество клеточек в нужном направлении. Методика «графическийдиктант» представляет собой рисование по клеточкам по определеннойкоманде, данной ведущим, и используется как в подготовке детей к обучению вобразовательном учреждении, так и непосредственно в начальной школе. Данный виддеятельности способствует развитию не только мелкой моторики, но ипроизвольного внимания, наблюдательности, мышления и других познавательныхпроцессов. Графические диктанты являются своеобразной увлекательной игрой,которая, к тому же, принесет детям много пользы. Малыши учатся ориентироватьсяв пространстве, в листе с клеточками, закрепляют понятия «право», «лево»,«вперед», «назад». А необычный рисунок, который получится в результатевыполнения задания, будет своеобразным «призом» для дошкольников. Основаметодики – это как традиционные способы обучения, так и современные идеи. Впособие входят упражнения на координацию букв, тела, речи и многое другое. В товремя, когда идёт занятие по этой программе, у человека работает два полушарияголовного мозга. Поэтому задания быстрее усваиваются и легко запоминаются.

Использование новыхтехнологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Благодаряобразовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности,умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться всовременном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».

Однако внедрениесовременных образовательных и информационных технологий не означает, что ониполностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться еёсоставной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов,методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся натеории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Современные подходыв обучении и воспитании детей с ОВЗ, новые педагогические технологииспособствуют не только наилучшему усвоению ребенком информации, но иположительно влияют на эмоциональную сферу ребенка.

Применениеинформационных коммуникационных технологий в процессе обучения вызывает у детейповышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Сочетание цвета,мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяютвозможности представления учебной информации.

Применениесовременных образовательных технологий в учебном процессе позволяет

— сделать занятияболее интересными,  убедительными, а  поток изучаемойинформации легко доступным;

— управлятьпознавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпыусвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее;

— .поддержатьинтерес к обучению  и воспитанию учащихся,   способствовать раскрытиюиндивидуальных способностей, обеспечить качество образования, открытостьобразовательной системы;

Образовательныетехнологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности,предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала,заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательныйпотенциал.

Список литературы

1. Дети сограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении ивоспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005.

 2. Жук, Н.Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директоршколы. 2006. – № 2. – с. 53-57.

3. ЛевитасД.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга дляучителя. Мурманск. 2008 г.

4. Рожков, М. И.,Байбородова, Л. В. Теория и методика воспитания, 2010

5.Соколенко Г.В. Информационные технологии в образовании учащихся с ограниченнымивозможностями здоровья.//Коррекционная педагогика. Теория ипрактика.-2013.-№4.-С.83-87.

6. Черномурова,Н.А. Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах[Электронный ресурс] / Н.А. Черномурова. – Режим доступаhttp://wwwnachalnayasc.ucoz.ru/ — 26.02.2016.

7. Шутенко, А.В.Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных икоммуникационных технологий [Электронный ресурс] / А.В. Шутенко. – Режимдоступа http://pedsovet.su/ — 09.05.2016.

8

Адреспубликации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/452293-sovremennye-tehnologii-obuchenija-detej-s-ovz

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1428

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет