X-PDF

Тестовые задания в системе диагностики и контроля

Поделиться статьей

Тестовые задания в системе диагностики и контроля

 

     В декабре 2007 года со своими коллегами я приняла участие в работесеминара «Менеджмент образования»,  проведенного ЦНТИ «Прогресс» Санкт-Петербургскогогосударственного университета  сервиса и экономики. Один из дней семинара былпосвящен проблеме тестирования в современном образовании.

     В своей статье я остановлюсь на трех аспектах проблемытестирования:

1. Основные понятия педагогического тестирования.

2. Сравнительный анализ традиционной и тестовой форм контроля.

3. Классификация тестовых заданий.

     Также хотелось бы коснуться  проблемы использования тестов приработе с одаренными детьми и использования компьютера при тестированииобучающихся.

Основные понятия педагогического тестирования

     Педагогические тестирование – это оценка учебных достижений, вотличие от психологического тестирования, связанного с оценкой свойствличности.

     Педагогический тест (тест учебных достижений)  — это системазаданий возрастающей сложности и специфической  формы, позволяющая качественнооценить структуру и измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений.

     Задание в тестовой  форме – это наименьшая независимая единицатеста. Оно оформляется в виде утверждения, которое надо признать истинным илиложным, в виде утверждения, требующего дополнения. Это – задание выбратьправильный ответ, это – содержательный пропуск в предложении, который надозаполнить, это – задание на соотнесение двух или более групп понятий(терминов), это – задание на установление правильной последовательностивеличин, операций, дат и т.п.

     Тестовое задание – это задание в тестовой форме, прошедшееэмпирическую проверку и имеющее устойчивые показатели сложности, надежности,дифференцирующей способности, валидности.

     Гомогенный педагогический тест – это тест, созданный для проверкизнаний по одной учебной дисциплине. Он должен удовлетворять требованиямпредметной чистоты.

     Гетерогенный педагогический тест – это междисциплинарныйкомплексный тест, состоящий из заданий, охватывающих предметные области разныхучебных дисциплин.

     Создание тестовых материалов – задача трудоемкая и сложная.Начинать надо с разработки заданий в тестовой форме, чтобы затем использоватьих как отдельные задания, например, для оперативного контроля, так и ихкомплекты для рубежного и итогового контроля. Овладение технологией составлениязаданий в тестовой форме и тестовых заданий позволит преподавателям легкооценить качество предлагаемой тестовой продукции.

Сравнительный анализ традиционной и тестовой формконтроля

     В последнее время много сказано и написано о тестовой формеконтроля. Если Вы хотите подготовить материалы для сертификации, можнообратиться к следующим публикациям, рекомендованным доктором педагогическихнаук, профессором В.В.Шапкиным:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн./ Пер. с англ., -М.: Педагогика, 1982.

2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий./ Учеб пособие. – М.:Ассоциация инженеров-педагогов, 1996.

3. Клайн П. Введение в психометрическое проектирование: Справочноеруководство по конструированию тестов. – Киев, 1994.

4. Столин В.В., ШмелевА.Г. Дифференциальная психометрика. – М.: МГУ,1984.

5. Челышкова М.Б. Разработка педагогических тестов на основесовременных математических моделей: Учеб.пособие. – М.: ИЦ, 1995.

6. Челышкова М.Б., Ковалева Г.С. Теория и практика конструированияпедагогических тестов. Учеб.пособие.

     Прежде, чем перейти к сравнительному анализу традиционной итестовой форм контроля, хотелось бы  отметить типичные субъективные ошибки прииспользовании традиционных методик оценивания достижений учащихся, которые, помнению профессора В.В.Шапкина, выявила практика применения традиционных формконтроля:

— ошибки великодушия, снисходительности. Это характерно для каждогошестого преподавателя;

— ошибки ореола (влияние на оценку личного отношения преподавателя кобучающемуся);

— ошибки центральной тенденции (стремление избегать крайних оценок).Этим страдают 2/3 преподавателей;

— ошибки контраста (соотнесение выставляемой оценки с выраженностьюизмеряемых качеств у самого преподавателя. Например, менее собранные людизавышают оценки организованным личностям);

— ошибки близости (после «2» не ставить «5»);

— логические ошибки (сходство оценок разных психологических свойств ихарактеристик, которые кажутся логически связанными, например, поведение –успеваемость).

     Тестовая форма контроля, требующая дать (или выбрать) однозначныйи краткий ответ, имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами(ответы на вопросы в устной или письменной форме, собеседование, устный экзамени т.п.), где требуется развернутое изложение материала. Границу междутрадиционной и тестовой формами контроля дает так называемый «операторныйкритерий». В тестовой форме оценщик («оператор») может быть человекомнесведущим в данной области. Желательно, чтобы при тестировании соблюдалсяпринцип «математиков при тестировании по математике быть не должно». В таблицеприводится краткий сравнительный анализ традиционной и тестовой форм контроляпо наиболее важным элементам сравнения.

 

п/п

Элемент сравнения

Традиционная форма

Тестовая форма

1.

Охват содержания контролируемого материала

выборочный

широкий

2.

Требования к минимальному объему содержания контролируемого материала

Неясные, расплывчатые, примерные

Открытые и ясные. Заранее известен проходной критериальный балл

3.

Возможность проверки умений и навыков

Недостаточная.

В основном, дополнительные вопросы на экзамене

Больше и эффективнее. Особенно, когда предъявлен тест на «скорость» выполнения

4.

Объективность оценки

Низкая.

Существенно влияние субъективных факторов

Высокая. Влияние субъективных факторов исключено. Имеются эталоны правильных ответов

5.

Решающее влияние на оценку

Компетентность «оценщика»

Мастерство составителя теста

6.

Трудоемкость составления контролирующих материалов

низкая

Высокая. Требуется знание теории тестирования

7.

Эффективность

При массовом контроле – низкая из-за длительности процедуры

Высокая. Одновременно тестируется большое количество учащихся. Проверка результатов проводится быстро

8.

Сравнимость результатов

(в разных группах)

Несравнимы. Построение шкалы учебных достижений невозможно

Строение шкалы учебных достижений

9.

«Обратная связь» с целью улучшения качества экзаменационного материала

Неэффективна. Действует эпизодически

Эффективна и оперативна. Действует систематически

10.

Эмоциональное напряжение испытуемых

высокое

Нормальное. Знакомая процедура

 

     Однако, как показывает педагогическая практика, есть немалоучеников, которые с большим удовольствием и легкостью ответят устно, получивпри этом высокую отметку. А также есть достаточно большое количество хорошоуспевающих учеников, которые не любят писать тесты и, как правило, получают заних более низкую отметку, чем за устный ответ.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

     На основании анализа особенностей традиционной и тестовой формконтроля  профессором В.В.Шапкиным  в его учебном пособии «Диагностикаобученности с применением тестирования» даются следующие рекомендации по ихиспользованию.

     Традиционную форму контроля лучше использовать в тех случаях,когда

·       группа контролируемыхневелика и контролирующий материал не будет использован повторно,

·       преподаватель стремитсястимулировать развитие навыков обучающихся в формулировке и написаниивысказываний, суждений,

·       преподаватель более заинтересованв выяснении позиции, творческих способностей и потенциальных возможностейобучающихся, чем в измерении их достижений,

·       имеется мало времени насоставление контролирующего материала, но достаточно на проверку и оценку,

·       преподаватель увереннеечувствует себя в роли критика, чем в качестве составителя объективных тестовыхзаданий.

     Тесты рекомендуется применять в случаях, когда

·       группа тестируемых велика,или тест может быть использован повторно,

·       должны быть полученынадежные тестовые баллы,

·       когда беспристрастие инепредвзятость являются существенно необходимым фактором контроля,

·       нет ограничения по временина подготовку теста, но необходимо быстро знать результат,

·       преподаватель более уверенв своей способности ясно формулировать тестовые задания, чем в способностикорректно оценивать устные ответы.

     Говоря о тестировании,  необходимо помнить, что оно играетисключительно важную роль в работе с одаренными детьми, начиная с диагностикиодаренности и заканчивая итоговым контролем их достижений. Среди диагностик,применяемых для выявления одаренных детей, можно назвать тест креативностиВильямса, тест дивергентного (творческого) мышления, тест личностных творческиххарактеристик, тесты П.Торренса и другие.

     Особую актуальность тестирование приобретает в организацииконтроля за развитием познавательной деятельности одаренных школьников.Значение тестов заключается в том, что этот вид контроля дает возможностьсоставлять вопросы в объеме всего предметного курса, к тому же результаты иххорошо сравнимы между собой. Все это одновременно позволяет определить диапазониндивидуальных различий. Говоря о работе с одаренными детьми, необходимопомнить, что контроль – это профессиональная услуга учителя одаренному ученикув развитии его когнитивной деятельности. Таким образом:

—  контроль за развитием познавательной деятельности одаренныхшкольников должен носить процессуальный, пооперационный характер,

— при организации контроля необходимо учитывать особую познавательнуюполифоничность и высокую психочувствительность одаренных школьников, ихспецифические индивидуальные особенности,

— познавательная деятельность одаренных школьников осуществляетсяэффективнее при учете учителем элементов дидактосферы, особенностей рикольнойпамяти и предимпрессинговых состояний, компонентов саморазвития,

— для развития исследовательских навыков одаренных школьников наиболеепрактичны тестовый контроль, контроль-коррекция, контроль-инициация иалгоритмизированные элементы контроля по результатам,

— система дидактических условий, способствующих развитию познавательнойдеятельности одаренных школьников, функционирует наиболее эффективно, когдаосуществляется четко и целенаправленно контроль со стороны учителя.

     Следует помнить, что легче всего с помощью тестов и заданий втестовой форме проверить овладение хорошо структурированным учебным материалом.Выявить умение мыслить  самостоятельно, творчески анализировать ситуацию иделать обобщения с помощью педагогических тестов затруднительно. Поэтому толькосочетание тестового контроля с традиционными методами оценки знаний и навыковобучающихся может дать наилучший эффект.

Классификация тестовых заданий (по В.В.Шапкину)

     По форме все известные в теории и практике тестовые задания можно разделитьна две основные группы:

I.                  Задания открытого типа;

II.               Задания закрытого типа.

 

                     Тестовые задания

Открытого типа

                                                              Закрытого типа

Допол-нения

свободного изложения

Альтерна-тивные ответы

Множест-

венный выбор

установление последова-

тельности

Установ-ление соответ-ствия

 

     В свою очередь, в заданиях закрытого типа выделяют:

—  задания с альтернативным ответом;

— задания с выборочным ответом

— задания на установление правильного соответствия

— задания на установление правильной последовательности.

     В зависимости от характера деятельности испытуемого заданияделятся на:

— вербальные;

— невербальные, связанные с практическими действиями (с карточками,деталями и т.д.).

     Если говорить о собственном опыте, то я в  системе применяютестовую технологию контроля знаний, которая позволяет оперативно определятьуровень учебных достижений обучающихся. Начиная с 5 класса, все ученики знают,что после изучения каждой темы будет проведено тестирование, а в случаенеобходимости – и в ходе изучения темы. Например, изучая реформаторскуюдеятельность Петра I, ученики знают, что им предстоит писать тесты, вкоторых содержатся вопросы об основных событиях правления первого русского императора,тесты  по истории Северной войны и тесты, касающиеся непосредственно реформПетра I. При изучении истории правления Екатерины IIученики пишут тесты, содержащие вопросы об основных событиях правленияимператрицы, тесты по истории двух русско-турецких войн и тесты по культуреРоссии второй половины ХVIII века.

     С помощью тестов (заданий закрытого типа с выбором ответа  иоткрытого типа с кратким ответом (дата, слово и др.) могут быть провереныследующие знания и умения обучающихся по истории:

— знание дат, хронологических рамок, периодов наиболее значительныхсобытий и процессов;

— знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатовисторических событий;

— соотнесение единичных фактов и общих явлений;

— указание характерных, существенных признаков исторических событий иявлений;

— группировка (классификация) фактов по указанному признаку;

— знание исторических понятий, терминов;

— раскрытие причинно-следственных связей событий;

— знание оценок исторических событий и личностей, изложенных в учебнойлитературе.

     При изучении обществознания  в процессе стандартизированнойпроверки выявляются следующие умения школьников:

— знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать иправильно употреблять их в различных контекстах;

— перечислять изученные социальные объекты или их существенныесвойства, т.е. правильно обозначать их с помощью соответствующих слов исловосочетаний;

— определять понятия, входящие в обязательный минимум содержания, т.е.высказывать верные суждения о наиболее общих существенных признаках социальныхобъектов или классов таких объектов;

— описывать изученные социальные объекты, т.е. указывать признаки – каксущественные, так и несущественные, дающие относительно полное представление обэтих объектах;

— сравнивать указанные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия отвсех иных  и сходство определенного объекта с родственными;

— объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы,т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи – как внутренние, так ивнешние;

— характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е.указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо (заданном)отношении;

— приводить примеры, т.е. иллюстрировать, пояснять изученныетеоретические положения, социальные нормы и т.д.;

— давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е.высказывать суждения об их ценности, уровне или значении.

     Анализ результатов тестирования по всем темам курса  исдачи                                                                    экзаменовгосударственной аттестации, в том числе по технологии ЕГЭ, подтверждает высокийуровень сформированности учебных навыков школьников по обществознанию.

     О высоком уровне сформированности общеучебных умений и навыков свидетельствуетактивность учеников при проведении школьного тура олимпиад по истории иобществознанию, успешное выступление учеников  на предметных олимпиадах,конкурсах и конференциях (начиная с 1997 года, т.е. первого выпуска, по сейдень).      

     Сегодня много говорят и пишут о внедрении в образовательныйпроцесс информационно-коммуникационных технологий. Если говорить обиспользовании компьютера для проверки знаний обучающихся, то первый такой опытсостоялся в декабре 1997 года. Тогда в рамках творческого отчетапедагогического коллектива школы была продемонстрирована универсальнаяпрограмма для проверки знаний «Тесты», написанная учеником 10-В класса АлексеемОлениным. Демонстрационный вариант содержал вопросы по новейшейистории.                                           

     В 2008 году в рамках Фестиваля педагогического мастерства«Жемчужина-2008» я провела урок истории в компьютерном классе на тему«Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами». Для проверки знанийобучающихся учеником 11-В класса Алексеем Журбенко была написана программа«Тесты» на языке Delphi. Хотя на сегодняшний день существует немалоготовых программ, например TestBilder  и TestReader, мы решили создать свою программу, болееудобную и рациональную с точки зрения временных затрат школьников. На областномэтапе конкурса был проведен урок истории в 7 классе «Начало царствования Петра I» сиспользованием созданной нами программы. Таким образом, использованиекомпьютера позволяет выполнять проверочную работу в индивидуальном темпе и принеобходимости улучшить результат, выполнив ее повторно. Кроме того, компьютерпозволяет высвободить время преподавателя (выполнив тесты, ученик сразу видитсвой результат: количество правильных ответов, % правильных ответов и оценку) итем самым повысить эффективность образовательного процесса

      Конечно, приведенным обзором  не ограничивается все разнообразиеаспектов теории и практики тестирования. В настоящее время данной проблемепосвящено немало пособий и методических рекомендаций. Для самообразованияпрофессор В.В.Шапкин рекомендует следующую литературу:

1.    Аванесов В.С. Теоретическиеосновы разработки  заданий в тестовой форме. М., 1995.

2.    Бочерашвили В.Т. Педагогический аудит качества  знаний (Из опыта работы). М., 2005.

3.    Клайн П. Справочноепособие по конструированию тестов / Перевод с англ. Киев, 1994.

4.    Контроль знаний и уменийобучающихся в учреждениях начального профессионального образования.Метод.пособие/Сост.В.В.Шапкин. СПб., 1997.

5.    Майоров  А.Н. Теория ипрактика создания тестов для системы образования. М., 2001.

6.    Сергеева В.П., КаскуловаФ.В., Гринченко И.С. Современные  средства оценивания результатов обучения. М.,2005.

7.    Тестовый контроль припроверке качества знаний, умений и навыков учащихся: Метод.рекомендации.Калининград, 1997.

8.    Урванцева Г.А., Щапов А.Н.Основы педагогического тестирования. Уч.-метод.пособие. Ярославль, 1997.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет