X-PDF

Типология и структура уроков в начальной школе по ФГОС.

Поделиться статьей

Каждый урок складывается из определенных элементов (этапов), которые характеризуются различными видами дея­тельности учителя и учащихся в соответствии со структурой про­цесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока.

Структура урока может быть простой и довольно сложной. Это за­висит от содержания учебного материала, от дидактической цели урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает раз­нообразие и их типов.

Наиболее разрабо­танной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым, в основание которой положены ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и дру­гих форм организации обучения. Выделены несколько типов уро­ков:

– комбинированные, или смешанные, уроки,

– уроки по ознакомлению с новыми фактами, конкретными явлениями или имеющие целью осмысление и усвоение обобщений,

– уроки закрепления и повторения знаний,

– уроки, имеющие основной целью обобщение и системати­зацию изученного, уроки выработки и закрепления умений и навыков,

– уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1) Уроки «открытия» нового знания .

2) Уроки отработки умений и рефлексии .

3) Уроки общеметодологической направленности .

4) Уроки развивающего контроля.

Сформулируем основные цели и пути их достижения для урока каждого типа

Урок «открытия» нового знания

(развернутая структура)

1.Организационный момент (1-2 минуты).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу»

• у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность .

• включение детей в деятельность .

• выделение содержательной области.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям . предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте) .

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке . дети высказываются .

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех») .

• самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний (4-5 минут).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций

(внимания, памяти, речи) .

• создание проблемной ситуации .

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение . темы и цели урока.

III. Постановка учебной задачи ( 4-5 мин ).

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») .

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) ( 7-8 мин ).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• Способы: диалог, групповая или парная работа.

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

• Выведение алгоритма.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

V. Первичное закрепление ( 4-5 минут ).

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• Способы: фронтальная работа, работа в парах .

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль ( 4-5 минут ).

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

• Выполняется письменно.

• Методы: самоконтроль, самооценка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение ( 7-8 минут ).

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока) ( 2-3 минуты ).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• Вопросы:

— Какую задачу ставили?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новые знания?

 

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

(краткая структура)

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

· Мотивационный этап.

· Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

· Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

· Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

· Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит открытие нового знания.

· Первичное закрепление нового знания.

· Самостоятельная работа и проверка по эталону.

· Включение в систему знаний и умений.

· Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

 

Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет