Баринова А.П.
Канашский транспортно-энергетическийтехникум
Минообразования Чувашии
Тишина в лирике Геннадия Айги
Геннадия Айги любят называть абсолютным поэтом. Подэтим термином скрывается любовь поэта к философским категориям, сложностьвосприятия текстов его стихов, использование абстрактной лексики. ТворчествоАйги отмечено множеством литературных премий и званий: лауреат Государственнойпремии Чувашии имени К. Иванова, народный поэт Чувашии, лауреат премии имениФ.Петрарки и др.
Актуальность темы состоит в том, что творчество Айги абстрактно,а обилие символов и знаков препинания в литературных текстах усложняютвосприятие стихотворения, делая невозможным классический анализ произведения. Поэтомуу любителей поэзии Геннадия Айги порой рождаются совершенно противоположныеассоциации и суждения о скрытом смысле творений. При этом каждый критическийматериал и новый взгляд очень важны для восприятия и понимания творчества поэта.
Целью исследовательской работы является рассмотрениефилософской категории «тишина» в лирике Геннадия Айги, задачи: доказатьважность и многообразие явления тишины в лирике поэта; определить символическоезначение тишины в стихотворениях.
Выдвигаем гипотезу – тишина в лирике Геннадия Айгисимволична, под ней кроется множество значений, которые мы постараемся выявитьв нашей работе.
Отметим, что изучение тишины – темав науке не новая. Проблемой этой философской категории интересовались многиелитературоведы и философы, психологи и теософы. Мы назовем лишь несколькоученых: Т. В. Адорно, М. В. Логинова, А. В. Михайлов, В. И. Мартынов, В. Н.Холопова. Тем интереснее рассмотреть тишину в аспекте поэтическогопроизведения.
В обыденной речи мычасто используем слова «тишина», «тишь», «тихий», но что же кроется под этимипонятиями? В первую очередь, тишина воспринимается как физико-акустическоеявление. Так, толковый словарь Ожегова дает следующее определение тишины: 1.«отсутствие шума, безмолвие», 2. «спокойствие и умиротворенность».
Синонимами этогопонятия выступают слова «безмолвие», «затишье»«молчание», «угомон», «неподвижность».
Кроме того тишина является философской категорией, вмещающейв себе покой, вечность и статику (бездействие).
Тему тишины затрагивали многие поэты и писатели: Федор Тютчев – стихотворение Silentium!,основной мыслью которого является молчание: «Молчи, скрывайся и таи Ичувства, и мечты свои…». Ему вторит и Александр Галич – «Промолчи — попадешьв первачи. Промолчи, промолчи, промолчи!». Поэты видели огромную ценность втишине и молчании — «Мысль изреченная – есть ложь». Да и пословица «Молчи, заумного сойдешь» намекает на то, что под тишиной скрывается внутренне и внешнецелостный человек, несущий в себе позитивное начало.
Тишина в лирике Геннадия Айги имеет большоесимволическое значение. Не зря в третьем томе собрания сочинений поэта естьцелая глава под названием «Тишина-предупреждение». Итак, рассмотрим аспектытишины в лирике Айги.
1.Тишина – как взаимопониманиеи гармония двух родственных сердец
Стихотворение «Ты моя тишина» хочетсявоспринимать как обращение к своей второй половинке. Ведь поистине близкимчеловеком может быть лишь тот, с кем можно не только поговорить, но ипомолчать. И молчание это не вымученное, а медитативное. Когда понимаешь другдруга по взгляду, по жестам. И верх всех комплиментов – это восхищение поэта «Окак можно быть такой тишиной!». И когда лирический герой исчезнет, оплакиватьего будут «горем без слов», и придет «пустота» внутренняя.
Вывод Геннадий Айги делает такой: «Люблю я изнаю: для Бога нетронутой сохранится твоя тишина». Следовательно имеетзначение не внешность и телесные формы, а душа человека, именуемая «твоейтишиной». Лишь она имеет настоящую ценность.
2. Тишина-Иисус, Создатель. (Бог втишине)
В стихотворении «И: как белыйлист» затрагиваются экзистенциональные категории «смерть» и Бог. Приэтом дана интересная антитеза: «смерть – это звук», а «в прахе нет гласного»(то есть тишина). И даже «просвет – это не звуки и песнь». Самое важное иценное для человека – это открыться и внутренне понять и принять, что «тишина»- это не просто акустическая категория или отсутствие звука, за ней скрываетсянечто большее, сам «Иисус», творец, создатель.
В стихотворении «Любимое» мы находим интереснуюметафору – «золотая кожуратишины!..», в которой нет ничего, кроме заигрывания бога с самим собой. Нопростому смертному человеку невозможно постичь его игру, ему лишь остаетсяпознание тоски от неизведанного.
3.Тишина – смерть, частичка вечности.
А вечность, в свою очередь, воспринимается какнеизменнность и неподвижность. В стихотворении «Снег с перерывами» упоминается«тишина смерти», как вихрь и безмолвие, которые как раз и символизируют зимниеосадки. И завершается стихотворение жизненным уравнением: «свобода + сон». Приэтом символ +можнорассматривать в двух значениях: как математический знак «плюс», тогда результатомэтого сложения может быть тишина-смерть. Если же рассматривать + как крест, товыходит формула жизни по Айги: свобода (земная жизнь), крест (символ смерти),сон (нечто запредельное).
4. Тишина – гармония с миром, единство сприродой.
Этот аспект хорошо раскрывается в стихотворении«Тишина снега». Поэт размышляет о божественной природе снега, ведь приходит ониз ниоткуда, ничуть не заботясь о владении чем-либо. У снега нет своегоопределенного места, нет родины, он находится в единении с природой. А самиснежинки Айги воспринимает как «иероглифы Бога», непонятные и загадочные (изстихотворения «Смерть»), несущие некий шифр.
5. Тишина – созерцание
В стихотворении «Первая неделя дочери» тишина ипустота соединяются, чтобы маленький человек мог «слушать себя полнотой». Ведькогда рождается ребенок, он пуст внутренне, эмоционально и духовно. Напротяжении всей жизни ему предстоит наполнять свой душевный сосуд, чтобы овладетьк старости мудростью.
Делаем вывод: тишина в лирике Геннадия Айги имеетмножественное значение. Под этим понятием могут подразумеваться и любимыйчеловек, и сам Бог, и смерть… И читатель в загадочном явлении тишины видитчто-то свое.
Наша гипотеза подтвердилась: тишина у Айги имеетнесколько состояний: состояние сна, состояние созерцания мира и смерть.
Литература
1.Айги Г. Н. Здесь: Избранные стихотворения. 1954-1988. — М.: Современник, 1991.
2. Айги Г.Н. Разговорна расстоянии : статьи, эссе, беседы, стихи. СПб., 2002.
3. Арутюнова Н.Д. Феномен молчания. М., 2000.
4. Хузанкай А. «Сон – разговор – с – самим – собой»(метафизика на грани засыпания)// Чаваш Ен, 1994, №5.
5.Философия Айги // Регионология. — 2004. — № 3. – с.227- 235.