X-PDF

Требования к современному уроку с позиии системно-деятельностного подхода

Поделиться статьей

ООО «Инфоурок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

 «Астрономия»

На тему:

«Требования к современному урокуастрономии с позиций системно-деятельностного подхода»

 

 

 

Выполнила:

Степанова Юлия Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

Питерка 2023 год


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3                                                                                                       

1.    «Современный урок в условиях введения ФГОСтретьего поколения»…………………………………………………………………….6                                                                                                                                                                                                

2.    Требования к современному уроку астрономиив рамках системно-деятельностного подхода………..…………………………………………10                                                                      

Заключение………………………………………………………………….…..14                                                                                                  Список использованных источников…………………………….………….15  

 


 

Введение

Системно-деятельностный подход — этоорганизация учебного процесса, в котором главное место отводится активной иразносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательнойдеятельности школьника.[1]. Данный  подход позволяетвыделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач иуниверсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся.

Системно-деятельностный подходнацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собойразвитие.

В связи с введением Федеральногогосударственного образовательного стандарта (ФГОС) третьегопоколения системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителейстраны. В основе ФГОС лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результатыобразования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личностиобучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания иосвоения мира составляет цель и основной результат образования. [2]

Цель системно-деятельностного подхода: научитьне столько знаниям, а работе, т. е. умению самостоятельно добывать знания [1].

Деятельность — процесс (процессы) активноговзаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяеткакие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любуюактивность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельностьхарактеризует сознательную сторону личности человека.

Система — множество элементов, находящихся вотношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность,единство.

Педагогическая система — совокупность такихвзаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогическогопроцессы (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая ипрофессиональная культура), методы и формы педагогического процесса иматериальная база (средства). [2]

Системный подход — Системный подход —направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрениеобъекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В.Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов(Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И.Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи). [3]

Деятельностныйподход –это процесс деятельности человека, направленный на становление егосознания и его личности в целом. [4]

Цельюдеятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъектажизнедеятельности. В общем смысле быть субъектом –значит быть носителем идеи Я,а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает иосуществляет себя в качестве причины себя самого. Потребность человекавыступить перед собой, испытать себя в своей первопричинности по отношению кмиру, в конечном счете, обосновать перед собой тождество Я = Мир[2].

Главное средство субъекта –умение учиться, т.е. учить себя. Именно поэтому учебная деятельность являетсяуниверсальным инструментом развития. Основные характеристики деятельности: целеустремленнаясистема;  наличие обратной связи; всегда имеет генетически развивающийся плананализа.

Развитие личности в системеобразования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальныхучебных действий.

Системно-деятельностныйподход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контекстеключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владетьучащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоенияновых знаний, умений и компетентность, включая организацию усвоения, то естьумения учиться.

Поэтому исследования темы «Требования ксовременному уроку с позиций системно-деятельностного подхода» так актуальны ипрактически значимы в наше время.

Цель реферата:

Выявить основные требования требований ксовременному уроку астрономии с позиций системно-деятельностного подхода.

 

 


 

1.     «Современныйурок в условиях введения ФГОС третьего поколения»

Всовременной общественной жизни происходит множество изменений, которые требуютразвития новых педагогических технологий, способов образования, имеющих дело синдивидуальным развитием личности, формирования у обучающегося универсальногоумения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем всамоопределения, профессиональной деятельности повседневной жизни.Важнейшейзадачей современной системы образования является формирование совокупности УУД,обеспечивающих «умение учиться в образовательном процессе.    В основесовременных ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационногообщества;   переход к стратегии социального проектирования и конструирования всистеме образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования; признание решающей  роли содержанияобразования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействияучастников образовательного процесса;  разнообразие организационных форм и учетиндивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческогопотенциала, познавательных мотивов;  гарантированность  достижения планируемыхрезультатов освоения основной образовательной программы начального общегообразования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоенияобучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. [5]

Урокпо прежнему остается основной формой организации современных учебных занятий.Основные положения при проектировании и проведении современного урока:

·                  целостность урока;

·                  единство обучения, воспитания и развития,их взаимосвязь; 

·                  личностный подход, деятельностный подход; 

·                  внутриурочная дифференциация ииндивидуализация обучения;

·                  создание и поддержание высокого уровняпознавательного интереса, ситуация успеха, самостоятельная умственнаяактивность учащегося;

·                  применение  разнообразных методов, средстви методических приемов. Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средствобучения, стимулирования и контроля, сочетание различных форм коллективной ииндивидуальной работы, обеспечение самостоятельности;

·                   формирование способов умственных действийучащихся; гибкая неформальная система контроля; целесообразное и оптимальноэкономное расходование времени урока; сочетание трудности и доступности вобучении. [5] 

 

Основныетребования к современному уроку:

·                  четкое формулирование целей в целом и ихсоставных элементов;

·                  определение   места урока в системе урокови его содержания в соответствии с требованиями УП и целями урока, с учетомуровня подготовки учащихся; 

·                  прогнозирование уровня усвоения учащимисяЗУН как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;

·                   реализация на уроке всех дидактическихпринципов;  создание условий для успешного учения учащихся, связь теории спрактикой; системность уроков. [6]

 

Ксовременному уроку в образовательном учреждении предъявляются воспитательные,дидактические, психологические и гигиенические требования.

 Воспитательныетребования:

·                  формировать у учащихся в процессе обучениячерты личности необходимые для безопасного поведения;

·                  формировать чувство ответственности заличную безопасность и ценностное отношение к здоровью и жизни;

·                   осуществлять патриотическое инравственное воспитание.

 

Дидактическиетребования

·                  содержание обучения должно быть научным,доступным, тесно связанным с социальной практикой, систематическим ипоследовательным;

·                  обеспечить активность и сознательноеусвоение учебного материала;

·                    сочетание словесных, наглядных,практических, репродуктивных, поисковых методов обучения;

·                  планомерность реализации цели,образовательных, воспитательных и развивающих задач, учебно-воспитательнаяработа должна быть дифференцирована с учетом коллективных и индивидуальныхособенностей учащихся; 

·                  результаты урока должны быть доведены доучащихся и осознаны ими;

·                   учебная деятельность должна бытьразнообразной по содержанию и по форме проявления; использование разнообразныхприемов организации и методов обучения и воспитания в рамках цели и задачкаждого урока.

 

Психологическиетребования:

·                  учитывать психологические особенностикаждого ребенка: мышления, памяти, внимания, воли, эмоций.

 

 Гигиеническиетребования:

·                  избегать однообразия в учебной работе,чередовать виды учебной деятельности;

·                  контролировать обеспечение оптимальноготемпературного режима, влажности, качество освещения, своевременное иэффективное проведение физкультминуток, обеспечение правильной рабочей позыучащегося, соответствие мебели росту учащихся. [5]

 

Планированиеурока – наиболее сложный этап, так как от него зависит ход урока и егорезультаты.  На этапе планирования преподаватель формулирует цель, задачиурока, определяет структуру урока, выстраивает логическую последовательностьосновных видов деятельности преподавателя и учащихся на уроке. При постановкецели урока педагогу важно понимать и представлять обобщенную цель (чему ученикдолжен научиться) и конкретная цель (что ученик будет знать, уметь делать,завершив этап работы и как узнать, что он умеет это делать).

Преподавателюважно четко сформулировать, задачи урока: обучающие (дидактические);воспитательные; развивающие.  Далее в зависимости от целей и задачпреподаватель определяет тип и структуру урока.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Дляпостроения урока в рамках ФГОС ООО важно понять и определить критериирезультативности урока.  В конце урока учащиеся отвечают на вопросы, подводятитоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнитьпробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    Требования к современному уроку астрономиив рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностныйподход определяет требования к современному уроку:
1.Целеполагание.
2.Мотивация.
3.Практическая значимость знаний и умений..
4. Отбор содержания, обязательного для усвоениякаждым обучающимся.
5.Отработка общеучебных умений и навыков.
6. Построение каждого этапа урока по схеме:задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итогдеятельности – контроль уровня выполнения. Использование разнообразныхприемов организации учебной деятельности обучающихся с учетом их возрастных ииндивидуальных особенностей.
7. Подведение итогов каждого этапа урока,наличие обратной связи на каждом его этапе. Выполнение любой учебной задачидолжно контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированногообъема материала каждым обучающимся и преодоления возникших трудностей.
8. Наличие блока самостоятельного получениязнаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации.
9.Организация групповой работы.
10. Использование системы самоконтроля ивзаимоконтроля.
11. Качественная положительная оценкадеятельности обучающихся.
12.Рефлексия.
13.Минимализация и вариативность домашнегозадания.
14. Создание психологически комфортной атмосферы.

Особенностьюуроков по астрономии в образовательных организациях, является наглядностьпредставления учебной.

На основе анализатребований к современному уроку с рамках системно-деятельностногоподхода можно предложить следующую общую структуру современного урокаастрономии:

Уроки астрономии можноразделить на несколько видов:

1.Уроки исследования иосвоения новых знаний.

Цель урока:

§    сформировать умениепользоваться новыми способами действия.

§    расширить понятийную базуновыми элементами.

Мотивирование ученика. Формулировкацели и темы.

Формулирование гипотезы иплана действий.

Проверка гипотезы черезнаблюдение, эксперимент, лабораторную работу.

Первичное закрепление знанийчерез контекстное чтение, диалог, анализ фрагмента фильма.

2.Уроки рефлексии.

Цель урока:

§    сформировать способность крефлексии контрольно-коррекционного типа.

§    закрепить и скорректироватьизученные действия.

Подготовка ккоррекционной работе.

Формулированиетемы и цели. Основано на том, что ученики усвоили на предыдущем уроке.

Формулированиегипотезы.

Обобщение иотработка способов действия.

3.Урокобщеметодологической направленности.

Цель урока:

·                  научить формулировать выводы,структурировать и обобщать информацию.

·                  построить обобщающие нормыдействий и определить теоретические основы содержательных и метапредметныхлиний урока.

Мотивирование ученика.

Формулировка темы и целина основе последующих задач. Закрепление информации через размышление, диалог,решение различных типов задач.

Включение новых действийв систему знаний через обобщение.

4.Урок развивающегоконтроля.

Цель урока:

§    сформировать способность косуществлению контроля.

§    построить механизм контроля исамоконтроля.

Формулировка заданий надом (контрольные, зачетные, лабораторные работы).   

Предоставление ученикамобоснованного эталона.

Сопоставление домашнейработы с содержанием учебника.

бсуждение критериевконтроля и оценки результатов.

Для мотивации обучающихсяи лучшего восприятия ими информации следует представлять интересные факты,значимые для современного подростка. Учебник следует использовать только какисточник первоначальных сведений и опору для выполнения домашних заданий. Привозможности, следует организовывать наблюдение за небесными телами и обсуждениеувиденного.

Изучение астрономиистановится более интересным и запоминающимся для учеников, когда в процессе ониприобретают жизненный опыт – например, в ходе мыслительной деятельностипутешествуют, оказываясь в разных уголках Вселенной. 6

 

 


 

Заключение

В ходе выполненияреферата были выявлены основные требования к современному уроку астрономии спозиций системно-деятельностного подхода. Даны определения таким понятиям, как:

§    Системно-деятельностныйподход

§    Деятельность

§    Система

§    Педагогическая система

§    Системный подход

§    Деятельностный подход

Во введении былаобусловлена актуальность выбранной мною темы для реферата.

А также:

·                  рассмотрена современнаяструктура урока;

·                  проведенанализ содержания основных требований к  современномууроку в рамках системно-деятельностногоподхода;

·                  рассмотрена общая структурасовременного урока астрономии с приведенным описанием основных типов уроков.

Реализация рассмотренных требованийпредполагает наличие у преподавателей определенных компетенций:

·                  Компетентность педагога в областипостановки цели и задач урока.

·                  Компетентность педагога в областимотивирования обучающихся.

·                  Компетентность педагога в содержаниидеятельности (уровень владения учебным материалом по предмету).

·                  Компетентность педагога в областипрофессионально-педагогической позиции и личностных качеств.

·                  Компетентность в области организацииучебной деятельности.

Списокиспользованных источников

1.    ФГОС третьего поколения: изменениястандартов // [Электронный ресурс]

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos

2.    Системно-деятельностный подход какметодологическая основа ФГОС. // [Электронный ресурс]

https://sites.google.com/site/fedgosobstndt/sistemnodeatelnostnyjpodhodkakmetodologiceskaaosnovafgos

3.    Википедии «Системный подход»// [Электронный ресурс]
https://ru.wikipedia.org/wiki 

4.    Деятельностный подход в образовании //[Электронный ресурс]

https://www.informio.ru/publications/id3555/Dejatelnostnyi-podhod-v-obrazovanii

 5.Современный урок в условиях реализации ФГОС // [Электронный   ресурс]

             https://www.pedmasterstvo.ru/categories/31/articles/2207

 

 6.         Требования к современному уроку астрономии в рамкахсистемно-деятельностного подхода // [Электронный ресурс]

 

https://infourok.ru/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-s-pozicij-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет