X-PDF

Тропари и кондаки на часах воскресных дней

Поделиться статьей

Праздники тропари кондаки
Святой не имеет тропаря (кондака). Слава Тропарь воскресный. И ныне Богородичен часов. Кондак воскресный.
Святой имеет тропарь: не имеет праздничного знака, или поемый на 6. Тропарь воскресный. Слава Тропарь святого. И ныне Богородичен часов. Кондак воскресный.
Святой имеет: славословие, или полиелей, или бдение. Тропарь воскресный. Слава Тропарь святого. И ныне Богородичен часов. НА 1 И 6 ЧАСАХ: Кондак святого. НА 3 И 9 ЧАСАХ: Кондак воскресный.

Тропари и кондаки на часах седмичных дней:
с понедельника по пятницу.

Праздники тропари кондаки
Обыкновенно. Слава Тропарь святого. И ныне Богородичен часов. Кондак святого.
Святой не имеет тропаря (кондака). Слава Тропарь общий известному лику святых. И ныне Богородичен часов. Кондак святого общий.
Два святых и каждый имеет тропарь (кондак). Тропарь первого святого. Слава Тропарь второго святого. И ныне Богородичен часов. НА 1 И 6 ЧАСАХ: Кондак 1-го святого. НА 3 И 9 ЧАСАХ: Кондак 2-го святого.

Тропари и кондаки на часах субботних дней.

Праздники тропари кондаки
Обыкновенно. Слава Тропарь святого. И ныне Богородичен часов. Кондак святого.
Святой не имеет тропаря (кондака). Слава Тропарь общий известному лику святых. И ныне Богородичен часов. Кондак святого общий.
Два святых и каждый имеет тропарь (кондак). Тропарь первого святого. Слава Тропарь второго святого. И ныне Богородичен часов. НА 1 И 6 ЧАСАХ: Кондак 1-го святого. НА 3 И 9 ЧАСАХ: Кондак 2-го святого.
Заупокойная служба в период пения Октоиха. «Апостоли, мученицы и пророцы…» Слава «Помяни, Господи, яко благ…» И ныне Богородичен часов. «Со святыми упокой…»
Заупокойная служба Мясопустной субботы и субботы перед Пятидесятницею. Слава «Глубиною мудрости…» И ныне Богородичен часов. «Со святыми упокой…»

Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной вечерни. 1-5 главы Типикона. Повечерие в субботу вечером (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона. (см. пример.)

Воскресное богослужение. Место воскресной службы в Уставе можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни ка­ждого христианина. По словам Св. Писания, без веры в Воскресение тщетна вера наша (1 Кор. 15:14). И воскресная служба, конечно же, имеет в богослужении совершенно исключительное положение. Пасха – это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник, даже не двунадеся­тый, поскольку он неизмеримо больше любого двунадесятого праздника . он имеет огромный подгото­вительный период – более 40 дней – и такое же попразднство. А воскресная служба является нача­лом и вершиной седмичного богослужения . неделя – это первый день седмицы. Неделя начинается со своей вершины, с такой высоты, на которую ни один день седмицы больше не поднимается. Название воскресного дня: «воскресенье» не требует объяснения, «неделя» же говорит о том, что в этот день не надо делать мирских дел . это день, посвященный Богу. Вспомним заповедь о дне, по­священном Богу – это одна из десяти заповедей. В Ветхом Завете это день субботный, для новоза­ветных людей это день воскресный.

Сама Евхаристия времени не принадлежит, она принадлежит вечности, и в эту вечность переносит нас из власти времени. Такое же учение было, вероятно, и о воскресном дне. Это день осьмый – день будущего века. В древности именно этот день был днем собрания общины, днем преимущественным для совершения Евхаристии.

В 1-ой главе Типикона описывается малая вечерня, во 2-ой главе – ход воскресного всенощного бдения (в соединении со службой святому без знака). 3-я глава – это воскресное бде­ние в соединении со службой бденному святому . 4-я глава – воскресная служба в соединении со службой полиелейному святому, 5-я – в соединении со службой шестеричному святому и свято­му со славословием, 6-я говорит о количестве бдений (не только воскресных), «бывающих во все лето». После того, как описаны воскресные бдения, упоминаются бдения, которые бывают в остальной период года . очень ясно показано, что воскресная служба является для них образцом. 7-я глава описывает воскресное богослужение без бдения, такой вариант службы, когда совершается великая вечерня, предваряемая девятым часом, затем повечерие, воскресная полунощница и отдельно воскрес­ная утреня. Напомним, что при бдении великая вечерня и праздничная утреня совершаются вместе, как одна служба, а повечерие и полунощница отсутствуют.

Воскресное бдение никогда не служится само по себе, только как воскресная служба. Это ведь не только день седмицы, это еще и день года, день какого-то месяца. Не соединятся воскресная служба только со службами двунадесятых Господских праздников (за исключением Сретения), так как по Уставу в Господский праздник вся вос­кресная служба отменяется. И это свидетельствует об исключительной важности воскресной службы, которая служится всегда неопустительно, кроме лишь одного-единственного случая, когда на воскрес­ный день попадет Господский двунадесятый праздник. Именно двунадесятый, например, Вход Господень в Иерусалим: он всегда в воскресный день, и воскресной службы нет. Рождество, Крещение, Преоб­ражение, Крестовоздвижение – если попадут на воскресный день, то воскресная служба отменяется. А вот Нерукотворный Образ или Положение ризы Спасителя не отменяют воскресной службы . ведь это не двунадесятые праздники. Вот на какой высокой ступени стоит обычный воскресный день в сис­теме Типикона. Выше его только Господский двунадесятый праздник. Все остальное или сравнимо с ним по важности, или сильно уступает.

Всенощное бдение. Всенощным бдением называется особая церковная служба, представляющая в настоящее время соединение вечерни и утрени с первым Часом и отправляемая накануне известных праздников. Свое название она получила от обычая древней Церкви совершать ее в течение целой ночи, до самого рассвета (в богослужебных книгах термин «Бдение» иногда заменяется термином «Собор». Этим словом в богослужебных книгах вообще обозначается особенно торжественное служение, совершаемое собранием иереев . но применяется это название к всенощному бдению).

Первое по времени свидетельство о ночных бдениях принадлежит апостольскому веку. Так, в книге Деяний Апостольских (16 гл., ст.25) упоминается о ночной молитве и пении ап. Павла и Силы, а также ночной молитве (12 гл., 12 ст.) всей апостольской общины. В «Первый день недели», когда ученики собрались (в Троаде) для преломления хлеба, ап. Павел беседовал с ними и провел в беседе всю ночь (Деян.20, 7-11). В соответствии с этим некоторые св. Отцы и учители Церкви, например, св. Иоанн Златоуст (в 27 беседе на 1-е посл.Корин) и Ориген (в 12 гл.соч., «О молитве»), указывают на совершение всенощного бдения как на установление самих апостолов.

В Русской Церкви всенощное бдение появилось только в XV в., т.е. одновременно с введением Иерусалимского устава.

По Уставу, всенощное бдение должно начинаться спустя немного времени после захода солнца: «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, 2 гл.). Но так как непосредственно перед солнечным закатом полагается служить особую службу, именно малую вечерню, то всенощному бдению, по Уставу, предшествует малая вечерня, исполняемая незадолго до бдения. Повечерие и полунощница в день всенощного бдения оставляются. Обыкновенно в приходских церквах малая вечерня тоже опускается вместе с девятым часом.

Перед всенощной должна совершаться малая вечерня. Перед малой вечерней должен совершаться девятый час, на котором читается тропарь и кондак уходящего дня, а вечерня уже посвящена празднику, т.е. литургические темы этих двух служб – различные.

Бденное богослужение образуется самой праздничной вечерней и самой праздничной утре­ней – великой вечерней и полиелейной утреней. Для того чтобы молиться всю ночь, а на словах «Слава Тебе, показавшему нам свет» встретить восход солнца, вечерню нужно начинать достаточно поздно. Получается, что вечерня начинается очень поздно, уже в ночи, а обычное время вечерней мо­литвы остается без службы, поэтому для этих дней Типикон и назначает служить малую вечерню. Малая вечерня, по указанию Типикона, совершается прежде солнечного захождения, когда еще не зашло солнце, то есть когда еще светло.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 989

Устав малой вечерни описан в 1-й главе Типикона. Там говорится о малой вечерне, совершаемой под воскресные дни, но она является образцом всех малых вечерен года. Каков план и порядок со­вершения этой службы?

1. «Благословен Бог…»

2. Девятый час.

3. «Благословен Бог»

4.103-й Псалом.

5. Господи, помилуй 3 раза, Слава, и ныне.

6. «Господи, воззвах…» и стихиры на Господи, воззвах на 4.

7. Свете тихий

8. Прокимен дне.

9. Сподоби, Господи

10. Стихиры на стиховне.

11. Ныне отпущаеши и Трисвятое по Отче наш.

12. Тропарь.

13. Ектенья сугубая сокращенная.

14. Окончание.

Сравним малую и будничную вечерни. На малой вечерне нет светильничных молитв . всегда отсутствуют великая и просительная екте­ньи. Однако великая ектенья заменена на Господи, помилуй 3 раза и Слава, и ныне. Это очень инте­ресно и свидетельствует нам о том, каково значение в службе таких мелочей, как Господи, помилуй и Слава, и ныне. Такая замена произошла потому, что все содержание великой ектеньи может быть сведено к этим текстам: все 11 длинных прошений великой ектеньи, к которым припевается Господи, помилуй – это просьба о помиловании, а возглас, заключающий каждую ектенью, всегда имеет хва­лебный характер и может быть сведен к «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мы кратко называем его Слава, и ныне, на самом же деле это малое славо­словие Пресвятой Троице, очень важный текст.

Просительная ектенья ничем не заменяется, остается только сугубая в сокращенном варианте. На малой вечерне никогда нет кафизмы, а на будничной она есть в большинстве случаев. На малой ве­черне стихиры на Господи, воззвах всегда поются на 4, это самое маленькое количество, какое только может быть. Это основные отличия малой вечерни.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 989

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет