X-PDF

Творческая работа ученицы 7 класса. Проект по русскому языку «Чем могут быть полезны словари?

Поделиться статьей

Оглавление

 

Введение___________________________________________________стр.1

Теоретическая часть

 1.1 Из историисоздания словарей русского языка________________стр.4

1.2.Что такоесловарь?________________________________________стр.6

1.3.Лексикографияи знаменитые лексикографы__________________стр.7

1.4.Какиебывают словари?____________________________________стр.11

1.5.Наиболееинтересные словари______________________________ стр.15

1.6.Электронныесловари______________________________________стр.17

1.7. Перечень всех существующих врусском языке словарей:______  стр.18

 Заключение_________________________________________________стр..20

Использованная литература____________________________________стр.21

Практическая часть

Приложение

1.      Анкетадля учащихся_________________________________стр.23

2.      Памятка«Как пользоваться словарём»__________________стр.25

3.      «Словарьтерминов по учебным предметам»

4.      Презентацияпо теме «Чем могут быть полезны словари?

5.      Памятка «Всесловари русского языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вы умеете  пользоватьсясловарями? Часто ли обращаетесь к ним? Уверенно можно сказать, что многие извас дадут отрицательный ответ или зададут встречный ответ: «А что интересногоможет быть в словарях, чтобы их читать?» А вот что сказал о своей любви к словарям иоб их значении французский писатель Анатоль Франц: «Словарь- это вся вселеннаяв алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь- это книга книг».Соглашусь с этим высказыванием, действительно, значение словарей для насогромно, но мы этого не ценим.   Аведь словарь – это источник знаний, там можно узнать значение слов,словосочетаний, фраз, выяснить из какого языка оно пришло в наш язык, какпостроены и образованы слова и ещё много всего нового для нас.

  Многие люди не пользуются словарями, ведь сейчас для этогосуществует интернет,  и он кажется намного интересней. Но общение с живымсловарём необходимо, поэтому  нужно донести до общества, а точнее разъяснить,  чемважны словари.         

 На уроках русского языка приизучении разделов « Лексика» и « Фонетика», мы прибегали  к помощи словарей.Занятие это увлекательное.

 Мне всегда нравилось работать со словарями: находить ворфографическом словаре правильное написание слов, а в толковом — объяснениенепонятных слов. Именно поэтому я и выбрала тему проекта « Словари русскогоязыка». Мне захотелось узнать, какие существуют словари, когда и как онипоявились, кто был первым автором.

Я провела анкетирование среди моих сверстников и выяснила, чтомногие ученики не знают, какие бывают словари русского языка и не пользуютсяими. 

 (приложение)

В русскомязыке есть множество устаревших или непонятных нам слов, требующих разъяснения. Из разных источников мы узнаем новые слова, но значения некоторых из них намнепонятны . Мы   не всегда знаем,  где найти необходимую информацию.    

А ведь всловарях  отражается   история   жизни людей, их беды и радости. Каждоеслово, помещенное в словаре, связано с деятельностью народа, творца языка. Ядумаю, что тема моей работы актуальна и результаты моего исследования будутполезны моим одноклассникам.  Обращение к словарям открывает перед учащимисябогатство человеческой мысли, способствует формированию целостного представления о системе языка.

Цель моей работы — привлечение внимания моих сверстников к словарямрусского языка.

Задачи: изучить понятие «словарь»;

 узнать, какие бывают словари русского языка;

 составить анкету и провести анкетирование, выяснить спомощью анкетирования, как востребованы словари    русского языка среди моих одноклассников;

подготовить презентацию по теме проекта

подготовить продукт проекта «Словарь терминов по учебнымпредметам»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

1.1Из истории создания словарей русского языка

  Предшественниками современных словарей былирукописные, а затем и печатные словари эпохи средневековья. В процессесовершенствования «словариков» малого объема и узкого назначения постепенноскладывалась многовековая лексикографическая практика.

Самым древним из дошедших до наших дней словариковбыло приложение к новгородской Кормчей книге 1282 г. В нем помещено 174греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова, включая некоторыебиблейские имена собственные. В XVI—XVIII вв. появились азбуковники большего —по сравнению с прежними — объема, с алфавитным расположением и систематизациейслов. Среди широко распространившихся азбуковников (сохранилось более 200списков) были сборники учебного, нравоучительного и энциклопедическогохарактера.     

Первый печатный словарь, появился в 1596 г. какприложение к  грамматике известного филолога того времени священникаЛаврентия Зизания. В нем содержится 1061 слово, слова расположены  поалфавиту. Толкование старославянизмов и заимствований из западноевропейскихязыков дается в нем при посредстве слов живого белорусского, украинского и русского языков того времени.    

Следующий по времени печатный словарь был составленв 1627 г. украинским филологом Памвой Берындой. Как показывает название книги(Лексикон славеноросский), автор поставил своей целью объяснитькнижные старославянские слова. И по количеству слов (6982), и по точности ихобъяснений на материале живой разговорной лексики, и по критическому отношениюк источникам этот словарь выделялся своим высоким филологическим уровнем.Составлению словаря Берында посвятил 30 лет, использовав всю доступную емулитературу.  

В 1704 г. появился Лексиконтреязычный… Ф. П. Поликарпова-Орлова – первый трехъязычныйпереводческий словарь, напечатанный кириллицей в России. Русские словатолкуются в нем на латинском и греческом языках, применено алфавитноерасположение слов (по первым трем буквам). Словарь отражает языковое состояниерубежа XVII-XVIII веков и ориентирован преимущественно на книжную ицерковно-славянскую лексику, содержит 17328 слов. В ту же Петровскую эпоху былсоставлен первый словарь иностранных терминов Лексикон вокабулам новым поалфавиту, содержавший 503 слова. 

В XVIII в. возникает интерес к вопросампроисхождения и образования отдельных слов, появляются этимологические заметки  Ломоносова,Сумарокова, Татищева и других писателей и ученых. В конце века был издан рядсловарей церковнославянского языка (Церковный словарь иДополнение к нему содержали объяснение более 20 тысяч слов).

На основе предшествующей лексикографической работы позднеепоявилась возможность приступить к работе над созданием нормативного словарярусского языка. В основу его могли быть положены  рукописные материалыЛомоносова и других исследователей русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.2.Что такоесловарь?

    У каждого языкаесть свои словари. Множество их и у русского языка. Учёные предполагают, что врусском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существуетмножество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят обистории слова, третьи расширяют наш кругозор, приобщают к культуре.

               Разные источники по-разномуопределяют понятие «словарь»:

словарь —книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.),расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях,употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистическиесловари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях вкаких-либо областях науки, культуры и др.;

словарь —книга, информация которой  упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи,отсортированные по названию или тематике;

словарь —сборник слов с толкованием или с переводом;

словарь —книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями илипереводом на другой язык;

словарь — книга, содержащая перечень слов, расположенных по томуили иному принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями;

словарь —это справочник, в котором можно почерпнуть ту или иную информацию о единицеязыка или предмете (явлении) окружающей действительности.

            Таким образом,  в зависимости отназначения словаря, мы и будет трактовать данное понятие.

В широком смысле —словарь — это сокровищница народа. Ведь слова — структура изменчивая,одни слова устаревают, другие только рождаются, а словари позволяютзафиксировать эти изменения, структурировать и сохранить их на века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Лексикография и знаменитыелексикографы

             Работа по собиранию и систематизации слов и фразеологических оборотовназывается лексикографией (от греч. lexis — слово и grapho — пишу). Ее основное содержание — составление различныхязыковых словарей. Это наука о словарях, о том, как их наиболее разумно делать,это и сама практика составления словарей.   Понятно, что нельзя составлятьсловари, не понимая, что такое слово, как оно живет и как оно «работает» внашей речи. Это задача лексикологии. В то же время составители словарей,вдумываясь в слова, их значения, их «поведение» в речи, обогащают науку о словеновыми наблюдениями и обобщениями. Лексикология и лексикография теснейшимобразом связаны между собой.

Таким образом, лексикография – это научнаяметодика и искусство составления словарей, практическое применениелексикологической науки, чрезвычайно важное как для практики чтения иноязычнойлитературы и изучения чужого языка, так и для осознания своего языка в егонастоящем и прошлом.

Составлениесловарей — это большая и скрупулезная работа. Для нее открыта целаясамостоятельная ветвь — лексикография — наука о составлении словарей.Изучают, систематизируют и составляют словари — лексикографы. Именно ихимена украшают авторскую строчку словарей и справочников слов. Это и В.И.Даль,и С. И. Ожегов, и Д.Н Ушаков.

 Владимир Иванович Даль (1801–1872) пообразованию был врач, но за свою долгую жизнь переменил целый ряд профессий:был моряком, военным врачом, занимал ответственные посты на государственнойслужбе, выступал в качестве беллетриста. Им былсоставлен «Толковый словарьживого великорусского языка»   Это беспримерный в истории лексикографии плод многолетних бескорыстныхзанятий великого труженика. Основная задача, которую ставил перед собой Даль,–«изучить язык народный, а от него уже идти далее», освобождая русскуюлитературную речь от чужеродных заимствований, обновляя её средствами народногоязыка.

Четыре огромныхтома по 330 листов в 1867 г. явились перед русской публикой. В его «Толковом словаре живого великорусского языка»более 200 тысяч слов.

Как бы загремелоимя Даля, если б это был словарь Иностранных слов! А по поводу русского словаряни один Российский университет не выразил своего уважения этому монументальномутруду.

Только немцыприслали В.И. Далю латинский диплом и премию.

Слова у Даляобъединяются в словопроизводные гнёзда. Составителю казалось, что при такомгнездовом расположении слов вскроются законы русского словопроизводства.

Даль предпочитаетразъяснять слова подбором синонимов или вообще близких по значению слов и выраженийиз литературного языка и местных говоров.

 Анéмия –бескровие, малокровность, малокровие; истощение, потеря крови.

  Словарь Даля,составленный почти сто лет назад, является для нас интересным историческимпамятником, который широко охватывает живую народную речь первой половины XIXв. с её диалектами, профессионализмами.

Отсутствие чёткихопределений слов, отсутствие примеров из художественной литературы,искусственное создание своих слов, ошибочное стремление заменить общепринятые иуже обрусевшие иноязычные слова – вот те недостатки, которые свойственнысловарю В. И. Даля. Но они не умаляют его достоинств.

  Словарь В.И.Даля неоднократно переиздавался.

 

Следующий  лексикограф – профессор  Д. Н.Ушаков.

  Cоставлятьсловарь Дмитрий Ушаков начал в двадцатые годы XX столетия. Работы посоставлению толкового словаря проводились двенадцать лет.В 1935–1940 гг. вышелчетырёхтомный «Толковый словарь русского языка»под редакцией проф. Д.Н. Ушакова. В его составлении, кроме редактора, принялиучастие виднейшие учёные: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И.Ожегов и Б. В. Томашевский.

Словарь включаетоколо 85 тыс. слов. В соответствии с поставленными целями авторы внесли в негослова современного общелитературного русского языка. В словарь входит лексика,представленная в художественных произведениях, в публицистике XIX и XX вв.

Широко включаютсяслова советской эпохи. В этой лексике отразились изменения в технике, вобщественных отношениях и в сознании людей, происшедшие после революции,например: гидростанция, колхоз, колхозник, колхозница, комбайн, комсомол,комсомолец, ленинизм, ленинец, ленинский, совхоз..

Впервые, посравнению с предшествующими словарями, широко и последовательно введены всловарь фразеологические единицы. Значения слов в большинстве случаев даются ввиде кратких определений. Авторы «Толковогословаря» должны были заново указывать значения многих слов,особенно связанных с идеологией, например: коммунизм, ленинизм, революция.

В словаре впервыев русской лексикографии с большой полнотой вскрыты значения служебных слов:например, указано 28 основных значений предлога на,10 значений союза и.

Определения всловаре Д.Н. Ушакова дополняются примерами из произведений классической исовременной художественной литературы.

В 1949г. вышел всвет   однотомный «Словарьрусского языка» Сергея Ивановича Ожегова (1900—1964), известного  русского филолога.

 Содержалсловарь 53000 слов.

Вданный момент является уникальным и самым популярным словарем русского языка.Как и все великие вещи, словарь составлен таким образом, что его статьи понятнывсем.

  Словарьбыстро завоевал признание широкого круга читателей.

Принципы,на которых он строился, были ясны и разумны, состав описываемой лексики былактуален и отражал живые языковые процессы, материал располагался доступно,толкования слов и примеры их употребления были точны и лаконичны,фразеологическая часть статьи достаточно информативна.

Словарьбыл задуман как строго нормативный, рекомендующий определённые лексические,грамматические, орфоэпические и стилистические правила. Однако С.И. Ожегов быллингвистом, который прекрасно чувствовал жизнь языка, видел пути его развития.

Онпонимал языковую норму как исторически складывающуюся и изменчивую категорию,чуткую к звучащей речи, к живому употреблению и постоянно на негооткликающуюся.

 Прижизни автора вышло шесть изданий однотомного словаря. В течение всех этих летсловарь пополнялся и совершенствовался.

Послесмерти С. И. Ожегова, выполняя его волю, работу над словарём продолжилачлен-кор­респондент Российской академии наук Н. Ю. Шведова. С этого времениначалась новая жизнь словаря. С 1972 по 1991 гг. вышло в свет четырнадцать егоизданий.

Объёмсловаря вырос с 57 тыс. до 70 тыс. слов; постепенно увеличивался корпуссловаря, расширялось описание многозначных слов, обогащались иллюстративнаячасть, показ фразеологических связей, круг ближайших производных слов.

В 1990г. Академия Наук СССР присудила «Словарю русского языка» С.И. Ожеговапремию им. А. С. Пушкина.

В этомсловаре читатель увидит стремление отразить те изменения, которые происходят врусской лексике. Словарь может рассматриваться как такое лексикографическоеописание современного русского языка, которое стремится отразить живые процессы,происходящие в нашем языке в последние десятилетия 20-го столетия.«Словарьрусского языка», созданный С.И. Ожеговым, надолго пережил своего автора.Эта книга уже более полувека служит русскому народу и тем, кто любит и хочетзнать его язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Какие бываютсловари?

 Словари делятся на энциклопедические и лингвистические

Объект описания лингвистических(языковых) словарей —языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово(словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, взависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания,словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления.

             Энциклопедические (др.-греч. enkyklios иpaideia, — «обучение в полном круге»)   эти словари содержат сведенияо научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии ит. п.

             В энциклопедическом словаре нетграмматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемомсловом.

 Построение слов в словарях многообразно.Об этомсвидетельствует схема:

Словари

         Словарем словарей справедливо считаюттолковый словарь.

Толковые словари               

Немецкий философ Фейербах Людвиг Андреас (1804 –1872) писал: «Чем большим  количеством слов я обладаю, тем  большеезначение я имею для других, тем обширнее объем моих воздействий, моеговлияния». Именно толковый словарь  предоставляет в распоряжение пишущегослова, которые могут быть необходимы в той или иной ситуации; именно толковыйсловарь может внушить  уверенность в правильности того или иного речевогодействия. Вряд ли найдется человек, которому были бы знакомы все слова,представленные даже в однотомном толковом словаре, но образованный пользовательвсегда сумеет извлечь из словаря необходимую  информацию. 

Толковые словари, в зависимости от того, кому ониадресованы, различаются по количеству описываемых слов и по полноте ихпредставления (от 200 тысяч слов в больших словарях до 20 – 30 тысяч в малых).Во всех случаях, когда возникают вопросы, связанные с пониманием слова втексте, или сомнения в том, правильно ли использовано слово в речи, следуетпрежде всего обращаться к авторитетному толковому словарю. В нем представленыне только толкование значения каждого слова, характеристика его стилистическихсвойств, но и сведения о написании, ударении, о тех грамматических  формах, которыеопределяют поведение слова в речи. Вся богатая информация о слове в толковомсловаре представлена в специальной и очень экономичной форме с использованиемспециальных знаков и символов.     

 Орфоэпические словари

 Цель орфоэпических словарей — дать сведения опроизношении, ударении и образовании грамматических форм каждого слова,включенного в словник. В словарях этого типа трактуются произносительные нормылитературного языка применительно к каждой единице словника. Орфоэпическийсловарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы (под ред. Р. И. Аванесова) является самым известнымсловарем этого типа.

  Этимологические словари

               Словари этого типа содержат справки опроисхождении слов, языковых источниках поступления в нашу речь. В словарях,описывающих этот аспект жизни слова, указывается исходный языковой материал,первоначальное звучание и значение в языке-источнике, даются другиедополнительные сведения о слове, объясняющие понятийное содержаниезаимствованного слова. Популярным этимологическим словарем русского языкаявляется «Краткий этимологический словарь русского языка» В. В. Иванова, Т. В.Шанской и Н. М. Шанского.

 

 Словари трудностей

               В практике письменной и устной речи многиелюди сталкиваются с затруднениями различного характера. Все эти затруднениядолжны решаться в словарях трудностей. Словари трудностей включают в свойсостав такие случаи, которые описываются в орфоэпических, в грамматических и вобщих филологических словарях. Составители таких словарей, естественно,опираются на такие источники, в которых зарегистрированы различные вариантынаписания, произношения и словоупотребления, даются рекомендации нормативногохарактера. В качестве примера здесь можно указать словарь Горбачевич К. С.«Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200слов»

 Словари иностранных  слов

              В словарях неологизмов описываются слова,значения слов и словосочетаний, появившиеся в определенный (описываемый)период. Развитые языки активно пополняются новыми словами. Как показываютисследования, количество неологизмов, которые используются в речевой практике,исчисляется десятками тысяч. С появлением компьютерных технологий, позволяющихобрабатывать огромные массивы неструктурированной текстовой информации,появилась потребность в автоматическом анализе словоформ, в том числе и вновьобразуемых. В качестве примера можно указать «Толковый словарь русского языканачала XXI века: Актуальная лексика» под ред. Г. Н. Скляревской.

Фразеологические словари

               Фразеологические словари в качествезаголовков словарных статей содержат словосочетания, которые воспроизводятся вречевой практике целиком, без перестановок или изменений своих частей. Срединих «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А. И. Молоткова являетсяна сегодняшний день наиболее полным словарём.

Орфографические словари

                Предназначение языковых справочников этоготипа – указать нормативное написание слова, соответствующее правиламправописания. Наиболее полным словарем общего типа на сегодняшний день является«Русский орфографический словарь: около 180 тысяч слов, отв. ред. В. В. Лопатин

 Словообразовательные словари

                  Словари этого типа содержат сведения оморфемном членении слова, его словообразовательной структуре. В такихсправочниках представлена информация о структуре слова и тех элементах, изкоторых это слово состоит. В словообразовательных словарях слова собраны как покорневым гнездам, так в алфавитном порядке. Наиболее популярнымсловообразовательным словарём является словарь под редакцией А.Н.Тихонова.

Словарь синонимов

Словарь синонимов, а также омонимов и антонимовсодержит перечень слов, соответственно теме того или иного словаря. Например,из словаря синонимов русского языка — слов разных по звучанию, ноодинаковых по смыслу:

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

 

 

 

1.5. Наиболее интересные словари:

Топонимический  словарь. Топони́мика  — наука, изучающаягеографические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение,развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика являетсяинтегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данныетрёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

Часто́тный слова́рь (или частотный список) — набор слов данногоязыка (или подъязыка) вместе с информацией о частоте их встречаемости. Словарьможет быть отсортирован по частоте, по алфавиту (тогда для каждого слова будетуказана его частота), по группам слов (например, первая тысяча наиболеечастотных слов, за ней вторая и т. п.), по типичности (слова, частотные длябольшинства текстов), и т. д. Частотные списки используются для преподаванияязыка, создания новых словарей, приложений компьютерной лингвистики,исследований в области лингвистической типологии, и т. д. 

   Исторический словарь.Лексикографическое издание, ставящее своей целью отражение истории слов одногоязыка на всем протяжении их существования в данном языке — со времени егообразования первых письменных памятников) до современности либо жеограничиваясь определенным значительным историческим периодом. В историческомсловаре регистрируются фонетическая, графическая, морфологическая вариантностьслова, основные изменения в его семантике и прагматических характеристиках(степень употребительности, распространенность в разных языковых подсистемах,стилистическая принадлежность и прочие).Строго говоря, жанр собственноисторического  словаря в русской лексикографии  до сих поротсутствует.

Грамматические словари – это словари, которые содержат сведения о формальных(словоизменительных и синтаксических) свойствах слова. Порядок слов в такихсловарях может быть как прямым, когда слова располагаются в порядке следованияалфавита от первой буквы, начинающей слово, к последней букве слова, так и вобратном, когда слова располагаются в алфавитном порядке, начиная с последнейбуквы слова. Обратный порядок позволяет представить читателям словообразовательныесвойства слова.. Один из лучших словарей этого типа «Грамматический словарьрусского языка. Словоизменение» А. А. Зализняка. В нем содержится около 100тысяч слов, расположенных в обратном алфавитном порядке.

Диалектный словарь (областной словарь) – толковый словарь,содержащий описание лексического состава данного диалекта. Среди диалектныхсловарей выделяются дифференциальные (описывающие только лексику, специфическуюдля данного диалекта, и особенные значения общераспространенных лексем) и полные(включающие в описание по возможности весь зарегистрированный словарный составданного диалекта).Диалектные словари могут  быть ограниченными втематическом отношении (словарь местных географических терминов, терминологиикакого-либо ремесла, промысла и прочие).

Антропонимический  словарь.Лексикографическое издание, посвященное собственным именам людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Электронныесловари.

     С развитием компьютерной техники всё большее распространениеполучают электронные словари, онлайн-словари. Они, какправило, являются электронными аналогами «бумажных» словарей.Поиск слов в таких словарях осуществляется во много раз быстрее.

     Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве.Позволяет быстро найти нужное слово, часто с учётом морфологии и возможностьюпоиска словосочетаний (примеров употребления) и изменения перевода с одногоязыка на другой.

   Фактически многие словари, которые сформировались в язы­ковойатмосфере середины прошлого века, сильно устарели. Появ­ляются новые отраслипроизводства, науки, бизнеса, культуры. В обычную разговорную речь приходятновые слова, термины, ус­тойчивые словосочетания. В них не указаны современныезначе­ния старых слов, а многие новые слова просто отсутствуют, так какбумажные словари слишком долго готовятся. Электронные словари могут оперативнообновляться.

    Онлайн-словарь — электронный словарь, размещённый в Интернете.Онлайн-словари быстро набирают популярность. Их размещают у себя многиепоисковые порталы. В России есть 3 варианта онлайн-словарей:

1) Авторские словари, полностью соответствующие своим бумажнымвариантам. 2)пиратские словари, полученные путем сканирования авторскихбумажных словарей, опубликованные без соблюдения авторских прав, и смешанныеверсии, когда в основе лежат как авторские, так и пиратские словари.

3) В Интернете есть Википедия — это справочник(энциклопедия, толковый словарь) в Интернете, которую создают сами посетители. Википе́дия — свободная общедоступная мультиязычнаяуниверсальная интернет-энциклопедия.

      В Рунете имеются и другие русскоязычные универсальныеэнциклопедии – Большая советская, Малая советская, Большая российскаяэнциклопедия, Кругосвет и другие.

 Многие словари имеют электронную версию инаходятся в свободном доступе, что делает их удобными для пользования

 

Перечень всех существующих в русском языкесловарей:

  • терминологические словари
  • словари иностранных слов
  • словарь переводческих терминов
  • толковые словари
  • словари синонимов
  • словари антонимов
  • словари омонимов
  • словари паронимов
  • словари новых слов
  • фразеологические словари
  • словари «крылатых слов» (типологически связаны с предыдущими)
  • идеографические словари
  • ассоциативные словари
  • грамматические словари
  • словари сочетаемости
  • словари эпитетов
  • словари обсценной лексики (вульгарной, ненормативной, грубо-просторечной)
  • словари арго
  • словообразовательные словари
  • словари рифм, т. н. «Обратные словари»
  • словарь общеупотребительных слов и словосочетаний в научно-технической литературе
  • словари трудностей русского языка
  • словари редких и устаревших слов
  • словари сокращений
  • словари языка писателей
  • исторические словари
  • словари субстандартной лексики
  • словари детской речи
  • антропонимические словари
  • топонимические словари
  • лингвострановедческие словари
  • лингвокультурологические словари
  • частотные словари
  • комплексные учебные словари
  • словари лингвистических термин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Ежедневный поток информации, содержащейся врадио- и телепередачах, в печатном виде, в художественной литературе, вызываетмного языковых вопросов среди людей. При наличии словарей и справочников любойжелающий может легко найти ответы самостоятельно. С их помощью мы учимсясамостоятельно.

Словарь является ключом к Дому знаний на русскомязыке. Современный школьник, студент должен постоянно иметь на своем столесловари и, когда возникают вопросы, обращаться к ним. Таким образом, изучениеязыка должно быть непрерывным, систематическим. Домашняя библиотека должнаиметь орфографические, толковые словари, грамматические, словообразовательные,морфемы, толковые, фразеологические и другие словари и справочники

Словари играют большую роль в современной культуре,они отражают знания, накопленные обществом на протяжении веков. Ониспособствуют повышению правильности и выразительности речи его носителей     

Подводя итоги работы, можно сделать такие выводы:

словари  расширяют нашкругозор, делают нашу речь богаче и ярче, повышают нашу грамотность, заставляютдумать и размышлять;

— к словарям нужно обращаться постоянно, ведь читая книгу, смотрятелепрограммы, разговаривая с собеседником, мы часто слышим незнакомые слова;

— словари делятся на энциклопедические и лингвистические;

-существует множество словарей русского языка;

— разновидность словаря зависит от его предназначения;

— словари бывают в бумажной и электронной версии;

-мои сверстники редко пользуются словарями, так какнедооценивают их практическую значимость.

   Словари находятся наслужбе обществу и очень чутко реагируют на изменения в обществе. Например, в2021 году в институтом лингвистических исследований, который находится вСанкт-Петербурге, был выпущен словарь коронавирусной эпохи.

            Работа над проектом мне понравилась.Я думаю, что в дальнейшей учебной деятельности буду чаще пользоваться словарямии мой   «Словарь терминов  по учебным предметам» будет полезен  моим одноклассникам, а презентации по теме может бытьиспользована на уроках русского языка в качестве наглядного учебного материала.

 

  

     .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованнаялитература.

1.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов,Н.Ю. Шведова. — Москва: Мир,2003. — 944 c.
2. Розенталь, Д. Э. Большойсправочник по русскому языку. Толковый словарь русского языка.

3.Большой орфографический словарь русского языка (комплект из3 книг) / Д.Э. Розенталь, С.И. Ожегов. — М.: Мир и Образование, 2016. — 472 c.
 4. Скорлуповская, Е. В. Школьныйтолковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами / Е.В.Скорлуповская, Г.П. Снетова. — М.: Оникс, Альянс — В, 2000. — 704 c.
5. Толковый словарь иностранных словв русском языке. — М.: Русич, 2000. — 592 c.

6.Блеер А.Н.Терминологи спорта: Толковый словарь-справочник.Более 10000 терминов/ А.Н.Блеер.-М.:ИЦАкадемия, 2010.-464с.

7. Борзова,Л.Д. Толковый словарь химическихтерминов:Учебно-справочное издание по основным отраслям современной химическойнауки технологии/ Л.Д.Борзова, Е.В.Мещерякова, Н.Ю.Черникова.:-М.:Ленанд.2010г.

8.Аванесов Р.И. Орфоэпический словарьрусского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. М.: Русский язык,1983.

9.Орфографическийсловарь русского языка: 80 000 слов : [А-Я] / под ред. С. Г. Бархударова. — М.: Оникс [и др.], 2008. — 783 c.

10.Ожегов С. И. иШведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологическихвыражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004

11.Розенталь Д. Э. , Теленкова М. А. Словарь –справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. идоп. – М.: Просвещение, 1976

 12. Львов,М. Р.. Словарь антонимов русского языка: свыше 3000 антонимов: варианты,синонимы, употребление / М. Р. Львов. — 9-е изд., стер. — М. : АСТ-ПРЕСС, печ.2008. – 589,   240 c.

 

 ,

 

  Приложение

Анкета: «Чем могут бытьполезны словари?»      

 

 2. Практическая часть

Анкета: «Чем могут быть полезнысловари?»

 Изучив материал по теме , мне стало интересно узнатьзнания моих одноклассников о словарях. В рамках проекта  совместно сруководителем было проведено анкетирование среди учащихся 7   класса. Ванкетировании принимали участие  20  человек..

Таблица 1

 

Какие словари вы знаете?

Ответы

1

Словаь синонимов

6 чел.

2

Словарь антонимов

6  чел.

3

Словарь Энциклопедический

4 чел

3

Толковый словарь

20  чел.

4

Орфографический словарь

13  чел.

5

Грамматический словарь

         1   чел.

6

Словарь омонимов

2  чел.

7

Фразеологический словарь

2  чел.

8

Англо-русский словарь

3  чел.

9

Русско- английский словарь

2  чел.

 

 

Таблица 2

Где можно взять ( найти ) словарь?

Ответы

1

В библиотеке

20 чел.

2

В интернете

16 чел.

3

Не знаю

4 чел.

 

1. Какие словариизвестных авторов вы знаете?

50% опрошенных –Словарь В.И. Даля ,

43% опрошенных-; Словарь , С. И. Ожегова

20% опрошенных-; Словарь Д.Н. Ушакова 

15% респондентов; Словарь М,Р Львов

14% опрошенных-; Словарь С,А Кузнецов.

16% опрошенных- воздержались от ответа.

 

2. Знаете ли вы проэлектронные словари?

На второй вопрос ответили так:

38% обучающихся ответили, что знают про электронныесловари, но не пользуются;

18%- знают и пользуются;

44% не знают.

 

 

3.Как часто вы пользуетесь словарями?

32% опрошенных- урок русского языка, английского.

20% опрошенных – уроки английского языка.

48% опрошенных – не пользуюсь словарями.

 

 

 

 

 

 

Памятка

Какпользоваться словарём

1.      Помни,что слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

2.      Помни,что словарь состоит из предисловия и словарных статей.
Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легкоориентироваться в словаре.

2.      Помни,что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании,правильном произношении, истории слова, его составе испособах образования, лексическом значении и т.д. Во многих словарных статьяхпомещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают,оправдывают употребление слова или выражения в языке. Цитаты эти выписываютсяиз художественной, общественно-политической, научной и другой литературы. Вкачестве цитат используются пословицы, поговорки.

3.      Помни,что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова,которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этихслов. Это облегчит поиск нужного слова.

4.     Помни, что в целях экономии многиепояснения в словарной статье даются        в сокращенном виде.

5.      Разъяснениек системе сокращений дается в начале словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет