С двадцатых годов в изобразительном искусстве Челябинска было положено начало пейзажу как самостоятельному жанру живописи. Природа Южного Урала вдохновила своей красотой не одно поколение художников. Ее воспевали в своих работах И.Л. Вандышев, Н.Д. Лебедев, Н.А. Русаков, Д.Ф. Фехнер. Через всю жизнь пронес любовь к ней Петр Гаврилович Юдаков, получивший художественное образование у Петроградского художника Л.А. Бруни, жившего в Миассе. По его же совету он поступил на рабфак ВХУТЕИНа. Лирическим по характеру пейзажам Юдакова свойственны незатейливость матовов, эмоциональность, чистота и свежесть красочных сочетаний («Ильмены», «Тропа в лесу»). Много работая в области пейзажной живописи, он, однако, не поднимался выше этюдных наблюдений, до создания законченных обобщающих произведений.(1. Стр. 134)
Н.А. Русаков в родился деревне Писклово Челябинского уезда Оренбургской губернии. Живописец, педагог, член Союза Художника СССР (1936). Первый челябинский художник, получивший столичное образование, основоположник искусства живописи в городе, один из основателей СХ в Челябинске. Родился в семье унтерофицера (казачьих войск). После смерти отца в февр. 1889 семья переехала в Челябинск (1901), где в 1907 Русаков окончил 3-классное городское училище. В 1913 завершил полный курс живописного отделения Казанской художеств. школы Императорской Академии Художеств.
Выражая чувство глубокого негодования против колониальной политики империализма, Николай Афанасьевич Русаков не мог пройти равнодушно и мимо красоты восточной природы, не запечатлев ее. Опираясь на документальный материал, собранный еще в период дореволюционных поездок по Азии, он написал десятки живописных произведений. Героями их были индийские и китайские кули, рыбаки, рикши, погонщики. Весь цикл картин – волнующая повесть о тяжелой жизни нищего, задавленного эксплуатацией народа. Но в то же время в них отчетливо выражена и тема протеста, поднимающегося народного негодования. В предсловии к одному из своих путевых альбомов автор писал: «Нигде мне не приходилось наблюдать такого угнетения и унижения человека, как в Азии. В данном альбоме зритель увидит жизнь востока, где внешность так ярка, а под ней скрываются страдания и тьма. Азия впервые начала расцветать ярким, алым цветом». Наибольший интерес из призведений восточного цикла представляют картины «Погрузка хлопка» (1924), «Бант-Матарам» (1924), «Курильщики опиума» (1925), «Смерть рикши» (1926), «Эти и те» (1928).
Тема безысходности человеческого существования в условиях колониальной действительности раскрыта в картине «Смерть рикши». Ей предшествовала особенно кропотливая работа над рисунком, композицией. Своеобразно пространственное решение полотна. В сложном ракурсе распростерлось на дороге неподвижное тело загнанного рикши. Мимо стремительно проносятся легкие коляски с сидящими в них респектабельными господами. Резким, мрачным диссонансом воспринимается эта одинокая фигура на фоне ослепительного солнечного света. Значительность художественного осмысления темы и высокий живописный уровень исполнения выдвинули эту работу на особое место в творчестве художника. В 1939 году картина экспонировалась на Всесоюзной выставке «20лет ВЛКСМ».
Однако, несмотря на ряд очевидных художественных достижений, отсутсвие живописных работ, посвященных жизни советских людей, делает творчество Русакова двадцатых годов ограниченным.