С какой целью открываются логопункты в общеобразовательных школах?
“Логопункт создаётся в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
— коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся .
— своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ .
— разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся”.
/Письмо МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”/.
Что является основной задачей логопеда общеобразовательной школы?
Основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы – это предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи.
|
|
Именно поэтому, основное внимание логопед должен уделять учащимся 1-х классов (детям 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.
/см. кн.: Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов ОУ. – М.: АРКТИ, 1999/.
На какое количество классов открывается логопункт в образовательном учреждении?
В соответствии с Письмом МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” логопункт создаётся в ОУ при наличии 5-10 классов I ступениначального образования.
В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи первичного характера, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Какова предельная наполняемость школьного логопункта?
Предельная наполняемость логопедического пункта в общеобразовательном учреждении – не более 25 человек на 1 ставку.
В том случае, если учитель-логопед работает с детьми, обучающимися по программе С(К)ОУ VII вида в специальных (коррекционных) классах для детей с ЗПР, то предельная наполняемость – 15-20 человек.
Увеличение предельной наполняемости логопедического пункта неизбежно повлечёт за собой ухудшение качества образовательного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с отклонениями в развитии на получение образования.
|
|
В какие сроки осуществляется зачисление обучающихся в логопункт и комплектование групп?
Согласно Письму МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” отбор детей с нарушениями речи и комплектование групп осуществляется в сроки с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая (то есть в эти дни занятия с детьми не проводятся). При необходимости учитель-логопед может проводить перераспределение детей по группам и зачисление в логопункт вновь прибывших обучающихся в ОУ в течение года.
Когда осуществляется выпуск обучающихся из логопедического пункта?
Выпуск обучающихся из логопункта осуществляется в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи /см. Письмо МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”/.
Как определить сроки обучения ребёнка на логопункте?
Продолжительность коррекционного обучения детей зависит от тяжести нарушения речевого развития.
Так, дети с фонетическим недоразвитием речи зачисляются на логопункт сроком от 1 до 3-х месяцев (при нарушении 1-2 звуков) или до 6 месяцев (при нарушении 1-2 групп звуков).
Дети с фонетико-фонематическим /фонематическим/ недоразвитием речи и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются примерно 4-9 месяцев (от одного полугодия до целого учебного года).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются на логопункте 1,5-2 года.
Дети шестилетнего возраста с ОНР, дети с недостаточной сформированностью средств языка (при ЗПР) и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются 2 года.
“По какой программе работает учитель-логопед в общеобразовательной школе?”
Специально разработанной программы обучения детей с нарушениями устной и письменной речи в общеобразовательной школе нет.
Организация, основное содержание и приёмы формирования необходимых предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения в школе, а также методы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи изложены в Письме МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”, в методическом пособии А.В.Ястребовой “Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов ОУ” (Москва, 1999г.).
РПМПК Калининского РУО и Методическим объединением учителей-логопедов МОУ района разработаны перспективные планы работы с обучающимися в 1-х, 2–4-х классах общеобразовательной школы.
“Можно ли брать детей на логопедические занятия с уроков?”
Коррекция произношения у обучающихся с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме русского языка и математики) /см. Приказ ГлавУО от 08.12.2000г. №487 “Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения”/.
Занятия с остальными обучающимися на логопункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ. Обучающихся в С(К)К VII вида можно приглашать в часы коррекционных занятий (предусмотренных учебным планом) по согласованию с учителем: с одной частью детей учитель проводит индивидуальные и коррекционные занятия, с другой частью – логопед проводит логопедические занятия.
Кто несёт ответственность за обязательное посещение занятий логопеда?
Ответственность за обязательное посещение обучающимимся занятий на логопункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель образовательного учреждения.
Если обучающийся систематически пропускает занятия, логопеду следует организовать работу с семьёй, согласовывая свои действия с другими педагогами школы (учителями, психологом, социальным педагогом).
|
|
В чьи обязанности входит контроль и руководство деятельностью школьного логопункта?
Обязанности по руководству и контролю за организацией и проведением коррекционных занятий возлагаются на заместителей директоров по учебно-воспитательной работе (УВР) /см. Инструктивное письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.06.1989г. №17-154-6 “О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР”/.
Заместитель директора по УВР, имеющий специальное дефектологическое образование, вправе осуществлять также и методический контроль и руководство работой школьного логопедического пункта.
По заявке образовательного учреждения специалисты РПМПК проводят патронаж школьного логопункта по выявленной проблеме.
Может ли директор школы временно перевести учителя-логопеда на другую работу?
Руководствоваться необходимо ст. 74 Трудового кодекса РФ: “В случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия . для предотвращения несчастных случаев, простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника. При этом работник не может быть переведён на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).
|
|
С письменного согласия работник может быть переведён на работу, требующую более низкой квалификации”.
Как производится оплата труда учителя-логопеда логопункта ОУ?
Оплата труда учителя-логопеда производится из расчёта 20 часов в неделю. Из них 2 часа отводится на оформление документации.
Производится оплата за работу по проверке тетрадей обучающихся на логопедическом пункте.
/см. Приказ ГлавУО от 08.12.2000г. №487 “Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения”/.
Согласно пункту 6.1.14. “Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений” (Приложение к письму МО РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001г. № 20-58-196/20-5/7) учителям-логопедам логопедических пунктов повышение ставки заработной платы (должностного оклада) производится на 20%.
Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих кроме отклонений в развитии речи другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
/см. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.1998г. №20-58-07ИН20-4 “Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования”/.
Какое количество этилового спирта должно выделяться логопеду для обработки рук и инструмента?
В соответствии с Инструктивным письмом Министерства просвещения РСФСР от 05.01.1977г. №8-12/25 учителю-логопеду логопункта общеобразовательной школы выделяется 25 граммов этилового спирта на 1 ребёнка в год (10 учебных месяцев), то есть 2,5 грамма на каждого обучающегося в месяц.