X-PDF

Урок Экология и безопасность

Поделиться статьей

План-конспект

урокаОБЖ 8 класс

 

Тема: Экология иэкологическая безопасность.

Учебные вопросы:  

-Что такое экологияи экологическая безопасность?

-Влияниехозяйственной деятельности человека на окружающую среду?

-Виды ЧСэкологического характера?

Оборудование: конспектурока, тексты, опорные схемы, доска школьная

 

Ходурока:

 

Учитель

Ученик

Организационные моменты

-Здравствуйте ребята! Предлагаю вам сесть на свои места.

-Приветствуют учителя и учеников.

Актуализация знаний

Ребята, я просил вас подготовить небольшие устные сообщения о загрязнениях почвы, воды, воздуха. Давайте послушаем пару ребят, пожалуйста

Ребята рассказывают, слушают, думают.

Постановка проблемы

-Я прошу вас подумать и сказать, о чем на уроке пойдет речь?  Как же мы будем работать, что будем изучать, если мы даже темы не знаем? Есть предположения?

-Как вы думаете, что можно сказать об экологии? Что вам будет интересно узнать? (Дети предложат достаточно вариантов вопросов, но учитель пока их не записывает на доске)

-У меня на доске есть несколько слов, вы можете дать им пояснения? (Биосфера, техносфера, экологическая угроза, эрозия, деградация леса, экологическая культура, экологическая культура)

-Есть затруднения! А для разминки я предлагаю вам составить четверостишие, где часть этих слов может использоваться.

-Давайте послушаем, что у вас получилось.

-Вы, конечно же догадались о чем пойдет речь. Запишите это слово как тему урока. Что, у вас возник вопрос – «Где записать?» Верно, а работать мы будем в опорной схеме, которая к концу урока должна быть заполнена.

-Думают, слушают, отвечают, предлагают варианты ответов

 

-Советуются, предлагают варианты вопросов.

 

-Предлагают собственные варианты

 

 

 

-Составляют слово в группах

 

 

 

Записывают тему урока

Изучение нового материала

-Вы получили задание и вас получилось три группы. У вас есть тексты, изучите их.  По окончании заполните лист со схемами, это будет ваш конечный продукт изучения темы. Сразу всю схему вам не удастся заполнить. Вы сможете это сделать после объяснений других групп.

-Изучают, составляют опорный конспект

(звучит музыка)

Физкультпауза

Поиграем в пятнашки. Ладонью правой руки вам необходимо запятнать максимальное количество ребят. По заданию сначала задеть плечо, после колено и так несколько раз

Воспроизведение изученного материала

-Каждая группа рассказывает изученную информацию, а поможет вам в этом опорная схема. Остальные ребята слушают, производят короткие записи, дополняют опорный конспект.

(после заслушивания каждой группы, сделать короткий анализ сказанного)

-Рассказывают изученное.

Закрепление материала

-Итак, мы выслушали все группы и давайте все сказанное и услышанное закрепим короткими ответами. Я снова хочу услышать определения слов, написанных на доске.  

Слушают, отвечают.

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, вы что-то новое узнали, что для вас было интересно, узнали ответы на поставленные вопросы? Ваши впечатления, предложения?

-Высказывают свои мнения.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Подведение итогов урока

-Ваши опорные схемы подклеите в тетрадях, которые вы можете забрать у меня.

-Домашнее задание: подготовить информацию об экологической обстановке в Партизанском районе в виде небольшого сообщения.

 

-Записывают в дневники.

 

 

 

 

 

I группа

Что такое экология?

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος —обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение,наука) — наука овзаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающейсредой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году.

Современное значение понятия экология имеетболее широкое значение. Оно включает в себя понятия биосфера, техносфера,экосистема. Рассмотрим все понятия:

-Экология – под экологией ошибочно понимаются,прежде всего, вопросы охраны окружающейсреды. Образное описание экологии: наука, изучающая взаимоотношенияживой и неживой природы. Более полное название «Экология» — это наука,изучающая все сложные взаимосвязи в природе, как условия борьбы засуществование.

Экосистема — это единство живых организмов исреды их обитания. Единицей классификации экосистем является биом — природнаязона или область с определенными климатическими условиями и соответствующимнабором доминирующих видов растений и животных. Особая экосистема — биогеоценоз— участок земной поверхности с однородными природными явлениями. Составнымичастями биогеоценоза являются климатоп, эдафотоп, гидротоп (биотоп), а такжефитоценоз, зооценоз и микробоценоз (биоценоз).

Описание:Техносфера — часть экосферы,которая содержит искусственные технические сооружения, которые изготавливаютсяи используются человеком. Техносфера, как целостная система,включает в себя:

-Собственнотехнику как объект и его социокультурное значение;

-Специфическоетехническое знание, умение, правила, теории, их культурную ценность;

Биосфера (греч. bios — жизнь и sphaira —шар) — этооболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Онавключает почти всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земнойкоры. Наиболее обильна жизнью часть биосферы у земной поверхности и доглубины 200 м в гидросфере. Однако жизнь не ограничена исключительно пределамибиосферы. Микробы, споры и пыльца растений, органические молекулы обнаруженывысоко в стратосфере.

 

 

 

 

II группа

Экологическиепроблемы

 

Сейчас самосуществование современной цивилизации находится под угрозой и требует решенияряда глобальных экологических проблем, возникших вследствие антропогенныхвоздействий. Глобальное загрязнениеокружающей среды привело к потеплению климата на планете за 100 лет на 2оС(в последующие 50 лет ожидается до 6оС), к снижению иммунитета иухудшению здоровья людей. Идёт в целом деградация и вырождение населения виндустриальных странах.

Практическинад всем северным полушарием Земли располагается стабильная зона повышеннойконцентрации серы, которая на востоке США и в центральной и восточной Европепревышает фоновую в 10-15 раз. Вся эта зона представляет собой зону рискакислотных дождей. Идёт деградация земель — эрозия почв, снижение плодородия,накопление загрязнителей, закисление, засоление и т.д. Из-за экологических нарушенийнаблюдаются истощение вод, необеспеченность чистой питьевой водой вразвивающихся странах, рост генетических заболеваний, потребления лекарств иаллергических заболеваний в развитых странах, появление новых болезней и т.д.

В России проблемаэкологии проявляется более болезненно — ростом заболеваемости, сокращениемпродолжительности жизни, снижением численности населения за счёт экологическогофактора. Россия занимает 3-е место в мире по вредным выбросам.

Причины такого низкого уровня экологии в России:

  • 40% территории России (центр, юг европейской части, Средний и Южный Урал, Западная Сибирь, Поволжье), где проживает более 60% населения страны, на треть являют собой картину экологического бедствия;
  • более 100 млн россиян проживают в экологически неблагоприятных условиях;
  • только 15% городских жителей России живут на территориях, где уровень загрязнения воздуха соответствует нормативам;
  • 40% городских жителей живут в условиях периодического превышения в атмосфере предельно допустимых концентраций вредных веществ в 5-10 раз;
  • 2/3 водных источников России непригодны для питья, многие реки превращены в сточные канавы;
  • доля загрязнения от автотранспорта составляет 46% общего выброса вредных веществ и доходит до 70-80% в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, а также в Красноярском и Приморском краях, Белгородской, Пензенской, Свердловской, Мурманской и Челябинской областях;
  • на каждого жителя приходится до 400 кг промышленных выбросов предприятий в воздух.

Наибольшее загрязнение атмосферы (по объёму выбросов)происходит в результате деятельности предприятий энергетики — около 27% общихвыбросов промышленностью России, цветной — около 20-22% и черной металлургии -около 15-18%. Первое место по сбросам загрязненных сточных вод занимаетдеревообрабатывающая промышленность — около 20-21% от общих сбросов по стране,химическая — около 17%, электроэнергетика — около 12-13% и т.д.

 

IV группа

Обеспечение экологическойбезопасности

Обеспечение экологической безопасностистановится важнейшим компонентом национальной безопасности, оказывая всёбольшее влияние на благополучие и здоровье населения, а также на экономическоеразвитие всех отраслей народного хозяйства, ставя ограничения экономическомуразвитию страны.

Среди важнейших составляющих экологической безопасности страны -решение проблем внедрения новых технологий, производства машин и оборудованияэкологически безопасных, экологически чистых ресурсосберегающих технологий,широкое внедрение малоотходных и безотходных производств, как в промышленности,так и в сельскохозяйственном производстве, на транспорте и в строительстве.

1.     Экологическое воспитание населения

Необходимо внедрять обучение по экологии во все сферы деятельностичеловека. Уровень экологической культуры, знаний у населения России — самыйнизкий среди развитых стран мира. Из-за низкого уровня экологическогообразования и воспитания люди не осознают приближающейся экологическойкатастрофы и в целом безучастны к охране окружающей среды.

2.     Общественное экологическоедвижение

Никакие государственные, региональные экологические программы немогут быть реализованы без широкой поддержки общественности. На каждомпредприятии (в организации), где имеет место загрязнение окружающей среды,должны быть организованы общественные комиссии по экологии.

3.     Совершенствование законодательнойприродоохранной базы

В новой редакции приняты законы «Об охране окружающей среды», «Обохране атмосферного воздуха», «О недрах», «О плате за землю», «О плате заиспользование водными объектами». Приняты Постановления Правительства РФ «Онормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ»;одобрена Распоряжением Правительства РФ «Экологическая доктрина РоссийскойФедерации» и многие другие нормативно-правовые документы.

4.  Сохранениенационального богатства страны

Вначале «перестройки» — на пути к капитализму частным компаниям позаниженным ценам было передано 64% разведанных запасов нефти, 63% — газа, 86% -алмазов, 71% — золота и т.д. Конечно, бизнесмены устремились продаватьдобываемое сырье западным странам. Это значит — хищнически используяместорождения природных ресурсов, загрязняем окружающую природную среду при ихдобыче и переработке и обеспечиваем высококачественным сырьём западныхпартнёров в ущерб экологическим и стратегическим интересам России.

При переходе к рыночной экономике использование природныхресурсов — леса, богатств недр стало более интенсивным за счет увеличенияпредпринимателями, коммерсантами вывоза их за рубеж при ослаблениигосударственного регулирования этого процесса. Предприниматели стремятсяполучить как можно быстрее прибыль, и нередко это делается за счет хищническогоиспользования недр, лесов, земли, растительного и животного мира.

 

 

III группа

Экология Красноярского края

Климатические условия в регионе до 60-хгодов 20 века были очень суровыми, зимой стояли морозы до -50 градусов, а вселето царила знойная жара. Красноярская ГЭС изменила суровый климат. Плотина полностьюперегородила реку Енисей. Её высота – 124 метра, а ширина 1,65 м.Соответственно, в верховьях река образовала огромное водохранилище. ГЭСсмягчила суровый сибирский климат, потому зима стала значительно теплее, а лето– прохладнее. В дачных массивах города помидоры размером с два кулака больше невырастают. Урожай красноярские аграрии снимают всего один в году, картофелькапуста и морковь растут без особых проблем, помидоры и огурцы лучше чувствуютсебя в теплицах, ведь енисейские росы, портят урожай.

ВКрасноярском крае, начиная с 2000 года, идёт устойчивое увеличениезагрязнение атмосферного воздуха. Наибольший вклад вносят города Норильск,Красноярск и Назарово. Уровень загрязнения воздуха в этих городахочень высокий. Основные загрязняющие вещества — формальдегид, бензпирен,диоксид серы, фенол, оксид азота, оксид углерода, пыль, аммиак. Средипромышленных предприятий края крупнейшими загрязнителями воздуха являются ОАО«Норильская горная компания», ОАО «Красноярский алюминиевый завод», НазаровскаяГРЭС, АО «Ачинский глинозёмный комбинат», Красноярская ТЭЦ-1, КрасноярскаяГРЭС-2. С увеличением вырабатываемой электроэнергии, например,на Красноярской ГРЭС-2, растут объёмы выбрасываемых в воздухзагрязняющих веществ. На Назаровской ГРЭС этому способствует качествоперерабатываемых углей. Красноярск и Норильск попали в список городовРоссии с самым высоким уровнем загрязнения воздуха.

Огромныйвклад в загрязнение экологии Красноярского края вносят автомобили, причёмавтотранспортный парк в крае постоянно растёт. Вредные выбросыот автомобилей превышают загрязнение воздуха промышленными предприятиями.Особенно большой вред экологии Красноярского края наносят автомобили, которыеуже морально и технически устарели. Восемьдесят процентов автомашиниспользуют неэтилированный бензин. Доля экологически чистого бензина составляетвсего сорок процентов от общего количества используемого. Постоянноувеличивается количество автомобилей индивидуального пользования, растут объёмыгрузовых перевозок.

Иэто не считая бытовых отходов. По ним город Красноярск занимает шестое место вРоссии. Чаще всего это происходит от бескультурья местного населения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Биогеоценоз

    1 слайд

    Биогеоценоз

    Экология – это..
    Составляющие экологической безопасности:
    1. …

    Краткая экологическая обстановка в Красноярском крае

    Экологические проблемы
    Экология и экологическая безопасность
    1

    2

    3

    4

    5


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет