МБОУ«Бердышевская основная школа»
Урокгеографии
в6 классе по теме
«Закономерности распространения живыхорганизмов на Земле»
Подготовила учитель первой квалификационной категории
Лушникова О.В.
С. Бердышево,2023 год
Технологическая карта урокагеографии в 6 классе по теме:
«Закономерностираспространения живых организмов на Земле»
ФИО педагога: |
Лушникова Ольга Владимировна |
Предмет: |
география |
Класс: |
6 |
УМК |
О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким « География. Землеведение» 5-6класс М. «Дрофа», 2020г. |
Тема урока: |
Закономерности распространения живых организмов на Земле |
Тип урока: |
открытие новых знаний |
Вид урока: |
урок- исследование |
Метод обучения: |
исследовательский, наглядно – иллюстративный |
Программно-технические средства на уроке: |
ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник, раздаточный материал |
Цель урока: |
установить закономерности распространения растений и животных на Земле |
Задачи урока:
|
|
|
способствовать развитию у учащихся:
|
|
|
Основные термины и понятия: |
биосфера, растительный покров, местообитание |
Личностные результаты: |
|
Метапредметные результаты: |
|
Предметные результаты:
|
|
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организационный момент |
Подготовка класса к работе. Проверяет готовность учащихся к уроку |
Включаются в деловой ритм урока. |
2.Актуализация знаний и мотивация |
Какие оболочки Земли мы изучали?
Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? Сегодня на уроке мы начнём изучать четвёртую оболочку – биосферу. Что называется биосферой? Если взвесить всё живое на нашей планете, оно составит около двух триллионов тонн. Если бы инопланетяне попытались описать нашу биосферу, то они были бы удивлены, увидев природу планеты в разных её частях. Слайд Что их бы озадачило? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? |
Участие в беседе. Ответ: литосфера, атмосфера, гидросфера.
Ответ: наличием жизни. Ответ: это живая оболочка Земли.
Предлагают варианты ответов.
Ответ: разные растения и животные.
Ответ: разнообразие растительного и животного мира на Земле. |
3. Постановка учебной задачи |
Тема сегодняшнего урока: «Закономерности распространения живых организмов на Земле» Слайд Цель урока: определить от чего зависит распространения растений и животных на Земле. Наша задача: ответить на вопрос: «почему на всём земном шаре не живут одинаковые организмы»? Каждая пара отправиться в определённый район земного шара. На парте лежит инструктивная карточка. Внимательно ознакомьтесь с названием района и главным вопросом, на который вам необходимо ответить. Для этого вы последовательно выполняете задания и заносите ответы в таблицу. Вам предстоит работать с текстом и картами учебника. Время выполнения работы – 10 минут. |
С помощью учителя определяют цель урока, задачи.
Принимают учебную задачу.
Знакомятся с карточкой №1 |
4. Исследования
|
1. Организует работу в парах по карточкам, ведёт диалог, корректирует работу. Отвечают учащиеся по карточка …… с вопросом «От чего зависит распространение растительности?» 2. Слушает выступление, корректирует и дополняет ответы. Слайд № Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 3. Где больше всего видов растений? Почему? Где меньше всего видов растений? Почему? Какой мы можем сделать вывод о закономерностях распространения растительности?
Отвечают учащиеся по карточка …….. с вопросом «От каких условий зависит распространение животных?» 4. Слушает выступление, корректирует и дополняет ответы. Слайд Какой мы можем сделать вывод об особенностях распространения животных? |
-работа с картами, схемами и текстом учебника; -заполнение таблицы; -объяснение причин, влияющих на распространение растений; -объяснение закономерностей распространения растительности на Земле;
Формулируют вывод: распространение растительности зависит от количества света, тепла и влаги. Больше всего видов растений там, где всегда жарко и влажно.
-показывают на конкретных примерах связь жизни животных с их местообитанием и кормовой базой; -объяснение закономерностей распространения животных на Земле; 3.Формулируют вывод: жизнь животных связана с местообитанием, климатическими условиями и кормовой базы. Слайд |
5.Закрепление, обобщение изученного материала
|
Каждый ряд получает телеграмму со своим текстом. Учащиеся должны составить рассказ, используя текст телеграммы. Проверка рассказов.
Давайте ответим на вопрос инопланетян: «Почему на земном шаре не живут одинаковые организмы?» Итак, мы сегодня начали изучать биосферу. Посмотрите на видеофрагмент о природе. Слайд № Как мы должны относиться к природе? |
—работа с текстами телеграмм и составление рассказа; Телеграмма №1 «В пустыне жаркий климат, годовое количество осадков 100-250мм. Поэтому растительный мир беден и представлен полынью, саксаулом. Типичным представителем животных является верблюд. Он может долгое время обходиться без воды и пищи. Так как имеет большой запас воды в желудке и жировые запасы в горбу» Телеграмма №2 «Белки обитают в густом лесу. Пушистый хвост помогает ловко карабкаться и прыгать по стволам и веткам деревьев. Из-за холодной зимы они делают запасы в дупле орехи, жёлуди, грибы. Характерными деревьями являются ель, сосна, пихта» Телеграмма №3 «Северный олень живёт в тундре. Там очень долгая и холодная зима, поэтому у него густой мех. У оленя широкие копыта, который позволяют ему бегать по снегу, не проваливаясь. Питается он оленьим мохом. Растительный мир очень беден: мхи, лишайники, морошка» Телеграмма №4 «В степях жаркий и сухой климат. средняя температура июля +24°С. Годовое количество осадков 250-500мм. Деревьям не хватает влаги, поэтому здесь большое количество злаков и трав: ковыль, типчак, полынь» Ответ: потому что на поверхность земного шара поступает разное количество света и тепла. Внешний облик животных зависит от их местообитания и кормовой базы. Слайд № Просмотр видеофрагмента. Короткая беседа о бережном отношении к растительному и животному миру. |
6.Домашнее задание |
Домашнее задание с инструктажем по его выполнению. § 57, вопросы и задания дополнительно: приготовить сообщение по выбору: -закономерности распространения живых организмов в Мировом океане; -о растениях и животных различных широт Земли, их приспособленности к обитанию в данном типе климата. Слайд |
Записывают в дневник
|
7.Итог урока. Рефлексия
|
Сегодня урок географии: – легкий – трудный; – интересный – скучный; – полезный – ненужный. Я ученик: – старательный – ленивый; – внимательный – невнимательный; – урок усвоил – не усвоил. Я запомнил…. — узнал… — повторил… — удивился. Слайд |
Ответы учащихся. |