Урок литературного чтения. МОУ СОШ№1 им. В.Б. Борсоева Учитель Габдрахманова Татьяна Александровна
Предмет |
Литературное чтение |
Тема |
«Листопадничек» |
Цели
|
Предметные: познакомиться с произведение И.С. Соколова- Микитова « Листопадничек», научиться выделять события, составляющие основу художественного произведения, определять главную мысль, пересказывать, делить на смысловые части и озаглавливать их, составлять план произведения, синквейн, пересказывать произведение одним предложением. Метопредметные: — Регулятивные УУД : читают текст по частям ( бегло, выразительно и т.д) осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. — Коммуникативные УУД: слушают и понимать речь других; оформляют свои мысли в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; оказывать необходимую взаимопомощь. Осознают цель своего высказывания. — Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение устанавливать причинно-следственные связи, Выявлять основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. |
Тип урока |
Второй урок произведения « Листопадничек» закрепление знаний. |
Планируемый результат |
Учащиеся научатся читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части, эмоционально – эстетического воспитания любви к природе, сознательного выразительного чтения, связанной с активной работой мышления, умения аргументировать, анализировать и обобщать |
Межпредметные связи |
Русский язык, окружающий мир. |
Ресурсы: — основные
— дополнительные |
— А.А. Плешаков Литературное чтение. 3 класс, -компьютер, экран, мультимедиа проектор, -план произведения. Портрет И.С. Соколова – Микитова -изображения зайца и бобров. |
Организация пространства |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа |
Образовательные ресурсы |
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Портрет И.С. Соколова- Микитова, выставка книг писателя. |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
||||||||
1. Организация начала урока (5 минут) |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Повернитесь друг к другу – улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне. Желаю вам хорошей плодотворной работы |
Сообщают о готовности к уроку. Определяют само готовность (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи. |
||||||||
2. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания. (15 минут)
|
Проводит беседу о проделанной работе. На прошлом уроке мы познакомились с автором Иваном Сергеевичем Соколовым –Микитовым. Мы прочитали произведение « Листопадничек» Выяснили жанр — Поделили на части. — Домашнее задание было: 1. Прочитать и указать роли в третьей части. 2. Пятую часть пересказать. Подготовить вопросы. |
Отвечают на вопросы учителя
сказка |
Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
||||||||
3. Сообщение темы урока. До чтения.
|
На экране группа слов, какие из этих слов могут быть в первой части сказки?
|
Зима, осень, тайга, журавли, лес, бобры, река, зайцы. |
Высказывают мнение по существу полученного задания. |
||||||||
Во время чтения. |
— Сейчас мы будем читать с остановками. — Первую часть читаем по абзацам. — Как вы озаглавите первую часть
-О чём говорится в этой части? — Какая мечта была у маленького зайца? |
Выделяют главных героев.
Предлагают названия части.
Охотники называют родившихся зайчат листопадничками. Так же летать, как долговязые журавли. |
Внимательно следят за чтецом. Чтецы выразительно читают. Формулируют своё мнение и позицию.
|
||||||||
Беседа по содержанию. |
-Вторую часть мы будем читать «Буксиром»- парами. -Как озаглавим вторую часть сказки.
— Как собирались к отлёту журавли?
— Как вели себя другие звери? |
— Участвуют в коллективной беседе и дискуссии
-Кружились над болотом, прощались с милой зелёной родиной. -Залегли в берлоги медведи, заснули колючие ежи, спрятались в глубокие норы змеи.
|
Строят понятные для собеседника высказывания. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. |
||||||||
Технология эффективного чтения. |
-Третью часть читаем по ролям. — Какие герои ведут диалог в третьей части? — Как озаглавим третью часть сказки? — Кого встретил во время путешествия зайчонок? — Как вы понимаете слово хатка? — Откройте словарь — прочитайте значение этого слова. — четвёртую часть – читаем за диктором ( инсерт-чтение с пометками) -возьмите карандаши, ставим пометку, знаю, не знаю- подчёркиваем слово. — какие непонятные слова подчеркнули? — озаглавьте четвёртую часть. — Почему остался в хатке бобров зайчонок? Пятую часть- Пересказать близко к тексту. Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 — работа в парах. Задайте вопрос друг другу — О чём он часто вспоминал? Найдите и прочитайте эти строки. Как озаглавим пятую часть сказки? – Шестую часть начнём читать хоровым чтением по рядам, а закончим жужжащим чтением. — Озаглавьте шестую часть произведения. — расскажите, как зайчонок попал на болото. Хорошо ли ему было в родном гнезде? |
— распределяем роли. Читают. -автор, зайчишка, бобр
Взаимодействуют с учителем..
— во время путешествия зайчонок встретил боров.
Открывают словарь – читают.
Ил – вязкая масса на дне реки, озера, образующаяся из отложений минеральных или органических веществ. Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков. Ходко – делать легко, быстро. — выход был только под водой.
Рассказчик задаёт вопрос по содержанию одноклассникам
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
-отвечают на вопросы учителя.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, делают выводы.
|
Выразительно читают. Понимают на слух ответы учащихся. Слушают собеседника.
Строят монологические высказывания
Используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
Формулируют своё мнение.
|
||||||||
После чтения. 4. Групповая работа (10минут) |
Физ. Минутка — Образуйте группы (3 группы) — задание для первой группы. Составить синквейн «Листопадничек» — задание для второй группы. Составить план сказки ( расставив в нужном порядке) 1. Возвращение домой -6 2.Мечта Листопадничка -1 3.Подготовка обитателей леса к зиме. -2 4.За долгую зиму страху натерпелся-5 6. Пришлось остаться на зиму.-3 — задание для третьей группы: Подготовить пересказ одним предложением. |
Учащиеся образовали группы:
— Листопадничек не нашёл место теплее, но стал храбрее, научился нырять и плавать, также оценил то, что имел раньше |
Вывод: Уходить из дома без спросу нельзя, всё равно в другом месте счастья не найти. |
||||||||
5. Рефлексия |
— Оцените сою работу заполнив таблицу самооценки.
-Оценки за урок. -Домашнее задание разно уровневое 1. Если бы я был художником, то какую иллюстрацию нарисовал бы к произведению 2. Если бы я был автором, то как бы я закончил сказку. В заключении мне бы хотелось прочесть слова Н.Рыленкова. « Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотические книги Ивана Сергеевича Соколова – Микитова Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг Соколова – Микитова доставят вам огромную радость! — Урок окончен. |
|
|