Тема: Реформы Петра I
Учитель: Циркуль Евгений Валерьевич
Цели урока:
- познакомиться с реформами государственного управления;
- раскрыть их значение в процессе укрепления государственности и абсолютной монархии;
- рассмотреть значение петровских реформ для дальнейшего развития России;
- неоднозначный характер преобразовательной политики Петра I;
- сформировать представление о личности Петра I, его роли в процессе модернизации Российского государства.
Планируемые результаты
- Предметные:
- выяснить причины и основные направления реформ центральной власти и местного управления;
- значение Указа о единонаследии и Табели о рангах, усиление позиций российского дворянства;
- целях и основных направлениях областной реформы и реформы городского управления;
- историческое значение петровской модернизации России.
- Метапредметные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- определять последовательность учебных действий по решению поставленной задачи;
- использовать различные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях и ресурсы Интернета;
- формировать способность решать творческие задачи;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах.
- Личностные: формировать личностную оценку реформаторской деятельности Петра I, ее значимости для развития России.
Основные понятия и термины: Абсолютизм,аристократия, губерния, коллегия, модернизация, прокурор, ратуша, Сенат, Табельо рангах, фискал, Ближняя канцелярия, Консилия министров, Бурмистерская палата,Главный магистрат.
Основные даты:
- 1708—1710 гг. — учреждение губерний.
- 1711 г. — учреждение Сената.
- 1714 г. — указ о единонаследии.
- 1718—1721 гг. — учреждение коллегий.
- 1721 г. — провозглашение России империей.
- 1722 г. — учреждение должности генерал-прокурора.
- 1722 г.— введение Табели о рангах
Оборудование:
- История России. 8 класс. в 2-х ч./ [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др.] под. ред. А.М.Торкунова. — М.: Просвещение, 2017. — §5, вопр., рис., док-ты.
- Компьютерная презентация «Реформы правления Петра I»
- Карта Российское государство в первой половине XVIII в.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А.С.Пушкин
В 10 день сего октября, по совету вСенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, его величество, впоказание своего должного благодарения, за высокую его милость иотеческое попечение и старание. которое он о благополучии государства во всевремя своего славнейшего государствования и особливо во времяпрошедшие шведские войны явить изволил, и всероссийское государство втакое сильное и доброе состояние, и народ свой подданной в такую славу у всегосвета через единое токмо свое руковождение привел, как то всем довольноизвестно, именем всего народа российского просить, дабы изволил принять, попримеру других, от них титло: отца отечества, императоравсероссийского, Петра Великого…
— Как вы думаете, почему Петр I вошел в историю под именем ПетраВеликого?
III.Актуализация знаний
Как мы с вами ужевидели, XVII в. стал для России Новым временем. Практически во всех сферахобщественной жизни появились новые черты. Преодоление последствий Смутысопровождалось усилением абсолютизма. Усиление контактов с европейскимистранами способствовало осознанию властями необходимости реформ в России. Вправление Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и регентства Софьирассматривались проекты реформ. Но темпы проведения реформ были медленными.
При Петре I эти реформынабирают темпы, реформы следуют одна за другой, затрагивают различныесферы. Историки спорят, была ли у Петра программа преобразований, или онидиктовались развитием событий, под влиянием затянувшейся Северной войны.
Проблемные вопросы (формулируют совместноученики при помощи учителя).
— Какое значение имели петровские реформы в области управления длябудущего страны?
— Почему оценки петровских реформ носят противоречивый характер?
Запись темы урока и плана.
План урока
1. Создание Сената и коллегий.
2. Указ о единонаследии.
3. Табель о рангах.
4. Реформа местного управления
Работапо теме урока
Работа учеников в группах с текстом учебника (п.1-3) идополнительным материалом.
СозданиеСената и коллегий.
Наметившаяся еще в XVIIв. тенденция к абсолютизмупотребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны.
В 1699 г. вместо Боярской думы была организованна Ближняя канцелярия,переименованная в 1708 г. в Консилию (Совет) министров.
Ближняяканцелярия — занималась контролем за приходом и расходом денежных средствприказов. Вскоре её компетенция расширилась: она стала местом заседания членовБоярской думы. После 1704 г. заседания Боярской думы прекратились —её заменили совещания начальников приказов, которые проходили также в Ближнейканцелярии. После создания Консилии министров в 1708 г. Ближняя канцелярияопять стала органом финансового контроля и была им до коллегиальной реформы1718 — 1720 гг.
Консилияминистров в качестве высшего органа власти заменила собой Боярскую думу иБлижнюю канцелярию. Во время отсутствия царя именно Консилия министровуправляла государством. Её заседания проходили в Кремле или в Преображенскомприказе. Ликвидирована с учреждением Сената в 1711 г.
ПравительствующийСенат — орган высшей власти в России в 1711 — 1917 гг. Сенат былсоздан в 1711 г. перед Прутским походом, и, возможно, вначалепредполагалось, что это будет временный орган власти управления государством вотсутствие царя. Сенат наделялся широкими полномочиями и был исполнительным,распорядительным, контролирующим, законосовещательным и в некоторых случаяхзаконодательным органом власти. Сенату подчинялись центральные и местные органыуправления — приказы и губернаторы. После окончания Северной войны функцииСената сократились: он потерял право издавать законы. С 1722 г. Сенат былглавным образом высшим органом надзора за деятельностью административныхорганов, то есть основной его функцией стала контролирующая, хотя осталисьтакже законосовещательная и распорядительная.
Работас учебником
Вопросы для 1 и 2 групп:
— Каким органам государственного управления на смену пришлиСенат и коллегии? Почему это произошло? Каким образом?
1 группа:
— Какие функции должен был выполнять Правительствующий Сенат?
— Каков был порядок принятия решений в Сенате?
— С какой целью была учреждена должность генерал-прокурора?
Сообщение ученика о П.И.Ягужинском — первом генерал-прокурореСената.
Коллегии — органы центральногоуправления в России в XVIII в. Коллегии был созданы в результате реформы1718 — 1720 гг., заменив собой приказы. От приказов коллегииотличались коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, более чёткойкомпетенцией и единообразием организации. Коллегии состояли из присутствия иканцелярии. Присутствие включало президента, вице-президента, 4 —5 советников и 4 асессоров. Канцелярия состояла из секретаря,архивариуса, протоколиста, регистратора и др. Деятельность коллегийопределялась «Генеральным регламентом» 1720 г. Количество коллегийменялось с течением времени, но к 1725 г. их было 11, не считаяГлавного магистрата.
2 группа: (работа с учебником и диском)
— Распределите коллегии на группы в соответствии с общностью родаих деятельности.
— Сравните коллегии с приказами: какие из них имели преемственныйхарактер, какие были новыми.
— Какие из коллегий имели наибольшее значение при Петре I?Почему?
Результаты работы группы представляются в таблице:
Название коллегии |
Функции коллегии |
Президент |
|
|
|
Указ о единонаследии (1714 г.).
Работа с учеб.п.2 и док. с.39
Вопросы для 3 группы:
— Какими причинами было вызвано изменение порядка наследованиядвижимого и недвижимого имущества? (дробление дворянских владений, вперспективе — разорение)
— В чьих интересах он был издан? (дворянских родов и государства)
— Кто и почему был недоволен его положениями? (младшие дети,оставшиеся без недвижимого имущества)
Табель о рангах (1722 г.).
Работа с учеб.п.2 и доп. материалом (диск к учебнику).
Вопросы для 4 группы:
— Как изменился порядок прохождения службы дворянами при Петре I?Как вы думаете, в чем причины подобных изменений и каково их значение.
— Как связаны Указ о единонаследии и Табель о рангах? (не имеянедвижимого имущества, т.е. средств для жизни, молодые дворяне моглирассчитывать только на государственную службу)
— Какие возможности давала Табель о рангах для представителейнедворянских сословий? Какие ранги военной и гражданской службы даваливозможность получения потомственного дворянства?
Реформаместного управления.
Работа с учеб.п.3 и доп. материалом., с картой.
- 1708-1710 г. — губернская реформа (территория России была разделена на 8 губерний: Ингерманландскую (с 1710 г. — Петербургскую), Московскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Сибирскую, и Азовскую).
- 1719 г. — губернии были разделены на 50 провинций, а провинции — на дистрикты.
- 1699 г. — началась городская реформа (создание Бурмистерской палаты, позже переименована в Ратушу).
- 1721 г. — издание регламента Главного магистрата.
Вопросы для 5 группы:
— Какой была система местного управления в России XVII в.?
— Чем были вызваны изменения в структуре органов местногоуправления?
— Каковы были полномочия местных властей (губернаторов, воевод,земских комиссаров)? (Административные, полицейские, финансовые, судебныефункции)
— Почему на Украине существовал особый порядок управления? (послеизмены гетмана Мазепы для контроля была создана Малороссийская коллегия; а с1722 г. выборы гетмана были запрещены, на эту должность назначал царь)
— Какие изменения произошли в системе городского управления? Скакой целью это было сделано? (Для управления городским торгово-промышленнымнаселением России, для сбора доходов и податей)
— Можно ли сделать вывод о демократизации городского управления?(Нет, члены Главного магистрата и городских магистратов назначалисьимператором).
IV.Закрепление изученного материала
Ответьте на вопросы:
1. Установите соответствие между понятием и его определением
Понятия |
Определения |
А) Сенат |
1) административно-территориальная единица в составе губернии |
Б) коллегии |
2) государственная должность, учрежденная для контроля за деятельностью Сената |
В) провинция |
3) государственный служащий (1711-1729), надзирающий за деятельностью государственных учреждений и чиновников |
Г) фискал |
4) высший государственный орган в России в 1711-1917 гг. |
Д) генерал-покурор |
5) высшая единица административно-территориального деления России (с 1708 г.) |
Е) губерния |
Высшее правительственное учреждение Российской империи в XVIII в. |
2. Заполните пропуски в текстах.
1) Вместо Боярской думы был образован _________________, ставшийвысшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, нои распорядительными полномочиями.
2) Вместо нескольких десятков __________________ были созданы11_______________, работа которых была более эффективной.
3) Страна была разделена на 8___________________, которые, в своюочередь, были поделены на провинции.
V.Подведение итогов урока
Прочитайте вывод (учеб. с.38)
Реформы управления Петра I, с одной стороны, повысилицентрализацию и эффективность государственного управления и способствовалиокончательному оформлению абсолютной монархии, но с другой — привели кформированию регулярного государства, основанного на бюрократизациигосударственного аппарата, слежке и полном подчинении всех сословий верховнойвласти.
Согласны ли вы с мнением авторов учебника? Приведите аргументы.
Д/з: §5, вопросы. По материалам параграфасоставьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровскоговремени и их значении.
Творческие задания (по выбору):Результаты исследований представьте в виде сообщения или презентации.
1) Познакомьтесь с различными оценками современников и историковПетра I и его деятельности. В чем причина противоречивость этих оценок? ПочемуПетра I называли Великим? Выскажите свое мнение, опираясь на изученный материали дополнительные источники информации.
2) Используя ранее изученный материал Всеобщей истории идополнительные источники информации, выясните, кто из известных историческихличностей был современником Петра I (правители европейских государств,военачальники, ученые, деятели культуры), были ли они знакомы (лично, попереписке).