X-PDF

Урок по родной литературе в 8 классе Чтобы помнили… Осмысление военной темы в повести Б. Васильева А зори здесь тихие

Поделиться статьей

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5     пос. КрасочныйИпатовского района Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

Конспектурока

породной  литературе (русской)

в 8классе «Чтобы помнили…»

(Осмыслениевоенной темы в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МКОУ СОШ №5 пос. Красочный

Гринько Наталья Викторовна

 

 

 

2022 г.

Тема: Осмыслениевоенной темы в повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие».

Цель урока:

         -развивать образное и логическое мышление, аналитические способности,коммуникативные умения и навыки, творческое воображение;

         — датькраткие биографические сведения о писателе, на примере героев повести показатьгероизм и патриотизм русских женщин,  совершенствовать навык анализахудожественного произведения, активизировать познавательную активностьучащихся;

         -способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности, чувствопатриотизма, ответственности, вызвать личностный отклик на прочитанноепроизведение.

Прогнозируемые УУД

Личностные:

-формировать чувство патриотизма, уважения к своему народу, ответственностьперед родиной, гордость  за свой край;

-совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире;

-формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве содноклассниками и учителем;

-способствовать накоплению опыта  деятельности в гуманитарной области.

Метапредметные:

-владение  навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектнойдеятельности, навыками разрешения проблем;

— развитиеумения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижениярезультата, оценивать правильность выполнения учебной задачи;

— умениепродуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешатьконфликты;

-использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные:

Учащийся

— знаетбиографические сведения о писателе, содержание повести;

— умеетизлагать материал, анализировать произведение

-используя дополнительный материал, выступает с сообщением;

-аргументирует собственное мнение.

Оборудование: текстповести Б. Васильева «А зори здесь тихие», видеоряд памятников героям ВеликойОтечественной войны, фрагмент фильма по повести Б. Васильева (эпилог), мультимедийнаяпрезентация, георгиевская ленточка, портреты ветеранов и участников  ВеликойОтечественной войны пос. Красочный (Бессмертный полк), фонограмма песни«Бессмертный полк».

Типурока: урок размышление

 

Сценарийурока

I. Мотивация учебной деятельности.

   1. Под музыку  звучит стихотворение Р. Рождественского «Реквием»

 

    Разве погибнуть ты нам завещала,

    Родина?

    Жизнь обещала, любовь обещала,

    Родина.

    Разве для смерти рождаются дети,

    Родина?

    Разве хотела ты нашей смерти,

    Родина?

    Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»-

    Родина.

    Славы никто у тебя не выпрашивал,

    Родина.

    Просто был выбор у каждого:

    Я или Родина.

    Самое лучшее и дорогое –

    Родина.

    Горе твое – это наше горе,

    Родина.

    Правда твоя – это наша правда,

    Родина.

    Слава твоя – это наша слава,

    Родина!

 

Под звуки колоколаучащимся представлен видеоряд памятников героям Великой Отечественнойвойны: Родина-мать, воин-освободитель, могила неизвестного солдата, Брестскаякрепость, Хатынь, Саур-Могила, Курская дуга.

— Что былопредставлено вашему вниманию? (Памятники героям Великой Отечественной войны)

— Какие памятникивам известны? Где они находятся?

— Какие чувства выиспытываете, стоя у памятника героям войны?

— Ятихо подхожу к нему вплотную и, касаясь холодного камня, едва слышно говорю:«Спасибо». Я знаю, что меня никто не слышит, но кажется, что неизвестныйсолдат, глядя с фотографии, грустно улыбается в ответ на мои слова и говорит:«Живи! Ведь я умер не зря» …

 

Ягоржусь и испытываю благодарность, а также чувство гордости за наших дедов ипрадедов.

 

-Памятники ВОВ лично у меня вызывают священный трепет и уважение. Мои прабабушкии прадедушки прошли войну, были ранены, ценой своих жизней отстояли победу.

 

— Мыдолжны помнить, что памятники, воплощающие миллионы душ наших предков, отдавшихжизни и здоровье за нас — своих потомков — помогут нам в этом. Они будутнапоминать нам об ужасах войны и  прелестях мира.

 

3. Просмотр видеофрагментаиз художественного фильма «А зори здесь тихие» (эпилог)

— Какова рольэпилога? (Выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливаямемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.)

— О чем пойдетречь на уроке? (о героизме русских женщин во время  Великой Отечественнойвойны)

— Какоепроизведение послужит материалом к уроку? (повесть Б. Васильева «А зори здесьтихие»).

-Сегодняшний урок мы посвящаем таким женщинам, которые наравне с мужчинамиприближали победу.

  Перед нами предстанут судьбы и жизни, искореженные войной, потерей близких,женским одиночеством.

    Вы прочитали замечательную повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие».

— А назовем уроктак «Чтобы помнили…» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).

— Какие цели выставите перед собой? (Познакомиться с биографическими сведениями об автореповести, на примере героев повести показать героизм и патриотизм   русскихженщин)

 

II . Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

— Что такоепамять?

Воспоминаниео ком-чем-нибудь. Памяти кого-нибудь, умершего или какого-нибудь  важногособытия в прошлом).

 

2.Реализация индивидуального домашнего задания.

— Можно липроизведения о Великой Отечественной войне считать посвященными   памяти  людей,защищавших свою родину? (Да)

— Назовитеизвестные вам произведения.

Борис Полевой«Повесть о настоящем человеке», Валентин Катаев «Сын полка», Михаил Шолохов«Судьба человека»,  Александр Твардовский «Василий Теркин», Вячеслав Кондратьев«Сашка» и другие.

 

3. Слово учителя.

— Урок посвященпамяти погибших женщин. Вы, наверное, слышали выражение: «У войны не женское лицо».Но если враг грозит уничтожить родную землю, женщинам тоже приходитсясражаться. Медсестры под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Еслидля мужчины защита отечества – это долг, священная обязанность, то женщины шлина фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они всё равно шли.Шли и осваивали такие профессии, которые до сих пор оставались только мужскими:летчик, танкист, зенитчик. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно,но они всё равно шли. В повести Б. Васильева их всего пять. Пять девушек,которые любили жизнь, но погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесьтихие…». Они погибли, но победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили,потому что беззаветно любили родину.

 

III. Работа над темой урока.

1.Реализацияиндивидуального домашнего задания.

   — Давайтепоговорим о своеобразии этого произведения. Но сначала мы познакомимся савтором повести. Биографическая справка о Б. Васильеве.

 

— Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске в интеллигентной семье. На фронт Борис Васильев попал в 17 лет. 3июля 1941 года Борис Васильев попал в окружение, из которого выходилпрактически четыре месяца.

В октябре 1941 года Васильевдобрался до советских частей. После курсов военного дела боец в 1943 годуБориса Васильева определили в воздушно-десантный полк и отправили на передовую.Через несколько месяцев он попал на мину во время боевого задания под Вязьмой.Ранение было тяжелым — врачи запретили Васильеву возвращаться на фронт.

 

—  В одном интервью он сказал:«Война беспощадна — она остается в человеке на всю жизнь, если он воевал,конечно, а не скрипел пером где-то в тылу». Великая Отечественная война надолгие годы определила творчество писателя, его произведения «А зори здесьтихие», «В списках не значился», «Великолепная шестерка» стали классикойфронтовой литературы.

 

— Повесть «А зори здесь тихие…» -его первое прозаическое произведение. Оно было напечатано в 1969 году в«Юности». Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Нестреляйте в белых лебедей». Но первое произведение было о войне, о погибшихдевушках. Писатель вспоминает: «…замысел родился от «толчка памяти». На фронт япопал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительногобатальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первоезадание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной всвоей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвыхдеревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки простоувидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомыхдевочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой не стираемой годамикартины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именноздесь…»

 

Учитель: В 1975году за повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственнойпремии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» — премии Ленинского комсомола.

Фронтовик Станислав Ростоцкийэкранизировал повесть Бориса Васильева А зори здесь тихие… Он вспоминает:…Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебныйсмокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодироватьво время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодироватьих поступкам…

По книгам исценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. Центральное место втворчестве писателя занимает тема Великой Отечественной войны. С 1960 года он член Союзакинематографистов. В большинстве произведений Васильева действуют рядовые люди,необстрелянные, штатские по своим характерам и привычкам.

Писателяне стало 11 марта 2013 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

 

2.    Аналитическая беседа.

— Как вы понимаетеназвание повести? (На протяжении повести подчеркивается, что в лесустояла тишина. А зори здесь тихие. В повести нет ожесточенной борьбы, бомбежки,а лишь проходят перестрелки. Васильев хотел дать понять, что, чтобы зори всегдабыли тихими, красота природы  никого не трогает, все силы отданы борьбе.)

 

-Время действияповести – май 1942 года. Место — неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезденесут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы – девушки.Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают внеравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всегопятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, ГалинаЧетвертак, Соня Гурвич

 

      3. Знакомство с героями.

— У каждой издевушек своя отличительная особенность. Назовите имя девушки:

         1.Красивая, чрезвычайно общительная и озорная. (Женя Комелькова)

            2. Все19 лет прожила в ощущении завтрашнего дня. (Лиза Бричкина)

            3.Худощавая, с тонкими косичками, всю жизнь мечтала о сольных партиях и длинныхплатьях. (Галя Четвертак)

            4.Незаметная, исполнительная, любит поэзию, театр, переводчица. (Соня Гурвич)

            5.Строгая, спокойная и рассудительная, вдова. (Рита Осянина)

 

-А теперь давайте познакомимся с героинями повести поближе.

Инсценировка эпизода

Пролог. «Шёл месяц май»

Звучит весёлая фоновая военнаямузыка

Васков: Шелмай сорок второго года… Война по-своему распоряжается человеческими жизнями. Я- старшина Васков после ранения был назначен комендантом 171-го разъезда. Триждыв день я обходил объект и делал в тетради одну и ту же запись: объект осмотрен,нарушений нет. Спокойно мне служилось до тех пор, пока для охраны объекта наразъезд не прибыли зенитчицы – стайка шумных и задиристых девах, которые ночамиазартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днемразводили бесконечные постирушки… И не знал я тогда, что директива с грифом“Только для командования” уже подписана и принята к исполнению…. А зори здесьбыли тихими-тихими…

Эпизод 1. «Пять смелыхотважных девчат»

По очереди выходят девушки

Рита Осянина: Менязовут Рита Осянина. Из всех довоенных событий ярче всего мне запомнилсяшкольный вечер встречи с героями-пограничниками. Ведь там я познакомилась сосвоим будущим мужем – застенчивым лейтенантом Осяниным. Мы вместе танцеваливальс, а потом стояли у окна. А потом… потом он пошел меня провожать. А ясхитрила: повела его самой дальней дорогой. А затем были письма. По субботамего — короткие, по воскресеньям мои длинные. Я была самой-самой счастливой. Ноне знала я тогда, что22 война, а 23 я стану вдовой.

Комелькова Женя: Помню,как однажды, я приехала к отцу на учения. Он у меня военный. Иду, а на встречумне полковник. Господи! Высокий, русоволосый, кареглазый! Я так и замерла… А онмне: «Разрешите познакомиться». А я ему: «Разрешаю, Комелькова Женя». А он мне:«Не хотите на лошадях покататься. А я ему: «От чего же? Можно!». А он мне: «Авы всегда такая весёлая?». А я: «Всегда!». Так и влюбилась… Но пришла война. Ираспорядилась по своему. Я теперь одна… одна на всём белом свете. И мнепочему-то совсем не весело.

Лиза Бричкина: Менязовут Лиза Бричкина. Все свои 19 лет я прожила в ожидании. А ждать я умела.Сначала я ждала возвращения в школу, которую бросила из-за болезни матери,потом — свидания с подружками, потом — редких свободных вечеров на пятачкевозле клуба, потом – я ждала, что придёт он! Тот, кого я буду любить всю своюжизнь! Ждала счастья…. Которое так и не пришло ко мне…Потом…Потом случилосьтак, что вдруг ждать оказалось нечего… Началась война.

Галя Четвертак: ЯГаля Четвертак. Эту фамилию мне в детском доме дали: Четвертак. Потому что вчетверть меньше всех ростом вышла. Всю свою жизнь я мечтала о длинных платьях,сольных партиях и всеобщем поклонении. А потом… Потом я решила влюбиться!Придумала себе жениха и вскоре весь детский дом был наводнён: стихами, слезамизаписками, признаниями. Нет, вы не думайте! Я не врала! Я просто мечтала..Война застала меня на 3-м курсе библиотечного техникума. Она разрушила все моимечты.

Соня Гурвич: Менязовут Соня Гурвич. Я училась в Москве, в университете. Была отличницей. Вместотанцев бегала в читалку и во МХАТ. Готовилась к сессии. А потом я заметила, чтоочкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе со мной вчитальном зале. Как память о довоенном времени у меня осталась эта маленькаякнижечка Блока, которую он подарил мне через пять дней после нашегоединственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького иушел добровольцем на фронт. А потом и я надела форму. И сапоги — на два номерабольше.

 

Учитель:

Вчём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц? (ЖеняКомелькова – яркая красота, которой восхищаются и мужчины, и женщины, друзья идаже врачи. Своеобразие Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга. СонеГурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которыевызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной – это близость кприроде, открытая сердечность. Особенна Галка Четвертак – способностьпреображать действительность, неуёмность фантазии)

 

Учитель:

-Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?

  — Укаждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты Осяниной – гибель навторой день войны мужа. У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех изпулемета уложили». У Сони Гурвич – дружная и большая семья в оккупированномМинске. У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительногосчастья». У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.

    —   Изнеповторимых характеров пяти девушек-зенитчиц в повести незаметно возрастаетемкий собирательный образ советской женщины, женщины-патриотки, защитницы своейРодины. Каждая из пяти героинь становится носительницей одного из существенныхкачеств этого собирательного образа.

Учитель:

-Что общего заключено во всех девушках-зенитчицах? (В повести поэтизируетсяженственность, обаяние молодых героинь.

Учитель:

Сюмором изображаются будни зенитной батареи, быт девичьего подразделения, какдевушки налаживают отношения между собой, порой нарушают субординацию,единодушно пытаются саботировать распоряжения «сухаря Васкова».

 

Инсценирование эпизода

Эпизод 2. «Задание»

Девушки выходят вперёд

Осянина: Равняйся!Смирно! Товарищ старшина, бойцы построены!

Васков: Значиттак! В лесу обнаружены немцы. Идём на двое суток. Заместителем на всё времяоперации назначаю младшего сержанта Осянину.

Осянина: Женя,Лиза, Галя…

Васков: Погодите,Осянина! Немцев идем ловить — не рыбу. Стрелять-то умеете?

Комелькова: Умеем.

Васков: Может,немецкий кто знает?

Гурвич: Язнаю.

Васков: Какпо-ихнему — руки вверх?

Гурвич:Хенде хох.

Васков: Точно…Можеткто по звериному или там по птичьему кричать умеет?

Четвертак: Япо ослиному могу «ИА».

Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

Васков: Отставить!Ослы здесь не водятся. Давайте крякать учиться! Как утки (изображает) Ну-ка,попробуйте.

Все: Кря,кря, кря!

Васков: Значиттак… два кряка – «внимание, вижу врага», три кряка – «все ко мне». А теперьскажите, на что в пути внимание обращать нужно? Отвечать по порядку. Младшийсержант Осянина.

Осянина: Ну…ветка сломана.

Бричкина: Укустов роса сбита!

Комелькова:Птицы кричат.

Васков: Правильно.А ещё обращайте внимание на следы, куда они путь держат. Значит так… У кого силмного?

Бричкина: Ачего?

Васков: Когдапойдём боец Бричкина понесёт вещь мешок переводчицы.

Гурвич: Зачем?

Васков: Азатем, что не спрашивают! Комелькова! Взять вещь мешок у красноармейцаЧетвертак.

Комелькова: АЧетвертачок заодно может и винтовочку….

Васков:Разговорчики! Личное оружие каждый несёт сам! Эх, девчонки, несчастный вынарод. Мужикам война, как зайцу курево, а уж вам то. На сборы даю 40 минут.Разойтись!

 

Учитель:

Сгоречью Васильев подчеркивает, как суровая действительность войны вступает внепримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью, добротой.Противоречие в том, когда, например, Рита Осянина убивает своего первого немца.Потрясение от убийства «всю ночь его трясло».

  Такие же качества испытывает Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервыедолжна убить врача прикладом «по живой голове», хотя и у Риты и Жени есть свойсчет к фашистам.

  Объединяет всех героинь готовность без колебаний вступить в бой с врагами.Против целой диверсионной группы специально обученных убийц, вымуштрованных,вооруженных до зубов, встали пять девушек с трехлинейками. Они делают все,чтобы остановить врага, не жалеют жизней своих.)

 

Эпизод 3. «Постарайтесьвернуться назад»

 «До свидания девочки!

Девочки, постарайтесьвернуться назад»
(Б.Окуджава)

 

Эпизод 4. «Не вернулись…»

(Погибшие героини показываютсяв видеозаписи)

 

Васков: Ноони не вернулись… На 171 разъезд пришёл я один. Пять девчонок! Всего толькопять! И ведь справились, не пропустились гадов. И кто…Лиза Бричкина — роднаядуша. Она первая погибла… в болоте утонула.. Не дошла до наших за подмогой, несмогла. А ведь мы как следует и не простились… Как же так, Лизавета?

 

(Видео) Бричкина: Последнийкусок до сухой земли оставался. Огромный пузырь вспучился передо мной такнеожиданно, что я рванула в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потерялиопору. Торопилась я очень, всё хотела успеть. И как вы обещали с вами песнюдопеть. Я ведь вас полюбила, ах, зачем эта смерть? Торопилась я очень, всёхотела успеть….

Васков: АСоня Гурвич, зачем я при ней сказал про свой забытый кисет, а она лёгкая какптица вспорхнула: «Я принесу! Я знаю, где он лежит». Даже остановить не успел…какое там? Только сапоги затопали… Никогда не забуду её предсмертный крик. Крикраненой птицы. Два удара ножом, полежи тут Сонечка, я сейчас вернусь.

(Видео) Гурвич: Бежала,радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потнаятяжесть, почему пронзительной, яркой болью рванулось вдруг сердце. Полежу…теперь мне некуда спешить, О, я хочу безумно жить! Всё сущее — увековечить!Безличное – очеловечить, несбывшееся воплотить…

Васков: ГалинаЧетвертак. Четвертачок. Маленькая, хрупкая, с неудачным первым боевымкрещением… Испугалась.. немцев испугалась, не смогла удержаться побежала.Коротко ударил  автомат.

(Видео) Четвертак: Ятак мало успела в этой жизни прожить. Я так много мечтала верить ждать илюбить. Я так сильно боялась, что в войне этой сгину… Почему мне досталась этаочередь в спину?

Васков: ЖеняКомелькова, красавица, погибла, отводя немцев от раненой Осяниной. И даже когдапервая пуля ударила в бок, она просто удивилась, ведь это так глупо умирать в19 лет! А немцы ранили её вслепую. Она могла бы затаиться переждать, уйти, ноона стреляла, пока были патроны, стреляла лёжа, не  пытаясь уйти и… пела. Немцыдобили её в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти красивое лицо.

(Видео)  Комелькова: Когдана смерть идут – поют, а перед этим можно плакать. Ведь самый страшный час вбою — час ожидания атаки. Был бой короткий, а потом лежала я под синем небом…Не уж то всё? Не уж то всё? Из нас ещё никто и не жил.

Васков: ОсянинаРита, смертельно раненная осколком гранаты, сама застрелилась, боялась статьобузой… глупая. Я к ней подойду и шинелью укрою.

(Видео)  Осянина: Очём-то мне скажешь, но я не услышу.

Васков: Спрошу– не ответит, а нас рядом двое!

(Видео)  Осянина: Одинтолько дышит.

Васков: Язнаю, не встанет…я всё понимаю, зачем же я хлеб на две части ломаю?

Учитель:

— Васков остался вживых один, тяжелораненый. Он врывается в избушку к фашистам, которые ипредставить себе не могут, что он  на много вёрст один одинёшенек, и в руках унего разряженная граната. «Не  вмещалось это понятие в фашистские мозги, ипоэтому на пол легли, и связали друг друга ремнями. Он теряет сознание от болитолько тогда, когда навстречу идут свои, русские. Одно знал Васков в этомбою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело,как ни безнадежно — держать.

        «…И такоечувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия

сошлась, именноон, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним

сыном изащитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия»(Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек

было всего, всегопятеро!…А — не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете

здесь, всесдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

Болью, ненавистьюи яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и этоукрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защитаРодины — уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свойфронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

 

Финал. «Это мы!»

Четвертак: Онилегли на поле боя, жить начинавшие едва. И было небо голубое, была зелёнаятрава…

Комелькова: Амать-и-мачеха цветёт и сон трава мохнатым зевом росу мерцающую пьёт, но никогдапод этим небом трава забвенья не взойдёт.

Гурвич: Листьянашего дерева, а не серая тень его.

ВСЕ: Этомы!

Осянина: Эхонашего голоса, зёрна нашего колоса.

ВСЕ: Этомы!

Бричкина: Межгодами посредники, своей славы наследники!

ВСЕ: Этомы!

Четвертак: Совестьнаша глубокая, правда наша высокая.

Комелькова: Верностьнашему мужеству и великому дружеству

ВСЕ: Мыхраним!

 

Учитель:

— Можно ли назвать «героической» гибель каждой из девушек?

  

-Подвиг каждой из героинь становится значительным от того, что они женщины,исполненные любви к людям, предназначенные природой дарить и продолжать жизньна Земле, нежные, хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокимизахватчиками и погибают, защищая ценой своих жизней свободу и будущее своейРодины.

-Какое представление о героизме и подвиге в В.О. войне дается в повести?

-Раздумья автора и главного героя о несовместимости с войной женщины, в которойсамой природой ненависть к убийству заложена, о той утрате, которую несёт жизньи гибелью женщины, будущей матери, что могла бы дать начало целой ниточке «вбесконечной пряже человечества».)

—   Каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное дляпобеды, для того, чтобы зори были тихие.

  Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич…Каждаямогла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям….. Но была война.Никто из них не успел осуществить свои мечты, прожить свои собственные жизни.

— Зачем нужен вповести эпилог? (Васковвыполнил просьбу Осяниной, он помнит о своих погибших зенитчицах.Благодарная память о героях).

IV.           Домашнеезадание

Написатьна выбор:

1.    Эссе«Какую роль в фильме я бы хотела сыграть и почему?»

2.    Сочинение-рассуждениена одну из тем «Мои мысли о прочитанной повести», «А зори здесь тихие»,«Суровая правда войны в повести «А зори здесь тихие» или «Какой эпизод повести запомнилсямне больше других»?

 

V.              Обобщение.

Учитель:

— Не случайно именно девушек сделал БорисВасильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь вженщинах начало всякой жизни. Убийство женщин — это больше, чем преступление.Фашисты убивали их тысячами…

Сам Б. Васильев говорит об этом так: «Женщинадля меня — это воп­лощённая гармонияжизни. А война всегда дисгармония. И женщина на войне — это самое невероятное, несочетаемое сочетаниеявлений».

     Лучшие произведения советских писателей заставляют постигатьвеличие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая былаотдана за каждую пядь родной земли, постигать, какою ценой завоеваносчастье победы и обретен мир. Это небольшая повесть не может оставитьравнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юныхдевушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом,олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

 

IV.    Рефлексия(Подведение итогов).

1 ученик  исполняет песню «Бессмертныйполк», а остальные ученики выходят подвое, становятся за спиной (в руках у них портреты погибших воинов ВеликойОтечественной  войны пос. Красочный (Бессмертный полк)

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока родной литературы(русской) в 8 классе

Дата проведения 17.03.2022 г

ТемаурокаОсмысление военной темы в повести Б. Л.Васильева «А зори здесь тихие».

Типурокаурок размышление

Формы урока: индивидуальная, фронтальная,групповая

Методы обучения: проблемно–поисковый, наглядный,словесный

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Планируемыерезультаты:

Прогнозируемые УУД

Личностные:

-формировать чувство патриотизма, уважения к своему народу, ответственностьперед родиной, гордость  за свой край;

-совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире;

-формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве содноклассниками и учителем;

-способствовать накоплению опыта  деятельности в гуманитарной области.

Метапредметные:

-владение  навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектнойдеятельности, навыками разрешения проблем;

— развитиеумения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижениярезультата, оценивать правильность выполнения учебной задачи;

— умениепродуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешатьконфликты;

-использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные:

Учащийся

— знаетбиографические сведения о писателе, содержание повести;

— умеетизлагать материал, анализировать произведение

-используя дополнительный материал, выступает с сообщением;

-аргументирует собственное мнение.

Видыдеятельности: формированиеу учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию исистематизации изучаемого предметного содержания

Формыработы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: текстповести Б. Васильева «А зори здесь тихие», видеоряд памятников героям ВеликойОтечественной войны, фрагмент фильма по повести Б. Васильева (эпилог),мультимедийная презентация, георгиевская ленточка, портреты ветеранов иучастников  Великой Отечественной войны пос. Красочный (Бессмертный полк),фонограмма песни «Бессмертный полк».

 

Структура урока:

I.      Организационно-мотивационныйэтап

II.    Актуализация  знаний и постановкаучебной проблемы.

III. Целеполагание.

IV.                      Работа надтемой урока.

          1.Реализация индивидуального домашнего задания.

         2.Аналитическая беседа.

          3.Знакомство с героями.

          4. Инсценирование эпизодов

     V. Закрепление материала(обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)

     VI. Домашнее задание.

     VII. Рефлексия (подведение итоговзанятия)

 

   Данный урок соответствуеткалендарно-тематическому планированию и представлен по ходу изучения раздела«Из русской литературы 20 века».

На уроке были учтены возрастные ипсихологические особенности учащихся.

Планируя урок, старалась, чтобы каждоезадание было направлено на развитие предметных и метапредметных умений.

Представляя свой урок, я решилаакцентировать внимание на нескольких моментах: показать, как учебный материал,выбранные мною инновационные технологии, приемы, методы и формы направлены наформирование:

1. Метапредметных УУД

2. Предметных умений

В основе урока лежитсистемно – деятельностный подход — развитие личности учащегося на основеосвоения универсальных способов деятельности.

На этапе актуализации основной цельюявлялась подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлениюпричин затруднений в собственной деятельности.

Для решения познавательных и регулятивныхзадач, поставленных на уроке, задавала вопросы по обобщению и систематизацииимеющейся у ребят информации (фронтальная беседа).

Считаю, что подобные вопросы помогаютребятам включиться в работу. На уроке большая часть ребят хотела ответить напоставленные вопросы, следовательно, они быстро включились в работу.

   Для достижения цели урока определилатехнологию урока-кейс-технологию.

Считаю, что на уроке полностью былииспользованы воспитательные возможности содержания учебного материала, каждоепредложение содержало глубокий смысл для размышления и соответствовало общейтематике.

Ребята имели возможность работать в парахи группами.

На заключительном этапе урока, настадии рефлексии, ребята оценили свою работу. Они показали, что предметнаязадача, поставленная на урок, успешно выполнена.

Я считаю, что все задачи, поставленныемною на урок, полностью были реализованы.

На данном уроке применялся деятельностныйметод обучения, который был реализован в учебной деятельности.

Любой процесс познания начинается симпульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика квступлению к деятельности. Помня об этом, я   продумывала каждый этапурока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмыактивизации учеников.

На всех этапах урока ученики быливовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо былоне только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполненияуже известного им действия. 

Этапы урока были тесно взаимосвязаны междусобой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опиралисьи подкреплялись практическими.

При постановке вопросов и определениизаданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала толькоположительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировалодетей и повышало их активность на уроке.

 Учебная информация былапривлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачиучебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленныхцелей на уроке. 

Учебное время на уроке использовалосьэффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока былаоптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Владение современными образовательнымитехнологиями помогает мне избежать монотонности процесса обучения,профессионального общения с учениками, что способствует развитию у учащихсялюбознательности, самостоятельности, активности, творчества. Успешно применяю впрактической профессиональной деятельности следующие технологии:

·        информационно– коммуникативные технологии;

·        кейс-технология;

·        здоровьесберегающая.

Обоснованно использую на уроке современныеинформационно- коммуникативные технологии. При подготовке к урокам используюдополнительную литературу, ресурсы сети Интернет, цифровые образовательныересурсы и т.д.

Использую различные технологии, не забываяо том, что урок должен всегда чему-то учить.

В течение всего урока ребята опирались науже имеющиеся предметные умения и приобрели новые, необходимые для дальнейшегоизучения темы. Было организовано первичное закрепление учебного материала.

Я считаю, что проведенный урок реализовалпоставленные задачи.

Тип, форма, цель, задачи урока былиадекватны теме урока, цель и задачи формулировались совместно с учащимися,являлись для них личностно значимыми.

Содержание учебного материаласоответствует требованиям образовательного стандарта и учебной программы.Теоретическое изложение учебного материала было доступно учащимся, выстроенонаучно, логично, последовательно.

Уровень самостоятельности обучающихся наэтапах урока достаточен. Характер самостоятельной учебной деятельности имеетрепродуктивный и творческий характер. УУД формировались на каждом этапе урока.Гигиенические требования соблюдались.

 Использовались такие формы общения, какдиалог и монолог. Познавательная деятельность носила характер репродуктивный,поисковый, творческий.

 Уровень контроля: фронтальный,индивидуальный.

На уроке выполнили большой объём работы.Были соблюдены все структурные элементы урока. Подведён итог урока и проведенарефлексия собственной деятельности учащихся.

На уроке не только оценивала предметныезнания учащихся, но и их деятельность в процессе урока (применение логическихприёмов мышления, самостоятельность и оригинальность выполнения индивидуальныхзаданий), а также учащиеся провели рефлексию и самооценку своей деятельности.Считаю, что урок прошёл эффективно как для меня, так и для детей, имелпрактическую направленность  на итоговую аттестацию (устное собеседование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок

    1 слайд

    Урок литературы в 11 классе «Чтобы помнили…»
    (Осмысление военной темы в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»)
    Подготовила
    учитель МКОУ СОШ№5 пос. Красочный
    Гринько Наталья Викторовна

  • title=

    2 слайд

  • Родина-мать

    3 слайд

    Родина-мать в Волгограде

  • Воин-освободитель

    4 слайд

    Воин-освободитель в
    г. Берлине

  • Могила

    5 слайд

    Могила неизвестного солдата

  • Брестская

    6 слайд

    Брестская крепость

  • Ржевский

    7 слайд

    Ржевский мемориал

  • Хатынь

    8 слайд

    Хатынь в Логойском районе в 60 км от Минска

  • Мемориальный

    9 слайд

    Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» в
    г. Брест.

  • Архитектурно-скульптурный

    10 слайд

    Архитектурно-скульптурный комплекс в Минске.

  • Саур-Могила

    11 слайд

    Саур-Могила в Шахтёрском районе Донецкой области

  • Курская

    12 слайд

    Курская дуга

  • Памятник

    13 слайд

    Памятник советскому солдату с девочкой немецкой на руках в г. Берлине

  • ПАМЯТЬ,

    14 слайд

    ПАМЯТЬ, -и, ж.

    1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в п. (хорошо запомниться). Свежо в памяти (еще хорошо помнится). Это на его памяти (о чем-н. отдаленном: он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая п. у кого-н. (быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-н.; неодобр.).
    2. То же, что воспоминание о ком-чем-н. Хранить п. о событии. Прежний начальник оставил по себе плохую п.
    3. То, что связано с умершим (воспоминания о нем, чувства к нему). Посвятить книгу памяти учителя. Верна памяти мужа. Вечная п. кому-н. (пожелание, чтобы долго, вечно помнили кого-н. умершего).
    4. Памяти кого-чего, в знач. предлога с род. п. В честь (кого-н. умершего или какого-н. важного события в прошлом). Вечер памяти героев.
     

  • title=

    15 слайд

  • title=

    16 слайд

  • title=

    17 слайд

  • ПРОЛОГ«Шёл

    18 слайд

    ПРОЛОГ
    «Шёл месяц май»

  • Эпизод

    19 слайд

    Эпизод 1
    Пять смелых отважных девчат

  • Эпизод

    20 слайд

    Эпизод 2 Задание

  • Эпизод

    21 слайд

    Эпизод 3
    «Постарайтесь вернуться назад»
    До свидания, девочки!
    Девочки, постарайтесь вернуться назад!»
    Б. Окуджава

  • Эпизод

    22 слайд

    Эпизод 4 «Не вернулись…»

  • ФИНАЛ

    23 слайд

    ФИНАЛ
    «Это мы!»

  • title=

    24 слайд


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет