Конспект открытогоурока русского языка в 7 классе по теме «Повторение, обобщение, систематизацияизученного материала по теме «Деепричастие».
Ходурока:
1. Оргмомент.
2.Работа по теме урока
-Что же такое деепричастие?
А) Нахождениедеепричастий в устной речи.
Вашазадача – найти в текстах деепричастие, выписать их и доказать правильностьсвоего выбора, выделив суффиксы и задав вопросы к выписанным словам.
1.Размышляяо Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним. Это очень полезные размышления.Они способствуют пробуждению в наших душах и умах самых лучшихвысоконравственных мыслей и устремлений.
2.Впитав в себя драгоценные традиции отечественной литературы, обогатившисьглубоким знанием отечественной истории, включив в круг своегописательского внимания все достижения мировой литературы, Пушкин всю своюписательскую жизнь посвятил открытию новых имён для русской, а тем самым и длямировой литературы.
3.Отвечая на мои вопросы, Блок сообщил, что стихи он создает всегда набумаге, не произнося их в процессе творчества и не проверяянаписанных слов на слух.
4.А речка, оказывается всё так же текла, журчала на перепадах, и родники всё также били, перезваниваясь между собой. Раздвигаю заросли, обжигаяськрапивой, и отыскиваю один родничок, второй, третий….
1)Признакикаких частей речи объединяет деепричастие?
2)Какие признаки позаимствовало деепричастие у глагола?
Б)Игра «Найди лишнее»
-На экране вы видите 4 слова. Одно из них лишнее. Найти его и доказать, что онолишнее.
1.Читая,думая, рисуя, вдумавшись.
2.Занимаясь,развлекая, собираясь, увлекаясь.
3.Проиграв,пропустив, поразмыслив, отдыхающей.
4.Развёртывая,промолвить, наклоняясь, понимая.
В) Какобразуются деепричастия?
-Запишите в столбик глаголы и рядом с ними запишите деепричастия, образованныеот этих глаголов.
Просохнуть– просохнув
Окрепнуть– окрепнув
Дуть– дуя
Замер– замерши
Идти– идя
Начать– начав
Сидеть– сидя
Г)Синтаксический разбор предложения.
-Каким членом предложения может быть деепричастие?
-Как называется деепричастие с зависимыми словами?
-Как деепричастный оборот выделяется на письме?
(Ученикработает у доски для проверки.)
Запишитепредложение. В саду летают пчёлы, собирая нектар с цветов.
Д)Морфологический разбор деепричастия
Выпишииз пословиц деепричастия, выполните их морфологический разбор.
• Небравшись за топор, избы не срубишь.
• Не учась илаптя не сплетёшь.
• Поработавши до поту и поешь в охоту.
• Убегая отдыма, не бросайся в огонь.
4. Итогурока. Проверочный тест
5.Домашнее задание: выписать из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 5предложений с деепричастными оборотами, выделить и разобрать их.
Тест потеме Деепричастие
1. Найтипредложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное действие косновному.
А)Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б)Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В)Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найтипредложения, в которых есть деепричастие.
А)Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б)Я открыл окно и залюбовался видом.
В)Разложив игры, дети сели в кружок.
Г)Уставшая, она не хотела идти домой.
3. Вкаком ряду все слова являются деепричастиями?
А)расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б)бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В)стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г)навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. Сколькодеепричастий в предложении?
Капитанстоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словноостолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
А)2;
Б)3;
В)4;
Г)5.
5. Вкаком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А)увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б)наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В)вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г)расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
6. Вкаком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаковвыделенных слов?
Не держась заруль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил пошоссе и городу и поглядывал на столбы и провода,проверяя состояние сети.
А)не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в составобособленного обстоятельства;
Б)откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в составобособленного обстоятельства;
В)скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в составобособленного обстоятельства;
Г)проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в составобособленного обстоятельства.
Тест по темеДеепричастие
1. Найтипредложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное действие косновному.
А)Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б)Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В)Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найтипредложения, в которых есть деепричастие.
А)Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б)Я открыл окно и залюбовался видом.
В)Разложив игры, дети сели в кружок.
Г)Уставшая, она не хотела идти домой.
3. Вкаком ряду все слова являются деепричастиями?
А)расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б)бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В)стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г)навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. Сколькодеепричастий в предложении?
Капитанстоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словноостолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
А)2;
Б)3;
В)4;
Г)5.
5. Вкаком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А)увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б)наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В)вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г)расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
6. Вкаком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаковвыделенных слов?
Не держась заруль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил пошоссе и городу и поглядывал на столбы и провода,проверяя состояние сети.
А)не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в составобособленного обстоятельства;
Б)откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленногообстоятельства;
В)скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в составобособленного обстоятельства;
Г)проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в составобособленного обстоятельства.