X-PDF

Урок в 8 классе Строение органов дыхания

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательнаяшкола села Минзитарово

Муниципальногорайона Иглинский район

РеспубликиБашкортостан

 

 

 

 

Разработка урока

по биологии 

в 8 классе

 

 

 

Тема: Строение органов дыхания

 

 

 

Составитель:

учительбиологии и химии

МБОУ СОШс.Минзитарово

ИштакбаеваГузель Хайретдиновна

 

 

 

 

2022 – 2023 учебный год.

 

Целиурока:

·        Образовательные:

o   изучитьособенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

o   раскрытьсущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

o   выяснитьмеханизмы голосообразования;

·        Развивающие:

o   продолжитьформирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

o   развиватьнавыки научно-исследовательской работы через постановку учебных опытов;

·        Воспитательные:

o   воспитыватьбережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровьюокружающих;

o   провестианалогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты .

 

Оборудованиеурока:

таблица “Органыдыхания”,

набор терминов (наплакатах),

раздаточныйматериал (рисунок “Органы дыхания”,

карточки ксоставлению таблицы “Строение и функции органов дыхания”,

карточка сперечнем процессов для распределения в существующей последовательности,

таблица клабораторной работе “Гигиеническая оценка микроклимата помещения”)

 

Ход урока

 

1. Организационныймомент

 

2. Созданиепроблемной ситуации

 

3. Постановкацелей и задач урока

 

4. Изучение новогоматериала

 

5. Домашнеезадание

 

6. Подведениеитогов урока

 

I.Создание проблемной ситуации:

Сожмите губы ипальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 минобсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.

Беседа

1. Как вы себячувствуете? потемнение в глазах)

2. Почему выпочувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?

Ответы детей: Мыне дышали, мало кислорода в крови, увеличилось содержание углекислого газа вкрови.

3. Сколько временимы можем не дышать?

Приводятся примерыныряльщиков за жемчугом, продолжительность пребывания нерпы под водой.

4. Зачем же мыдышим?

Для обеспечениягазообмена: кислород поступает в организм, углекислый газ удаляется изорганизма.

5. А как мы дышим?Делаем вдох и анализируем наши ощущения.

Обсуждение. Воздухвсасывается через нос и движется внутрь организма, затем выталкивается изорганизма во время выдоха.

II.Постановка целей и задач урока. Сегодня на уроке мы:

познакомимся ссистемой органов дыхания,

выясним значениепроцесса дыхания в жизнедеятельности человека,

раскроем особенностистроения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями,

рассмотрим влияниедыхания на наше здоровье.

Записываем дату итему урока “Дыхание”

III.Изучение нового материала

Все живыеорганизмы дышат. При дыхании осуществляется газообмен: в организм поступаеткислород, а из организма выделяется углекислый газ. Кислород необходим длярасщепления сложных органических веществ на более простые. Выделяемая при этомэнергия используется организмом для осуществления процессов жизнедеятельности.Одноклеточные организмы, кишечнополостные, многие черви дышат всей поверхностьютела. Различают несколько типов дыхания: кожное, трахейное, жаберное илегочное. У человека – легочное дыхание.

 

1. Рассматриваемтермины, которые будут использоваться на уроке.

Вывешиваютсятаблички с терминами, и разбирается их значение.

Дыхание –газообмен между внешней средой и организмом.

Орган – это частьтела, имеющая определенную форму и строение, занимающая в организмеопределенное место и выполняющая определенную функцию.

Система органов -группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение,единый план строения и выполняющих общую функцию.

Дыхательнаясистема обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислогогаза, паров воды.

Мнения,высказанные ребятами подтверждаются текстом учебника “Человек. 8 класс” (Н. И.Сонина, М. Р. Сапина)

2. Разбираемстроение дыхательной системы.

Учебник страницы138 — 139, таблица “Органы дыхания” на доске, раздаточный материал – карточки срисунком строения системы органов дыхания.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

<Рисунок №1>“Органы дыхания”

 

Записываем втетрадь обозначенные цифрами органы, выделяя органы дыхания:

носовая полость

гортань

язык

ротовая полость

гортань

пищевод

трахея

бронхи

альвеолы

легкие

легкие

Вопрос дляучащихся: Какие органы не относятся к органам дыхания?

Ответы учащихся: Кпищеварительной системе относятся ротовая полость, язык, пищевод. Но придыхании ртом мы задействуем ротовую полость.

3. Каждый органсистемы выполняет определенную функцию. Давайте выясним, какую функциювыполняет каждый из перечисленных органов.

Задание дляучащихся: Из набора карточек составляем таблицу “Строение и функции органовдыхания”, (работа в парах), используется при необходимости учебник “Человек. 8класс” (Н. И. Сонина, М. Р. Сапина). Дан набор из 15 карточек, нужнорасположить их в логически группы.

Анализируемсобранные таблицы.

Передвами таблица, которую мы  заполним в ходе изучения нового материала.Перечертите её, пожалуйста.  Заполняем 1 колонку

·        носовая полость

·        гортань

·        трахея

·        бронхи

·        легкие

Самостоятельная работа с учебником, с. 138-139. Класс разбивается на 5 групп и готовит краткий рассказ о «своем» органе. (3-5 минсамостоятельной работы, заполнение таблицы). Далее представитель каждой группырассказывает об органах дыхательной системы, учитель демонстрирует рисунки наэкране и комментирует.

. Носовая полость (рассказ)Принормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовуюполость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. Вкаждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхностьносовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащеймногочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия. У взрослого человека слизистая оболочка за суткивыделяет 0,5 литра слизи.Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух,задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизьсодержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению(фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленныекровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильнымикровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух дотемпературы тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа:гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согреванияпоступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовыеполости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитнуюфункцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренниминоздрями – хоанами, а оттуда – в гортань. В верхней части носовой полостинаходятся обонятельные рецепторы

. Опыт “Проверитьпроходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочекваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовомуотверстию при вдохе.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздрив носовую полость.

.Гортань (рассказ)

Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами.
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами –рефлекторный кашель.
Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.
Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди.
Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосоваящель.
Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие вголосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.

Опыт

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимаетсявверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящуходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при глотании надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как помосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательныедвижения. Попробовать сглотнуть и сделать одновременно вдох. Убедиться всправедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход втрахею.  

Трахея (рассказ)

Гортань непосредственно переходит в трахею, которая находитсяперед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтомупросвет трахеи всегда открыт.
Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу.

Бронхи (рассказ)


Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистаяоболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесьпродолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

Легкие(рассказ)

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружипокрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, междуними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполненажидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит100 литров воздуха. Каково же строение легкого?

Внутренне строение легкого

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуябронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков –альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен.  

4. Расположите вправильной последовательности, перечисленные ниже процессы:

(учащимсяпредлагается работа с раздаточным материалом: карточка с перечнем процессов дляраспределения в существующей последовательности)

Поступлениевоздуха в легкие;

Удаление воздухаиз легких;

Перенос кровьюуглекислого газа от ткани к легким;

Перенос кровьюкислорода от легких к тканям;

Диффузия кислородав капилляры, расположенные в легких;

Поступлениекислорода в тканевую жидкость;

Поступлениекислорода в клетки тела;

Поступлениеуглекислого газа из клеток в тканевую жидкость;

Окислениеорганических веществ с освобождением энергии;

Поступлениеуглекислого газа в капилляры, расположенные в тканях.

Подчеркнитеназвания процессов, осуществляемых органами дыхания. Объясните, почемудыхательная и кровеносная системы связаны друг с другом.

Проверяемправильность расположения процессов

Поступлениевоздуха в легкие;

Диффузия кислородав капилляры, расположенные в легких;

Перенос кровьюкислорода от легких к тканям

Поступление кислородав тканевую жидкость;

Поступлениекислорода в клетки тела;

Окислениеорганических веществ с освобождением энергии

Поступлениеуглекислого газа из клеток в тканевую жидкость;

Поступлениеуглекислого газа в капилляры, расположенные в тканях

Перенос кровьюуглекислого газа от ткани к легким;

Удаление воздухаиз легких;

Какие процессы вы,ребята, выделили?

Ответы учащихся:вдох, поступление кислорода в кровь, транспорт кислорода кровью, газообмен вклетке, поступление углекислого газа в кровь, транспорт углекислого газакровью, выдох.

Дыханиемназывается процесс газообмена между организмом и окружающей средой. Важнейшиймеханизм газообмена у животных и человека – диффузия. При диффузии молекулыперемещаются из области более высокой концентрации в область низкойконцентрации за счет их собственной кинетической энергии. Однако перемещатьсяпутем диффузии молекулы могут лишь на малые расстояния (до 1 мм). При переносевеществ на большие расстояния в организме животных используются различные системывентиляции и транспорта газов. Обмен газов в организме животных и человекаосуществляется за счет органов дыхания и кровеносной системы.

IV.Домашнее задание.

Качество нашегодыхания зависит от состояния воздуха, которым мы дышим и микроклимата помещения.

Дома выполнителабораторную работу и заполните таблицу “Гигиеническая оценка микроклиматапомещения”

Каждый учениеполучает раздаточный материал

Таблица №2“Гигиеническая оценка микроклимата помещения”Признак     Состояние

Температуравоздуха          

Влажность воздуха  

Движение воздуха(Сквозняк)       

Чистота воздуха       

Наличие пыли          

Наличиеспецифических запахов  

Освещенность          

Ориентация посторонам света     

Наличие растений   

Комфортностьрабочего места      

Выводы:       

V. Итогурока.

Что нового вы,ребята, сегодня узнали на уроке? Возможные варианты ответов: Сущность понятия“дыхание”Роль кислорода в процессах обеспечения организма энергией

Строение органовдыхания во взаимосвязи с выполняемой функцией

Последовательностьпроцессов дыхания.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет