Грузовой крюк предназначен для подвешивания грузов с помощью съемных грузозахватных приспособлений, например, стропов, которые размещаются в его зеве. Предохранительный замок удерживает стропы от самопроизвольного выпадения из зева.
Крюки изготовляют из малоуглеродистой стали (сталь 20), которая пластична, не склонна к хрупкому разрушению под нагрузкой. По способу изготовления крюки бывают следующих видов: кованые, штампованные, пластинчатые.
Краны грузоподъемностью более 30 т комплектуются двурогим крюком, имеющим два зева для размещения большего числа стропов.
Крюковая подвеска соединяет крюк с грузовыми канатами крана. Подвеска состоит из двух щек, соединенных болтами. В верхней части подвески располагается ось канатных блоков, в нижней части — траверса, на которой установлен крюк.
Крюк крана устанавливают на упорном подшипнике, что позволяет ему вращаться и исключает закручивание грузовых канатов при перемещении груза. Гайка крепления крюка должна быть укреплена стопорной планкой для исключения самопроизвольного свинчивания.
Работа крана не допускается при следующих неисправностях крюка:
• трещины и надрывы на поверхности крюка .
• крюк не вращается .
• отсутствует или неисправен предохранительный замок .
• крюк разогнут .
• износ зева составляет более 10 % от первоначальной высоты h рабочего сечения крюка.
Грузовая тележка состоит из электродвигателя с тормозом, эластичной муфты, редуктора и канатного барабана.
Механизм подъема груза устанавливают на грузовую тележку, которая имеет опорные катки и направляющие блоки грузового каната.
Механизм подъема груза, кроме номинальной скорости подъема и спуска, должен иметь малую скорость подъема и спуска для точной установки груза.
Козловой кран имеет четыре опорных тележки. Две из них – опорно-ходовые, состоящие из электродвигателя с тормозом, эластичной муфты, червячного редуктора и ходовых колес, и две – холостые тележки.
Рабочие механизмы мостовых и козловых кранов приводятся в действие в основном асинхронными электродвигателями трехфазного переменного тока с короткозамкнутым и фазным роторами.
Характерными причинами аварий при эксплуатации козловых кранов являются:
• неисправности и повреждения креплений опор крана .
• неисправности механизмов передвижения кранов .
• неисправность крановых путей .
• применение металла низкого качества .
• некачественный ремонт кранового оборудования .
• усталостное хрупкое разрушение стали при длительном сроке эксплуатации крана .
• угон крана ветром.
Устройство основных механизмов автомобильного крана
Автомобильная крановая установка состоит из неповоротной части – закрепленной на базе автомобиля и поворотной части, с закрепленным на ней стреловым оборудованием и механизмами приводов. Эти две части соединяет между собой опорно-поворотное устройство.
Неповоротная часть состоит из неповоротной рамы, с закрепленными на ней выносными опорами и опорно-поворотным устройством.
Выносные опоры могу иметь гидравлический или механический (ручной) привод. В транспортном положении они убираются.
Опорно-поворотное устройство представляет собой упорный подшипник, на верхней части которого имеется зубчатый венец – шестерня, который приводит в движение приводная шестерня.
Поворотная часть крана состоит из стрелового оборудования, кабины управления и крановых механизмов.
Крановые механизмы обеспечивают поворот поворотной части крановой установки, подъем – опускание стрелы, груза, выдвижение(телескопирования) стрелы
Стрела может иметь гибкую или жесткую подвеску
Некоторые модели автомобильных кранов комплектуются сменным стреловым оборудованием
Привод механизмов может быть механический, электрический или комбинированный.
Крюковая подвеска, установленная на кране совместно с системой канатов и блоков, образуют полиспаст, устройство, позволяющее поднимать больший вес, при потере в скорости.
Полиспаст – это блочно-канатная система для изменения силы и скорости передвижения каната
Грузовая и стреловая лебедки состоят из редуктора, барабана для намотки каната, тормоза, рамы и приводятся в движение индивидуальным или централизованным приводом (электрическим или механическим)
Тормоз грузовой и стреловой лебедки изготавливают нормально закрытого типа, автоматически растормаживающегося при включении привода и автоматически затормаживающимся при его отключении.
Грузовой тормоз – устройство для остановки и/или удержания механизмов в неподвижном состоянии или снижения скорости движения
ФНП по ПС установлены коэффициенты запаса торможения. Коэффициент запаса торможения — это отношение момента, создаваемого тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок:
· Наибольшего рабочего груза (для механизма подъёма .
· Массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза .
· Ветра рабочего состояния (для механизма вылета)
Коэффициент торможения должен быть
У грузоподъёмных кранов > . 1,5 .
у кранов-трубоукладчиков > . 1,75 .
у подъемников (вышек) > . 1,5 .
У кранов-манипуляторов > . 1,5.
Урок №8
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)