X-PDF

Великая Победа: наследие и наследники

Поделиться статьей

 

Государственноебюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Чеботарскаяспециальная школа-интернат»

Школьная ул,13 с.Чеботарка Сакский район  Республика Крым, 296584

телефон / факс (06563) 2-34-67

email:020_chebotarka@ukr.net,020@crimeaedu.ru.

ОКПО 00780877, ОГРН1149102132222

ИНН 9107004237/КПП910701001

 

 

 

Директор КовальчукИ.Н.                                     Бойкова Елена Алексеевна

Тел. +79782323811                                               педагог-библиотекарь

diva43@mail.ru                                                     специалист первой категории

                                                                                   педагогический стаж 12 лет

                                                                                   тел. +79787163451

                                                                              lena.boykova.1977@mail.ru

 

 

 

 

 

Республиканскийконкурс педагогического мастерства

«Урокнравственности»

 

 

 

 

 

 

Тема: «ВеликаяПобеда: наследие и наследники»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Героические 872 дня блокадного Ленинграда»

Цели:

 Образовательная:

     -формировать понимание у обучающихся ценности героическогоподвига жителей блокадного Ленинграда.

 Развивающие:

      — развивать чувство патриотизма, гражданственности,ответственности, мужества и чести.

   Воспитательные:    

       — воспитывать у детей гордость, уважение к людямотстоявшим город,

  — воспитыватьбережное отношение к хлебу.

        

           Оборудование: Проектор, компьютер,фото и видеоматериалы, хлеб, плакаты, стихи.

Ходурока.

I.                  Организационный момент.

Добрыйдень ребята! Сегодня мы поговорим о самом главном о «Хлебе» каким он был в годыВеликой Отечественной войны в блокадном Ленинграде.

II.                 Актуализация знаний обучающихся.

 

Библиотекарь:

Натротуаре белый хлеб лежит,
Разломанная наспех кем-то булка,
А мимо по делам народ спешит,
Цепочкой важной-детский сад с прогулки.

Прошли подружки стайкой говорливой,
За ними велосипедист промчал.
Никто не замечал, как сиротливо,
Как беззащитно этот хлеб лежал.

Но тут старушка к хлебу подошла,
Вздохнула горько: «Что ж такое! —
И хлеб размокший бережно взяла
Натруженною старческой рукою.

Снесла в сторонку — птицам поклевать,
Задумалась : Как жизнь-тоизменилась!
О белом хлебе даже и не мечтать
В блокадном детстве ей и не приходилось.

Сейчас-то что! В любой семье достаток.
С нуждою не знаком ни стар ни мал,
Обидно: не пришлось отцу-солдату
Прийти с войны живым, как обещал.

Как тысячи других, он жизнь отдал
За то, чтоб были счастливы мы с вами,
Он верил в мир, в Победу, но не знал,
Что будет ХЛЕБ валяться под ногами…

На тротуаре белый хлеб лежит,
Его цена в блокаду — чья-то жизнь.

— О чемэто стихотворение? (ответы детей)

— Какиечувства оно у вас вызывает? (ответы детей)

— Почемус этого стихотворения мы начали урок? (ответы детей)

   Видеоматериал https://vk.com/video-34304397_162079366

 Библиотекарь:

ХЛЕБ-явление интернациональное. «хороший, как хлеб» — одна из лучших похвал длячеловечества у французов.

«Хлеб»,«пропитание» и «жизнь» в арабском языке обозначаются одинаковым словом.

           История хлеба – история народа – изобилует волнующими обычаями.

                  К пониманию хлеба мира нельзяприйти, не зная о хлебе войны. Люди всей земли должны знать, что испытал нашнарод в дни лихолетья, что несет с собой война. Чтобы ее ужасы не повторилисьникогда…. Это поможет нам в борьбе за мир.

   Мы говорим «Хлеб-соль», преподносим дорогим гостям хлеб с солью. Обычай,выверенный и освященный веками. Как-то и не мыслим себе хлеба без соли.   Умногих народов хлеб – символ достатка, но обязательно с солью.

Ачто символизирует хлеб? (ответы детей)

Библиотекарь:

Вгоды оккупации гитлеровцы с полициями ходили по дворам и отбирали весь хлеб,даже пригоршню зерна, если она оказывалась в какой-то крынке. Искали хлебтщательно, методично: в доме, сарае, усадьбе, применяя для этого специальныещупы.

        В войну свой сиротский хлеб пекли из высушенных в печи и старательноистолченных в ступе липовых листьев, полевого хвоща. Большая радость была, еслив близлежащих лесах выдавался урожай желудей. Тогда они становились главнойсоставной частью «хлеба», строго нормированного.

     Один из рецептов ленинградского блокадного хлеба:

Мукаржаная дефектная – 45, жмых – 10, соевая мука -5, отруби – 10, целлюлоза- 15,обойная пыль – 5, солод- 10 процентов.

    Рабочие в то время получали в день 250 граммов хлеба, иждивенцы и дети – 125граммов. «Как люди были счастливы, когда прибавили норму хлеба. Работали на хлебнойбазе всю блокаду и знали цену каждому грамму хлеба. И теперь, когда видишьслучаи неуважительного отношения к хлебу, сжимается от боли сердце…»

Видеоматериал https://www.youtube.com/watch?v=_yMFK2Hh5KA

 

     На одном из километров Ленинградской Дороги жизни есть удивительный памятник –на гигантских плитах- страницах высечены известные всему миру слова ТаниСавичевой.

«Женяумерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год».

«Бабушкаумерла 25 января в 5 часов утра. 1942 год».

«Лекаумер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год».

«ДядяВася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«ДядяЛеша – 10 мая в 4 дня. 1942».

«Мама-13 мая в 7.30 часов утра. 1942 год».

«Савичевыумерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

 Дневникбыл выставлен в числе других обвинительных документов фашизма на Нюрнбергскомпроцессе.

 Воригинал дневника Тани Савичевой, размещенный за охранным стеклом музея,вчитывались тысячи и тысячи людей….

 Главыгосударств и правительств многих стран мира….

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

Удневника Тани со слезами на глазах стояла госпожа Черчиль….

       Пискаревское кладбище… На общей могиле – кусочек хлеба. Рядом трепещет наветру записочка дочки: «Если бы у меня тогда был такой кусочек хлеба, мама бывыжила…»

Какойсмысл несет в себе записочка Тани? (ответы детей)

Стихотворение

 НаНевском замерло движение…

Неночью, нет – средь бела дня.

Намостовой, как изваянье,

Фигураженщины видна.

Там,на дороге, как во сне,

Седаяженщина стояла-

Вее протянутых руках

Горбушкачерная лежала.

Нет,не горбушка, а кусок,

Обезображенныйбездушьем,

Размятыймножеством машин

Ивсе забывшим равнодушьем…

Аженщина держала хлеб

Ис дрожью в голосе шептала:

-Кусочек этот бы тогда-

Исына б я не потеряла.

-Кусочек этот бы тогда…

Кусочекэтот бы тогда…

Ктоосквернил? Кто позабыл?

Блокадыстрашные года…

Кто,бросив на дорогу хлеб,

Забыл,как умирал сосед?

Детейголодные глаза

Сзастывшим ужасом, в слезах…

АПискаревку кто забыл?

Тамперсональных нет могил…

Тамвечный молчаливый стон

Терзаетпамять тех времен.

Имне достался тот кусок.

Лежащийздесь… у ваших ног.

Кусок,не подаривший жизнь…

Ктобросил Хлеб – тот отнял жизнь.

Ктопредал хлеб?

Еговину суду погибших предаю.

Священныйленинградский Хлеб-

Стодвадцать пять священных граммов-

Лежитв музее под стеклом,

Свидетельмужества по праву…

НаНевском замерло движенье…

Седаямать, печаль храня,

Кусокизраненного Хлеба

Вруках, натруженных несла.

 

Из чего только не делали в лихую годину ВеликойОтечественной войны хлеб… Отчаянно труден, порой страшен был хлеб нашихсоотечественников. Можно только поражаться смекалке, изобретательности, трудолюбиюрусского человека…

 О хлебе насущном наша общая забота. И хлебобъединяет нас. Хлеб – явление интернациональное.

 Как же не гордиться нашим хлебом – одним изглавных символов Родины нашей, всем, что за ним стоит?

 Изобилие хлеба -заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, отом, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд неодного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерновырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

 

                  Так повелось на моей Земле:

                  Из года в год, изрода в род—веками!

                  Тот хлеб, что вкаждом доме на столе,

                  Согрет былчеловечьими руками.

                  Он их теплом, оних добром пропах,

                  И песней той, чтожаворонком спета

                  Под синим небом взолотых хлебах

                  В июльскийполдень солнечного лета.

 

          Да, нет ни дня, чтобы мы в руках не держали ароматный, с хрустящей корочкойломоть хлеба. Такой привычный, обыденный и такой незаменимый, необходимый хлеб.

 

         Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чемдело?

–Вы привыкли к тому, что хлеб всегда есть на вашем столе, и не задумываетесь, акак он туда попал?

 

Склонила тяжелую голову рожь. 
Спасибо вам, солнце и ласковыйдождь. 
Спасибо земле, что была моимдомом, 
И сильным рукам, моим старымзнакомым. 
Я помню, 
Как руки трудились упорно, 
Чтоб в землю посеять янтарныезерна. 
А нынче они урожай соберут. 
Спасибо вам, руки, за добрый ваштруд! 

         Люди всегда с почтением относились к хлебу. Слагали о немпесни, стихи, пословицы. О хлебе можно говорить бесконечно.

 

                       Богатанивами Россия

Наш хлеб, о неммои слова.

Он слава Родины исила,

Всему он в жизниголова.

Наш хлеб, о неммои слова.

Он пахнет солнцеми цветами.

Он пахнетутренней росой.

Какими добрымируками

Добыт он, друг,для нас с тобой.

И как он вкусен,

Как он сладок,

Извечный дарродных полей,

Когда его в семьедостаток,

Тогда и радость улюдей.

                   Богата нивами России.

Нам хлеб, о неммои слова.

Он слава Родины исила,

Всему он в жизниголова,

Наш хлеб,

О нем мои слова.

 

       Мне бы очень хотелось, чтобы вы знали святость и цену хлебу. Труд, спомощью которого он рождается, ни с чем не сравнить.

 

 Не боюсь я в стихах повторится.

Хлеб не знает предела похвал.

Если надо кому поклониться-

После мамы его бы назвал.

Видеоматериал https://www.youtube.com/watch?v=4DxdGPYBdzo

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет