— библиотека.
Современная библиотека утвердила себя как неотъемлемое звено системы непрерывного образования и воспитания, приняв на себя существенную роль:
1. в реализации внешкольных форм социализации, инкультурации и индивидуализации личности .
2. в обеспечении самореализации творческих потенций личности, выходящих за пределы профессиональной деятельности .
3. в оказании помощи образовательным учреждениям в общекультурном и профессиональном просвещении .
4. в содействии семье и школе в нравственно-эстетическом воспитании детей и молодежи .
5. в организации интеллектуально насыщенного досуга разных групп населения.
Педагогическая культурология в деятельности библиотеки проявляется в том, что, сохраняя читателям свободу выбора содержания и форм освоения информации, она корректно, не довлея над личностью, направляет ее познавательную активность в педагогически целесообразное русло.
Преимущество библиотеки в реализации принципа добровольности, в живом общении библиотекаря и читателя, позволяющем осуществлять дифференциацию объекта воздействия, обеспечить избирательное, селективное обслуживание. Ориентируясь на конкретно проявляемые интересы и запросы посетителей, библиотека может расширить источники информации, дополнив книгу периодическими изданиями, картографией, произведениями изобразительного искусства, видеокассетами и т.д. Опираясь на принципы педагогической культурологии, библиотекарь учит читателя находить нужную книгу, самостоятельно ориентироваться в библиотечных фондах и справочно-библиографических источниках, последовательно расширяет круг его чтения, а главное, возвышает духовные интересы и потребности, поднимая их до уровня литературной классики.
Главное достоинство библиотеки – в том, что она позволяет читателю воспользоваться универсальным фондом источников информации, с универсумом знаний, где представлены все отрасли науки и практики, или точнее, документированная часть социальной памяти, данная в ретроспектив
Специфика культурно-просветительской деятельности публичных
библиотек выражается в двух аспектах: форма культурно-просветительских
мероприятий и способы реализации данного вида деятельности.
Характерной чертой мероприятий, организуемых публичными
библиотеками являетсясвязь с литературно-художественной проблематикой
или искусством в целом, ориентированность на книгу и чтение.
Традиционными стали такие формы культурно-просветительской
библиотечной деятельности:
• литературные и литературно-музыкальные вечера .
• встречи с деятелями культуры, искусства, науки и т. п. .
• читательские клубы по интересам .
• театрально-художественные композиции .
• краеведческие вечера .
• просветительские лекции .
• вечера, посвященные памятным датам .
• художественные выставки .
• конкурсы, викторины и т. д.
Отдельного внимания заслуживают такие формы работы с населением, как читательские клубы и кружки, которые объединяют определенные возрастные или социальные категории пользователей, группы людей с устоявшимися интересами. Библиотечные читательские объединения можно разделить на три большие категории: возрастные клубы, клубы, объединяющие людей по социальному статусу, клубы по интересам.
Читательские объединения могут быть всевозможной тематической направленности: литературные или поэтические клубы, художественного творчества (например, клуб чтецов или риторики).
Последнее десятилетие отмечено развитием социально-культурной деятельности библиотек, создание на их базе информационных центров в области права, экологии, языкознания и становление библиотек в качестве региональных центров культуры и досуга.
К формам информационно-пропагандистской деятельности библиотек относятся:
1. Газеты, буклеты, листовки, плакаты, информационные стенды и т.д.
2. Встречи с ветеранами, писателями и т.д.
3. Участие в выставках, конференциях
4. Профилактические беседы, лекции, тренинги
Музеи как информационно-просветительские учреждения. Виды музеев, функции, формы социально-культурной деятельности.
В области научно-просветительской деятельности современные музеи осуществляют как экскурсионное обслуживание посетителей, так и всевозможные лекции, консультации, занятия, тематические вечера, беседы, концерты, другие массовые культурно-образовательные мероприятия и акции.
Можно обозначить следующие направления: донесение информации, обучение, развитие творческих начал, коммуникацию, отдых.
К нетрадиционным формам культурно-образовательной деятельности можно отнести различные конкурсы и викторины, организуемые музеями. Создаются они в непосредственной связи с тематикой музея.
В зависимости от возрастных и психологических особенностей посетителей, мотивации посещения ими музея определяется содержание культурно-образовательной деятельности музея и выбора её формы.
Классификация музеев
Исторические музеи делятся на:
• общеисторические музеи (широкого профиля) .
• археологические музеи .
• этнографические музеи .
• музеи политической истории .
• музеи истории религии .
• историко-бытовые музеи .
• монографические музеи .
• прочие исторические музеи .
Художественные музеи делятся на:
• музеи изобразительного искусства .
• музеи декоративно-прикладного искусства .
• музеи народного искусства .
• монографические .
• прочие художественные музеи.
