Елизавета Николаевна Водовозова (1844—1923), ученица и последовательница К. Д. Ушинского. внесла значительный вклад в теорию дошкольного воспитания, главным образом семейного. Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,— это «воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества».
Вслед за К.Д. Ушинским она считала, что воспитатель, воспитание и обучение играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей Е.Н Водовозова утверждала, что правильно организованное воспитание является наиболее плодотворным фактором. Е.Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям. Воспитание ребенка — живое, творческое, дело . без педагогических знаний, без самовоспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным, утверждала она.
Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним: «Физическое, нравственное и- умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов»
|
|
Воспитание, указывала Е.Н. Водовозова, должно начинаться с колыбели. Следуя указаниям К. Д. Ушинского, она рекомендовала начинать «разумную подготовку» детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. Эта подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их. сил и способностей, в пробуждении у них интереса к учению. Необходимо предложить ребенку разумную деятельность, соответствующую его возрасту, которая бы всесторонне развивала его чувства Е. Н Водовозова сокрушалась о том, что «до сих пор не выработано по этому предмету совершенно твердой системы».
В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Она писала: «Наши детские сады должны быть созданы на народной, русской почве. Мне заметят, что для этого всякому воспитателю придется изучать народ. Но кто привык думать по-русски, сочувствовать всему, в чем выражаются лучшие стороны живого народного ума, тому это будет не трудно». Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу родине.
Исходя из идеи народности воспитания, Е.Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании.детей русского фольклора — в этом ее большая заслуга.
|
|
Е.Н. Водовозова придавала важное значение физическому воспитанию детей. Е.Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста. Она правильно указывала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно. Поступки ребенка «большей частью — верное зеркало его умственного кругозора». Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений. Водовозова стремилась подойти к решению проблемы нравственного воспитания человека с общественной стороны. Организованная воспитательная среда, известная систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка, трудовое воспитание, воспитание чувства любви к Родине составляют, по ее мнению, основу нравственного воспитания детей. Воспитателям надо быть гуманными с детьми, говорила она, проявлять внимание к их нуждам, потребностям, их природным побуждениям, признавать за маленькими развивающимися существами право на некоторую самостоятельность и инициативу.
Она придавала большое значение постановке трудового вое питания детей как одной из сторон нравственного воспитания. Оно сближает детей с трудовым народом. Следует как можно раньше Начинать воспитывать у детей деятельную любовь к людям труда, чувства, связывающие детей с народом, развивать у них «теплое участие и горячую привязанность к ближнему», писала она. «Необходимо указать детям образцы трудовой жизни,, которой живут миллионы людей. Детям, приученным с первых лет презирать праздность, любить и уважать простой труд, не придется объяснять того, что и под сермягой труда и под рубищем бьется такое же человеческое сердце, как и под тончайшим сукном». Следуя учению К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозова выявляла психологические основы умственного воспитания. Одной из составных частей -умственного воспитания Водовозова считала своевременное н правильное развитие органов чувств. Это достигается разными упражнениями. Важное значение в развитии органов чувств имеют игры и занятия детей. Е. Н. Водовозова дала практические указания родителям и воспитателям, как надо развивать зрение, слух детей, развивать у них наблюдательность, возбуждать их любознательность и приучать замечать признаки и качества предметов. Она считала необходимым также научить детей наблюдать близкие им явления общественной жизни, понимать взаимоотношения людей, замечать, как трудно живется людям труда. Е.Н. Водовозова выступала против преждевременного обучения детей грамоте, письму, счету и иностранным языкам. Зато большое значение она придавала пробуждению у ребенка самостоятельной мысли. Этому должны содействовать разные занятия: беседы, рассказывание, особенно — самостоятельные опыты детей. В процессе этих занятий детей знакомят с признаками и свойствами предметов, дети же сами делают сравнения, умозаключения, что способствует также развитию их речи. Водовозова разработала программу практических наблюдений детей в окружающей жизни и в природе (по временам года), серию опытов, помогающих развитию деятельности и мышления детей.
Как и К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова выступила в защиту сказок, особенно народных. Сказка, которая опирается на богатые детские наблюдения и знания, развивает детскую фантазию, содействует обогащению речи детей, помогает им в живых, простых образах запомнить народные выражения, обороты речи, содействует нравственному воспитанию. Но сказки надо умело объяснять, считала Водовозова, иначе они могут принести более вреда, чем пользы . при отсутствии объяснения дети останавливают свое внимание на их фантастической, форме, могут увлечься одной иной воображения.