X-PDF

Вопрос 33. Педагогическая деятельность Е.Н. Водовозовой

Поделиться статьей

Елизавета Николаевна Водовозова (1844—1923), ученица и последовательница К. Д. Ушинского. внесла значительный вклад в теорию дошкольного воспитания, главным образом семейного. Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,— это «воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества».

Вслед за К.Д. Ушинским она считала, что воспитатель, воспи­тание и обучение играют ведущую роль во всестороннем раз­витии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способ­ностей Е.Н Водовозова утверждала, что правильно органи­зованное воспитание является наиболее плодотворным фактором. Е.Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям. Воспитание ребенка — живое, творческое, дело . без педагогических знаний, без само­воспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным, утвер­ждала она.

Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесто­ронним: «Физическое, нравственное и- умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов»

Воспитание, указывала Е.Н. Водовозова, должно начинаться с колыбели. Следуя указаниям К. Д. Ушинского, она рекомендовала начинать «разумную подготовку» детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. Эта подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их. сил и способностей, в пробуждении у них интереса к учению. Необходимо предложить ребенку разумную деятельность, соответствующую его возрасту, которая бы всесторонне развивала его чувства Е. Н Водовозова сокрушалась о том, что «до сих пор не выработано по этому предмету совершенно твердой системы».

В основу своей системы семейного и общественного воспи­тания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Она писала: «Наши детские сады должны быть созданы на народной, русской почве. Мне заметят, что для этого всякому воспитателю придется изучать народ. Но кто привык думать по-русски, сочувствовать всему, в чем выражаются лучшие стороны живого народного ума, тому это будет не трудно». Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу родине.

Исходя из идеи народности воспитания, Е.Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании.детей русского фольклора — в этом ее большая заслуга.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

Е.Н. Водовозова придавала важное значение физическому воспитанию детей. Е.Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста. Она правильно указывала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно. Поступки ребенка «большей частью — верное зеркало его умственного кругозора». Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений. Водовозова стремилась подойти к решению проблемы нрав­ственного воспитания человека с общественной стороны. Орга­низованная воспитательная среда, известная систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка, трудовое воспитание, воспитание чувства любви к Родине составляют, по ее мнению, основу нравственного воспитания детей. Воспита­телям надо быть гуманными с детьми, говорила она, проявлять внимание к их нуждам, потребностям, их природным побужде­ниям, признавать за маленькими развивающимися существами право на некоторую самостоятельность и инициативу.

Она придавала большое значение постановке трудового вое питания детей как одной из сторон нравственного воспитания. Оно сближает детей с трудовым народом. Следует как можно раньше Начинать воспитывать у детей деятельную любовь к людям труда, чувства, связывающие детей с народом, развивать у них «теплое участие и горячую привязанность к ближнему», писала она. «Необходимо указать детям образцы трудовой жизни,, которой живут миллионы людей. Детям, приученным с первых лет презирать праздность, любить и уважать простой труд, не придется объяснять того, что и под сермягой труда и под рубищем бьется такое же человеческое сердце, как и под тончайшим сукном». Следуя учению К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозова выявляла психологические основы умственного воспитания. Одной из сос­тавных частей -умственного воспитания Водовозова считала своевременное н правильное развитие органов чувств. Это достигается разными упражнениями. Важное значение в развитии органов чувств имеют игры и занятия детей. Е. Н. Водовозова дала практические указания родителям и воспитателям, как надо развивать зрение, слух детей, развивать у них наблю­дательность, возбуждать их любознательность и приучать за­мечать признаки и качества предметов. Она считала необходимым также научить детей наблюдать близкие им явления общест­венной жизни, понимать взаимоотношения людей, замечать, как трудно живется людям труда. Е.Н. Водовозова выступала против преждевременного обучения детей грамоте, письму, счету и иностранным языкам. Зато большое значение она придавала пробуждению у ребенка самостоятельной мысли. Этому должны содействовать разные занятия: беседы, рассказывание, особенно — самостоятельные опыты детей. В процессе этих занятий детей знакомят с приз­наками и свойствами предметов, дети же сами делают сравнения, умозаключения, что способствует также развитию их речи. Водовозова разработала программу практических наблюдений детей в окружающей жизни и в природе (по временам года), серию опытов, помогающих развитию деятельности и мышле­ния детей.

Как и К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова выступила в защиту сказок, особенно народных. Сказка, которая опирается на богатые детские наблюдения и знания, развивает детскую фантазию, содействует обогащению речи детей, помогает им в живых, простых образах запомнить народные выражения, обороты речи, содействует нравственному воспитанию. Но сказки надо умело объяснять, считала Водовозова, иначе они могут принести более вреда, чем пользы . при отсутствии объяснения дети останавливают свое внимание на их фантастической, форме, могут увлечься одной иной воображения.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет