X-PDF

Воздействие восприятия и взглядов на наше поведение

Поделиться статьей

Всё, что в этом мире выдающегося, проистекает из правильного образа жизни.

                                      ДэвидСтарр Джордан

Работаю в системе образования более 30 лет.Жизнь стала сложнее, напряжённее, она предъявляет к нам всё более высокиетребования. Мы перешли от индустриальной эпохи к эпохе информации, илиинтеллектуального труда, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В своейличной жизни, в семье и в организациях, где мы работаем, мы сталкиваемся спроблемами и задачами, которые невозможно было представить десять или двадцатьлет назад. Эти задачи не просто определяются величинами другого порядка – ониимеют абсолютно другую природу.

Мы должны развивать свой ум, непрерывнооттачивать свои умения и расширять свою компетентность, чтобы не отстать.

Одна из распространённых проблем, с которойприходится сталкиваться каждому из нас – это неудовлетворённая потребность впонимании.

Стремление быть понятым – одна из основныхпотребностей человеческой души. Каждый из нас хочет, чтобы его голос былуслышан, чтобы с его мнением считались, уважали его и ценили,- то есть хочетиметь влияние. Большинство уверенно, что ключом к влиянию является умение чёткодонести до других свою точку зрения, способность убеждать. Поэтому в процессеобщения мы часто, вместо того чтобы по-настоящему слушать другого человека, стремясьего понять, заняты обдумыванием собственного ответа. Настоящее же влияниевозможно только тогда, когда ваш собеседник ощущает своё влияние на вас –чувствует, что вы его поняли, потому что слушали его внимательно и с интересом,чувствует вашу открытость. Однако очень многие люди не обладают достаточнымтерпением, чтобы слушать внимательно. Они не способны на время отложить своидела, чтобы сосредоточиться на понимании другого, и только потом излагать своисобственные идеи. Наша культура остро нуждается в понимании и влиянии, а воснове этого лежит взаимопонимание, которое начинается тогда, когда хотя быодин человек проявляет желание по – настоящему внимательно слушать.

Возникают вопросы , а насколько мы владеемкоммуникативными действиями, как мы взаимодействуем с другими людьми, каквоспринимаем окружающий нас мир, как наши взгляды воздействуют на нашеповедение.

Мне попалась книга Стивена Р.Кови –специалиста в области лидерства и семейных отношений, автора несколькихизвестных работ на эту тему.

Меня чрезвычайно заинтересовало то, как формируетсявосприятие, как оно воздействует на наши взгляды и как наши взглядывоздействуют на наше поведение.

У нас у всех много общего, и при этом мы всёже очень разные. Мы по- разному думаем, у нас разные, а иногда противоположныеценности, мотивы, цели. Естественно из-за различий возникают конфликты.

У каждого из нас существуют своё«представление» или «система взглядов», это то, как мы «видим» мир,- не всмысле зрения, а в смысле восприятия, понимания, толкования. Мы редкоинтересуемся их точностью. Мы просто предполагаем  , что видим вещитакими, каковы они есть на самом деле или какими они должны быть.

Из подобных предположений проистекают нашиустановки и наше поведение. То, как мы воспринимаем определённые вещи,становится источником того, как мы думаем и как мы действуем.

Прежде, чем продолжить, я хочу предложить вамодно психологическое упражнение.

*В течение нескольких секунд посмотрите накартинку.

*Теперь посмотрите на эту картинку и подробноопишите, что вы видите.

*Видите ли вы женщину? Как вы думаете, какогоона возраста? Как она выглядит? Как одета? Как вы думаете, кто она такая?

*Вероятнее всего, вы опишите женщину навторой картинке, как особу лет двадцати пяти – весьма привлекательную,элегантно одетую, обладательницу маленького носика и сдержанных манер. Если бывы были представителями противоположного пола, да ещё и не женаты, топриударили бы за ней. А если бы работали в модном магазине, то взяли бы еёманекенщицей.

*А если я вам скажу, что вы ошибаетесь? И еслия заявлю, что особа на картинке – пожилая женщина лет шестидесяти — семидесяти,с потухшим взглядом, огромным носом, и, разумеется, ни в какие модели негодится? Это женщина, которую вы, вероятно, захотели бы перевести через дорогу?

*Кто же прав? Взгляните на картинку снова.Видите вы теперь старуху? Если нет, то посмотрите ещё. Видите большойкрючковатый нос? Платок?

Это упражнение доказывает, что двое людей,глядя на одно и то же, могут видеть разное и при этом быть оба правы. Дело тутне в логике, а в психологии.

Прежде всего, этот эксперимент демонстрирует,насколько мощно заданность воздействует на наше восприятие. Если десятисекундноеизучение картинки способно оказать такое влияние на то, каким мы видим предмет,то, что говорить о силе влияния нашего жизненного опыта! Всё в нашей жизни, чтоспособно оказывать на нас влияние,- семья, школа, церковь, сослуживцы, друзья –всё это оказывает на нас не осознанное нами воздействие, способствуетформированию нашей собственной системы взглядов. Кроме того, этот  экспериментпоказывает, что наши представления являются источником наших установок иповедения. Вне их мы не можем действовать органично. Мы просто утратим своюцелостность, если станем говорить и делать то, что противоречит нашимпредставлениям. Наше отношение к этой женщине, и наше поведениедолжны непременно согласовываться с тем, как мы её видим.

Кроме того, наш пример с картинкой показывает,насколько сильно влияют наши представления на характер наших взаимоотношений сдругими людьми. Каждый из нас склонен считать, что видит явления такими, каковыони есть в действительности, т. е. он объективен. Однако дело обстоитсовсем не так. Мы видим мир не таким, каков он есть, а таким каковымы сами,— или же такими, каким мы настроены его видеть.

Когда мы начинаем объяснять друг другу, что мывидим, возникают проблемы в коммуникации, спор не угасает, т. к. каждый уверенв своей правоте и доказывает свою позицию. Стоит другим разойтись с нами вомнениях, как мы немедленно приходим к выводу, что не правы именно они. Лишьтолько очень немногие пытаются взглянуть на проблему глазами другого человека.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.8%
НЕТ
41.2%
Проголосовало: 966

Пожалуй, самым важным в нашем эксперименте являетсямомент изменения, когда мы видим в комбинированной картинке новое изображение.

Почти любой значительный прорыв в областинауки начинается с разрыва с традициями, старым мышлением, старымипредставлениями.

Великому древнеегипетскому астроному  ПтолемеюЗемля представлялась центром Вселенной, но Коперник произвёл сдвиг впредставлениях об этом и тем самым вызвал огромное сопротивление и подверг себягонениям, провозгласив центром Вселенной Солнце. С этого момента внезапно всёстало истолковываться иначе, чем прежде.

Эти изменения представлений порождаютсерьёзные перемены, являются источником наших установок,  а в конечном счёте -наших взаимоотношений с другими людьми.

*Представьте, воскресное утро в нью-йорскомметро. Пассажиры спокойно сидели на своих местах – кто-то читал газету, кто-тодумал о чём-то своём, кто-то, прикрыв глаза отдыхал. Всё вокруг было тихо испокойно.

Вдруг в вагон вошёл мужчина с детьми. Дети такгромко кричали, так безобразничали, что атмосфера в вагоне немедленноизменилась. Мужчина опустился на сиденье рядом со мной и прикрыл глаза, явно необращая внимания на то, что происходит вокруг. Дети орали, носилисьвзад-вперёд, чем-то кидались, даже хватались за газеты пассажиров. Это быловозмутительно. Однако мужчина, сидевший рядом со мной, ничего не предпринимал.Я почувствовал раздражение. Трудно было поверить, что можно быть настолькобесчувственным, чтобы позволять своим детям хулиганить, никак на это нереагируя, и делая вид, словно ничего не происходит. Нетрудно было заметить, чтовсе пассажиры вагона испытывали такое же раздражение. Словом, в конце концов яповернулся к этому человеку и сказал, как мне казалось, необычайно спокойно исдержанно:

-Сэр, послушайте, ваши дети доставляютбеспокойство стольким людям! Не могли бы Вы призвать их к порядку?

Человек посмотрел на меня, словно только чтоочнулся от сна и не понимает, что происходит и тихо сказал:

-Ах да, Вы правы! Наверное, надо что-тосделать… Мы только что из больницы, где час назад умерла их мать. У меняпутаются мысли, и, наверное, они  тоже не в себе после всего этого.

Представьте, что я почувствовал в этот момент?Внезапно я увидел всё в совсем ином свете, и, как следствие стал иначе думать,иначе чувствовать, иначе себя вести. Раздражения как не бывало. Теперь уже небыло нужды контролировать своё отношение к этому человеку или своё поведение:моё сердце было переполнено глубоким сочувствием. У меня непроизвольновырвались слова симпатии и сострадания:

-У Вас только что скончалась жена? Ах,простите ради Бога! Как же это произошло? Могу ли я чем-нибудь помочь? Всёизменилось в один миг.

Подобный сдвиг в мышлении происходит у многихлюдей, когда они сталкиваются с ситуацией таящей в себе угрозу для жизни, и уних тут же меняется представления о том, что действительно важно, а чтовторостепенно.

И в заключение я хотела бы задать риторическийвопрос : «Кто из вас оказавшись на смертном одре пожалеет о том, что проводилслишком мало времени на работе или у телевизора?». Ответом будет: «Никто». Всев этот момент будут думать о своих близких, о тех, кого они любят.

 

Один не разберёт, чем пахнут розы.

Другой из горьких трав добудет мёд.

Кому-то мелочь дашь, навек запомнит.

Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймёт.

                    Омар Хайям.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.8%
НЕТ
41.2%
Проголосовало: 966

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет