X-PDF

Всероссийский конкурс активистов школьного музейного движения

Поделиться статьей

Всероссийский конкурс активистов школьного музейного движения 

 «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки  молодежиМКОУ « Чиркейский многопрофильный лицей им. А. О. Омарова»Буйнакского района Номинация

 

Тема «ЧИРКЕЙ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

 Работувыполнил: ученица 11 «Х» классаДидуева Айшат Закарикаевна..

Научный руководитель:Учитель обществознания: Магомедова Б.М Велик, богат аул ДжематОн никому не платит дани: Его стена — ручной булат, Его мечеть — на поле брани!«Дагестанская жемчужина» Моя СалатавияКакое счастье жить в деревне, Вокруг вода, леса, луга, поля, И возле домика фруктовые  деревья, А чуть подальше к лесу тополя.Здесь летом очень мило и красиво, И летний воздух очень чист, Деревья шелестят листвойигриво, В сирени слышен соловьиный свист.Мои предки родились,  в одной из крупных и старинных дагестанских аулов   который уже стал, дном искусного моря Чиркейское водохранилище ГЭС. Один из крупных и стариных населенных пунктов Дагестана Чиркей сыграл существенную роль в истории и развитии культуры народов Дагестана.Чиркей выступал насителем лучших традиции,материальной духовной культуры,обычаев и нравов. Он был пристанищем выдающихся ученых и поэтов, центром устно поэтического творчества и художественной культуры аварцев. На   протяжении нескольких веков Чиркей выполнял объединяющую роль аулов Салатавского вольного общества создал образец демократии сельской общины   четко налаженную систему  управлении жизнью, способствовавшую подержанию общественного  порядка ,развитию и совершенствованию норм поведения людей. В этих горах в давнишние времена от Нуцабазул росу до Бекюрта было десять аулов. Основателями Чиркея были два гидатлинца, братья Хизри и Муса из аула Гента». Живя в Цебеашу, Хизри и Муса присмотрели наконец подходящее место — Чирки­тала (с кум. яз. — лесная поляна), где бы они могли построить себе хутор, если разрешат хозяева местности. В ущелье Чирки­тала текла большая река, называемая жителями салатавских аулов Аксу. Словом «чирки» кумыки называют едва заметную белую мошку. Она больно кусает. Если внимательно присмотреться, ее можно увидеть летом. С того дня как был заложен первый камень в фундамент, аул Чиркей располагался в удобной природной зоне. Вот откуда произошло название нашего аула. Братья разузнали, кому принадлежит местность Чирки­тала. Ее хозяйкой оказалась старая женщина по имени Заза­бике из аула Нуцабазул росу, к ней и обратились со своей просьбой Хизри и Муса: «Мы, бедняки, прибыли издалека. Хотели бы вместе с семьями обосноваться в Чирки­тале. Там легче будет жить, и мы сможем прокормить свои семьи. В Чирки­тале леса, много воды, пустые земли». Получив разрешение, братья сначала построили в Чирки­тале землянки, потом начали закладывать фундаменты домов, рубить лес, расчищать места для посевов. Так Хизри и Муса, основали Чиркей. Аул возник в 911 году мусульманского, в 1500 году христианскоголетоисчислений. Для Чиркейцев свойственна любовь к изучению истории родного края и сохранениевсего достойного для будущих поколений   Чиркей рос быстро.                         ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ АУЛА   Богатством   чиркейцев   являлось   животноводство  и   садоводства.  Земледелие   на   территории Салатавии  было   развито   с   древнейших   времен.   Для  земледелия   в   Салатавии,   почва   землипричитается плодородной   климат здесь теплый   нежели в прочих областях того ж отделения. Отвозможности   ведения   хозяйства   зависело   увеличение  числа   жителей   аула.   Издавна   Чиркей  был известен в горах как один из крупнейших аулов. Чиркей был открытым аулом, любой горец могздесь   обосноваться.  Старый   Чиркей   размещался  в   скалистой   котловине   на   левом   берегу  рекиСулака. По бокам аула, как вечные его защитники, возвышались два хребта Южный кряж и Красный(северный) кряж. На западе, за спиной Чиркея громоздились покрытые кустарником и разрезанныеглубокими оврагами скалы, оканчивающиеся девственными лесами и сплошным ковром  зеленыхтрав Салатавских гор.В Чиркей редко заглядывали зимние холода, поэтому его жители любили говорить: Эти местаАллах оставлял для себя, а потом подарил нашим предкам. Подъезжающему к Чиркею со стороныБуйнакска путнику открывалась удивительная картина: плотно прижатые друг к другу каменныедома аула смотрели на юго­восток и сливались по цвету с окружающей природой, человеческоежилье выдавали в них лишь соты окон и своеобразные чиркейские балконы.По крупным склонамлевого берега Сулака почти на километр тянулись террасы садов, на возведение которых ушло неменьше труда, чем на строительство самого аула. Сады на террасах орошались из речки Аксу, и вних росли все известные плоды и ягоды в Дагестане: тутовник, курага, абрикосы, не менее десятисортов груш, персики, сливы, грецкие орехи виноград.   НЕСКОЛЬКО СЛОВ НЕОБХОДИМО СКАЗАТЬ О БУРНОЙ РЕЧКЕ АКСУ.Она текла в узком глубоком ущелье. чтобы поднять   ее воды  для своих   Ихозяйственных нужд чиркейцы строили на ней многочисленные деревянные и каменные плотины,которые река беспощадно разрушала в весенний паводок или во время летних дождей. Еще в начале 19 века чиркейский джамаат вел хозяйство приблизительно на 36 тысячах гектарахземли. В его число входили лучшие Салатавские горные летние пастбища, эти земли были наиболееблагоприятны для ведения скотоводство. Пастбища Салатавских гор могут содержать летом до120 тысяч овец. Здесь просторные сенокосы, удобные для ферм крупного рогатого скота участки.В Чиркее уважали труд чабана, из поколения в поколение передавалось мастерство животновода,славились   имена   многих   тружеников.   Одна  отара   овец   состояла   из   2­2,5   тысячи  голов. Обслуживали  ее 10­11  чабанов. Всего  же  в ауле  насчитывалось  до 700 чабанов… Также   было развито   в   Чиркее  земледелие.   «В   неподвижном   воздухе   знойного  полудня   лениво   проплывалосвежающий аромат альпийских пастбищ.  Мои предки родились в одной из крупных и старинных дагестанских аулов ,   который уже сталдном искусного моря Чиркейское водохранилище ГЭС. Еще в 1930 г. Москве было организованоспециальное   бюро   Сулака       в      Главэнергострое   с   учетом   огромного  потенциала   горных   рекДагестана. Молодой выпускник Ленинградского института Е.Е. Керкис несколько лет жил в селеЧиркей и проводил изыскательные работы. В 1930 году сюда так же прибыла группа иностранныхспециалистов, И только в 1959 году комиссия утвердила место строительства ГЭС, бетонной,огромной плотины. В 1963 году было начато строительство уникальной ГЭС, Древнейший аулЧиркей должен был оставаться под будущим водохранилищем и он был переселен в 1970 году нановое   место.   Под   водой   остался   уникальный  аул   с   1000   летней   историей,  Евангельское  укрепление   времен   Кавказской   войны,  где   воевал   М.Лермонтов   богатейшие   сады  Чиркейцев, водопады,   каньоны.   Чиркейская   ГЭС  это   не   только   место   где   стоит  уникальная     во   всехотношениях высотная арочная плотина, история аула Чиркей и страниц Кавказской войны эторайон где протекает главная река Дагестана ­ Сулак. Протекает она по дну самого глубокого вмире Главного Сулакского каньона ­1890 м. Чиркейское водохранилище — водоём в Дагестане России,  образованный   на   реке   Сулак   в  результате   строительства   Чиркейской   ГЭС.   Онвырабатывает столько энергии, сколько давали все электростанции царской России вместе взятые ­крупнейшее водохранилище Северного Кавказа.Чиркейская ГЭС представляет собой высоконапорную плотинную гидроэлектростанцию с арочной плотиной и приплетённым зданием ГЭС. Бетонная арочная плотина имел длину по гребню 338 м и наибольшую высоту 232,5 м — это вторая по высоте плотина в России. Эксплуатационный водосброс – тоннельный работает в безнапорном режиме открытым сливным лотком.  Водоём широко используется для рыболовства и водоснабжения. Площадь водной поверхности 42,4 км², а объем достигает 2,78 км³. Полезный объём водохранилища составляет 1,32 км³, наибольшая глубина — 220 м,  Береговая линия длиной около 86 км сильно изрезаны.Ширина­водохранилища­превышает­5­км.  Строительство плотины Чиркейской ГЭС было начато в 1970 году, заполнение водохранилища закончено в 1974 году. При создании водохранилища было затоплено 3,04 тыс. га сельхозугодий и перенесено 830 строений. Затоплены древний аул Чиркей. Село Чиркей было перенесено выше — на плато. Чиркейскии гэс полностью себя оправдала.На весь северный кавказ она на сегодня самая мощная­1мл.кв.ч. Водопроходимое значение:1)Орашение полей.2)Использование­в­быту.«Символ Чиркея – радужная и золотистая Культурное наследие                                                                                                                              Чиркейские старикирассказывают об интересном древнем обычае. В старину здесь от каждого из салатавских ауловсъезжались   раз   в   год   по   нескольку  представителей.   Этот   шумный   съезд   был   своего  рода ежегодной   газетой,   новости   которой  передавались   изустно.   Старейшины   узнавали,   что  и   гдеслучилось за год, кто кого обидел или убил, а потом сообща обсуждали важнейшие из событий ивыносили   решение,   которое   было   для   всех  чиркейцев   непререкаемым,   как   закон.   Это  был своеобразный   пережиток   далеких   доклассовых  отношений.   В   нем   отражены   и   древнейшиеродоплеменные порядки, и зависимость салатавцев от своих племенных вождей… Интересно, чтосход салатавских  старшин  устанавливал  адаты, обязательные для  всех.  За  этим  строжайшимобразом следили алаби — специальные исполнители. Кто протестовал против решений владык,собравшихся   в   Чиркее,   того   заточали   в  глубокую   яму   и   держали   там,   пока  человек   необразумится. Не только традиции села оказывали влияние на жизнь горцев, но и поэтическоенаследие.   История   национальной   литературы  представляло   собой   творчество   видныххудожников слова, которые, являлись выразителями веяний своей эпохи, продолжали старыетрадиции и создавали новые. Нет, ушел только Старый Чиркей. Но его могучий горский дух, еготрудолюбие,   его   традиции,   адаты,   обычаи,  его  доброе   и   гордое   имя   сохранены.   На  равнинеБерцинаб авлак  (Красивая степь) вырос огромное современное село со всеми инфраструктурамижизни   и   быта.   Облик   Нового   Чиркея­это  большие   благоустроенные   дома,   муниципальномобразовании , проживает 8042 человек, имеется 2483 хозяйства Селение газифицицировано. Естьшкола больница,детский сад ,ДЮСШ дом культуры 2 библиотеки красивейшие мечети в разныхкварталах села, медресе и многое другое Отрадно видеть, как в мечетях рядом со старшимпоколением   причащаются   к   исламу   молодежь   и  дети. Много   молодых   чиркейцев   учатся   вразных­в   исламских   вузах.   Ежегодно   150­200  человек   из   Чиркея   совершают   хадж   в  Мекку. Много   молодых   чиркейцев   учатся   в разных   в  исламских­вузах.Ежегодно  150­200  человек  из Чиркея   совершают   хадж   в   Мекку.   По  возвращении   из   хаджа   устраивают   мавлиды  сприглашением сотен граждан. Ислам возрождается и распространяется вглубь и вширь. Местом«между Каспийским и Черным морем, немного к югу от Москвы и немного к северу от Египта»называл старый Чиркей Михаил ЛермонтовОтрадно видеть,  что новое  поколение живет и растет и  воспитывается в  религиозной среде. Не остался под  водой талант  чиркейских предков ­ талант  трудиться, талант создавать. Нынешние чиркейцы унаследовали у предков неугомонный дух созидания. Чиркейцы умели одинаково отдавать должное как хозяйству, так и религии. От этого в их очагах всегда царил благословение. Наши предки умели оберегать свое достоинство, они не терпели над собой никакого насилия с чьей­либо стороны и всегда были готовы биться насмерть во имя свободы и независимости родной земли. Преданность чиркейцев исламу подтверждает и тот факт, что с началом перестройки в Чиркее запрещены производство и продажа алкогольных напитков. Да и до Советской власти в Чиркее винокурение было запрещено, хотя здесь были огромные виноградники. Ныне сама молодежь взяла в свои руки вопросы запрета на алкоголь в селе. Возникновение такого трезвого образа жизни в селе старики считают результатом благотворного влияния благословения великих имамов. В назидательных выступлениях перед молодежью аксакалы вспоминают о той клятве, которую дали наши предки великим имамам отказаться навсегда от алкоголя. Если кто причастится к алкоголю, то он изменяет этой клятве предков. А кто изменит имамам, тот никогда не испытает радости и счастья в жизни. Идет великая перестройка: перестройка психики, уклада жизни, государственной системы, идет переоценка нравственных, моральных, этических и идеологических ценностей, идет демонтаж коммунистической системы мышления. Это приведет к улучшению условий жизни и нравов, к совершенствованию человеческой личности. Возможно, нашими наследниками будут востребованылучшие качества наших предков. Даже размышления такого рода способствуют очищению души и тела от различных старческих недугов: лучше начинают видеть, лучше слышать, лучше и яснее мыслить и говорить. Иногда вспоминают и жалеют о тех, кто мечтал о такой перестройке, но ушел из жизни, так и не дождавшись этого. Многие из них интуитивно, как бы шестым чувством, чувствовали неизбежность великих перемен и их приближение. Преклоняясь перед умом и мудростью предков, перед их талантом отстаивать свое человеческое достоинство, перед их стоической верностью идеалам ислама.                                                  Ученный богословИзвестный устаз накшбандийского и шазилийского  тарикатов, досточтимый шейх Саид­Афанди . Саид афанди аль­Чиркави считался одним из самых известных и влиятельных суфийских шейхов Накшбандийского и Шазалийского тарикатовв Дагестане. Он оказывал большое влияние на работу Духовного управления мусульман Дагестана. Он был достопочтенный и скромный человек, чуждый стремлению к славе и никогда не нарушающий данного им обещания. Одним из лучших качеств Саида­афанди является его благой нрав. Он никогда никому не отказывал в помощи. Это терпеливый и кроткий человек. Не раз случалось так, что, начав строительство своего дома, он уходил для решения людских проблем, отложив работу и оставив сохнуть раствор. В жизни Саида­афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом. О способностях и глубоких знаниях Саида­афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время.В одной из книг Саида­Афанди есть такие строчки: На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.Тайну и явь, как масло и мед,Усладой сделай, Аль ­ Кадир, в сердцем моем…Обращаясь к читателям, он пишет:Мы разговор о многом повести могли бы,Когда б ни страх что будет он напрасен.Но умному достаточно намека, И тот, кто ищет, найдет нем


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет