Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№1» г.Армянска
Жанбусинова А.А.
Выступление на муниципальномсеминаре-практикуме на тему
«Формы и методы работы по подготовке квыполнению творческих заданий ГИА и ЭГЭ по русскому языку»
Научить ребенка грамотно и красиво писать – одна изактуальных проблем, стоящих перед учителем русского языка и литературы. Учителю– филологу необходимо подготовить учащихся не только к двум обязательнымэкзаменам (русский язык в 9 и 11 классах), но и к итоговому декабрьскомусочинению, а также и к экзаменам по выбору — литературе в 9 и в 11 классе. Вструктуру каждого из экзаменов входит творческое задание – написание сочинения,что само по себе является заданием повышенной сложности. Формирование комплексаумений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста -более сложная задача, чем обучение работе с тестом.
Экзамен по русскому языку в 9 классе состоит из трех частей, две из которыхпредставляют собой творческие работы: написание сжатого изложения и сочинения –рассуждения. Типы речи изучаются в 5 классе, поэтому к 9 классу обучающиеся ужехорошо знают структуру сочинения-рассуждения.
В 9 классе при подготовке к заданиям 15.1, 15.2,15.3 мы повторяем композицию сочинения-рассуждения:
-Тезис
— Аргумент 1 (+пример из текста+ комментарий)
-Аргумент 2(+пример из текста+ комментарий)
— Заключение.
При выполнении задания 15.1 использую алгоритм:
1.Формулируем тезис
2.Определяем понятие, данное в задании.
3. Находим его в тексте.
4. Строим высказывание по образцу (Образцы надоске).
5.Создаем собственное высказывание.
6. Ищем в тексте еще один пример и повторяемдействие.
7.Делаем вывод, исходя из тезиса.
При подготовке к сочинению 15.2 необходимопроводить работу с ключевыми словами. Работа проводится по такому плану:
1. Знакомство с высказыванием,выделение ключевых слов.
2. Определение основной мысли изначения высказывания в тексте.
3. Формулирование тезиса.
4. Поиск доказательств в тексте.
5. Вывод.
В сочинении 15.3 необходимо объяснить значениеслов, например: что такое милосердие, доброта, жизненные ценности и т.д. Науроках русского языка даются задания, например: написать сочинение-миниатюру натему «Интеллигентность. Каких людей называют интеллигентными» или «Милосердие.Есть ли примеры милосердия в нашей жизни».
Чтобы помочь учащимся в формулировании мысли,даются клише:
— на мой взгляд; я думаю, по моему мнению, ясчитаю, обратимся к тексту и др.
Очень важно при написании сочинений-рассужденийчасти С15.2, С15.3 добиться от учащихся понимания цели данного типа речи – убедитьадресата в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение. Именно для этого нужноиспользовать логическую и стройную систему доказательств.
Следующим этапом в отработке навыков написаниясочинения-рассуждения является выполнение творческих заданий продуктивноготипа. Задания могут быть как коллективные, групповые, так и индивидуальные,могут быть организованы пары по принципу: сильный-слабый. Групповая работапозволяет каждому чувствовать себя раскованно и работать в индивидуальномтемпе, а также формировать оценку своих личностных возможностей и способностей.
Особое внимание в работе надсочинением-рассуждением необходимо уделять коррекционной работе, котораясостоит из выявления затруднений учащихся, особенно в построении текста. Такуюработу можно проводить параллельно с языковыми темами уроков русского языка,выполняя задания к текстам:
— преобразуйте текст, включив второстепенные членыпредложения и вставные конструкции;
— найдите речевую ошибку в тексте, запишите висправленном виде;
— из слов и сочетаний слов составить предложения,соответствующие контексту;
— сравните два предложения. Какое из них может бытьв качестве зачина, какое – в качестве концовки?
— прочитайте отрывок из сочинения учащихся, найдитеошибки.
Для овладения речеведческими знаниями,корректирования процесса обучения необходима система отслеживания обученностиучащихся. Цель контроля — отслеживание динамики развития речи во всех её видахи формах.
Наиболее объективными измерителями являютсяследующие виды контроля: творческие диктанты, различные виды изложений,сочинения разных жанров, лингвистический анализ текста, задания текстовой формыи др.
Систематическое проведение такой работы спостепенным ее углублением и расширением позволяет сделать речевую деятельностьучащихся более продуктивной и открывает широкие возможности для формированияумения развивать мысль в тексте, выбирать оптимальный порядок слов ипредложений, связывать предложения и части текста в сочинении — рассуждении.
Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации,краткой передачи содержания текста, вычленения основных микротем, обобщениясодержания исходного текста, использование авторских ключевых слов исловосочетаний. Оно должно быть коротким, но не бедным по содержанию; нетнеобходимости сохранения авторского стиля; употребление лексики и фразеологиисвободное.
Формы и приемы работы с учащимися при подготовке ксжатому изложению:
— упражнение на сжатие текста;
— составление цитатных планов;
— задачи на сжатие текста упражнений учебника;
— аудио диктант;
— свободные диктанты.