Конструированиетехнологической карты
всоответствие с требованиями ФГОС – 2021
Добрый день, уважаемые коллеги! Нам уже давноизвестно, что такое технологическая карта урока, и что она из себяпредставляет. Технологическая карта урока – документ, регламентирующийдеятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса науроке в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Технологическая карта урока представляет собойграфическое отображение сценария урока, план проведения урока, в которомзаложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развитияурока. Здесь описывается процесс деятельности, а также все операциидеятельности и ее составляющие. В технологической карте может быть четкоотражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельностина каждом этапе урока.
Я уверена, каждый из вас уже составил не однутехнологическую карту. Думаю, вы согласитесь, с тем, что процессконструирования технологических карт требует много времени.
Мое выступление будет иметь больше практическуюнаправленность. Мы с вами вместе сконструируем технологическую карту. И япостараюсь показать, как можно сделать это быстрее и проще. Для этого нампотребуется шаблон технологической карты. Коллеги сейчас вам раздадут. Работаемв следующей последовательности:
— формулируем тему
— цель
— планируемые результаты
— формулируем задачи.
Технологическая карта урока составляется учителем всоответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины(модуля). Как вы помните, рабочие программы мы составляли, а потом ещепеределывали в конструкторе на сайте единое содержание общего образования.Данный сайт поможет нам и в конструировании технологической карты.
1.Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом.
Заходимна сайт и выбираем тематический классификатор. Выбираем предмет и класс.
Изтематического классификатора мы взяли темы и перенесли в поурочноепланирование. Давайте выберем простую тему «Моя семья. Члены семьи».
Беремнаш шаблон и заполняем в нем
Темаурока — «Моя семья. Члены семьи».
Класс:5
Следующийпункт – тип урока. Коллеги, напомните мне, пожалуйста, типы уроков по ФГОС.
• Урокусвоения новых знаний
• Уроккомплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
• Урокактуализации знаний и умений (урок повторения)
• Уроксистематизации и обобщения знаний и умений
• Урокконтроля знаний и умений
• Уроккоррекции знаний, умений и навыков
• Комбинированныйурок
Мывыберем урок усвоения новых знаний. Пишем в наш шаблон.
Возвращаемсяк тематическому классификатору.
Переходимна вкладку «подробнее». Здесь написана наша тема. Также видим несколькоаббревиатур. Остановимся на них поподробнее.
ПерваяКЭС ФИПИ (контролируемые элементы содержания) – элементы урока, наличие которыхпроверяется при составлении календарно-тематического плана и при проведениианализа контрольных работ.
КУ.КЭСФИПИ – это контролируемые умения, то что мы проверяем, какое умение мы должныпроверить в контрольных работах.
ПЭСФИПИ – предметные элементы содержания.
ПУ.ПЭС ФИПИ – предметные умения.
2.Формулирование цели урока.
Теперьнам нужно сформулировать цель урока. Цель урока — это описание планируемыхрезультатов учеников: предметных (приобретение знаний и умений по данномупредмету), метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) иличностных (принятие новых ценностей, нравственных норм). Итак, коллеги, вкаком документе прописаны планируемые результаты?
Т.е.мы определяем цель учебного занятия на основании примерной рабочей программы.
Цельучебного занятия проектируется в контексте:
1)целей изучения учебного предмета, которые представлены в пояснительной запискепримерной рабочей программы по каждому предмету, например, формированиекоммуникативной компетенции обучающихся, овладение новыми языковыми средствами(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствииc отобранными темами общения.
2)планируемых результатов освоения учебного предмета.
Записываемв наш шаблон цель урока: формирование коммуникативной компетенциипо теме «Моя семья. Члены семьи»
3.Формулирование планируемых результатов деятельности обучающихся.
Предметные результатыпланируются в соответствии с содержанием раздела примерной рабочей программы«Предметные результаты», где результаты представлены по каждому классу.
Приформулировке предметных результатов нам снова поможет тематическийклассификатор, а именно ПЭС ФИПИ.
Записываемв шаблон:
1)Понимать запрашиваемую информацию на слух в несложных адаптированныхаутентичных текстах, содержащих отдельные незнакомые слова, с опорой наиллюстрации.
2)Создавать устные связные монологические высказывания с использованием основныхкоммуникативных типов речи (описание, в том числе характеристика) о членахсвоей семьи с опорой на ключевые слова.
Выбираемиз примерной рабочей программы метапредметные планируемые результаты,например,
1)выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
2)воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целямии условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных текстах;
3)владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии.
Нонам не придется выбирать личностные результаты из большого списка впримерной рабочей программе, мы можем взять их из тематического классификатора.
1)Принимать активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества,родного края, страны
4.Формулирование задач (образовательной, развивающей и воспитательной).
Задачиформулируем на основе планируемых результатов: образовательные на основепредметных результатов, развивающие на основе метапредметных и воспитательныена основе личностных.
Записываем образовательные задачи:
Например,1) формировать навыки аудирования, учить понимать запрашиваемую информацию внесложных адаптированных аутентичных текстах, содержащих отдельные незнакомыеслова, с опорой на иллюстрации;
2)научить составлять связные монологические высказывания с использованиемосновных коммуникативных типов речи (описание, в том числе характеристика) очленах своей семьи с опорой на ключевые слова.
Записываемразвивающие задачи:
1)способствовать развитию умения выявлять и характеризовать существенные признакиобъектов
2)способствовать развитию умения формулировать суждения, выражать эмоции всоответствиии с целями и условиями общения
3)способствовать развитию самоконтроля, самомотивации и рефлексии.
Ипоследний пункт, воспитательные задачи:
1)воспитывать участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родногокрая, страны.
Сегодняна примере урока усвоения новых знаний мы рассмотрим интересные педагогическиеприемы, которые могут применяться на разных этапах.
Давайтевспомним структуру урока усвоения новых знаний. Назовите, пожалуйста, этапы:
1)Организационный момент
2)Актуализация знаний
3)Постановка учебной задачи урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
4)Осмысление новых знаний
5)Первичное закрепление знаний
6)Практическое усвоение новых знаний
7)Информация о домашнем задании
8)Рефлексия
Будемсчитать, что организационный момент уже закончился, и мы переходим к этапуактуализации знаний.
Этапактуализации (и пробного учебного действия)
Дидактическаязадача – актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственносвязанные с темой урока; подготовить обучающихся к освоению новой темы науроке.
Дляэтого необходимо, чтобы учащиеся:
— воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные дляпостроения нового способа действий,
-активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез,сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы(внимание, память и т.д.)
-актуализировали норму пробного учебного действия («надо» — «хочу» — «могу»)
-попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение новогознания, запланированного для изучения на данном уроке
зафиксироваливозникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
Обучающиесяпод руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала,чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнитьосновную учебную задачу.
Учительдобивается активной позиции учащихся, используя различные формы организациидеятельности (фронтальная + индивидуальный опрос, коллективная дискуссия,работа в малых группах и т.п.).
Мырассмотрим 3 приема, начинаем с приема да-нетка.
Учительзагадывает что-либо, а ученики пытаются отгадать это, задавая вопросы. Вопросынужно строить так, чтобы на них можно было дать только ответ «да» или «нет».
Класс:5
Тема:Природа: дикие и домашниеживотные.
Цель– повторить животных
Dearfriends, I’ve bought something for you today. Can you guess what?
Askquestions, please. And I will answer “yes” or “no”.
Isit a cat? – No.
Youcan ask for example about the colour, size, home.
So,it is a cow. What can we say about this animal?
Let’sdescribe it. But we don’t know the parts of the body.
Наданном примере, мы увидели, как можно повторить названия животных, цвета,прилагательные, которые описывают размер, глаголы, что умеет делать и т.д. Атакже попробовали описать животное, но столкнулись с затруднением.
Следующийприем «Пинг-понг»
Прием«Облако слов».
Цель:запоминание слов, установка ассоциативных и логических связей. Помогает вработе с лексикой, тренировать память, развивать внимание и актуализироватьзнания.
Возможности:
-в облако записать тему урока, которую обучающиеся должны определить;
-попросить составить предложения по определенной теме;
-предложить составить предложения или рассказ, используя как можно больше словиз облака;
-соотнести русские и английские слова;
-найти лишнее слово и т.д.
Длятого, чтобы посмотреть последний прием, вам придется воспользоваться своимителефонами. Зайдите в инструменты и выберите «сканер», или вы можете зайти ввайбер, нажать на 3 точки «еще» и на квадратик в правом верхнем углу. ОтсканируйтеQR-код.
- Столкновение противоречий
- Вопрос к тексту
- Лови ошибку
- Я беру тебя с собой
- Мозговой штурм
- Почини цепочку
- Да-нетка
- Практичность теории
- Пресс — конференция
- Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам
- Сравнение
- Информационная карта урока
- Проведи исследование
- Раздели на группы
- Дай информацию
- Слепой текст
- Придумай название
- Собери модель
- Игры в случайность
- Идеал
- «Отсроченная отгадка»
- Кластер
- Ассоциативные ряды
- Анализ выполнения домашнего задания