X-PDF

ВЫЯВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ В СОДЕРЖАНИИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Поделиться статьей

Министерствообразования и науки Российской Федерации

федеральное государственноеавтономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательскийНижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

Арзамасскийфилиал

 

Факультетдошкольного и начального образования

 

Кафедраметодики дошкольного и начального образования

 

Выполнила:

Тюренкова Ю.Ю.,

студенткаV курса заочнойформы обучения,

направление«Педагогическое образование»

(профильНачальное образование)

 

Даюсогласие на размещение текста работы

 вэлектронно-библиотечной системе ННГУ

___________________

(подпись студента)

 

Выпускнаяквалификационная работа

бакалаврскаяработа

ВЫЯВЛЕНИЕИ РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ В СОДЕРЖАНИИ УРОКОВ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Научныйруководитель:

кандидатпедагогических наук, доцент

ГусевД.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите

и.о.зав. кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент

____________________________ Гусев Д.А.

                                                      (подпись)

«____»_________________  2017 г.

 

 

 

Арзамас

2017

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретическиеосновы выявления духовно — нравственного компонентавоспитания в содержании уроков изобразительного искусства в начальной школе  6

1.1. Сущностьдуховно-нравственного компонента воспитания в содержании уроковизобразительного искусства. 6

1.2. Анализпрограммного материала на наличие духовно-нравственного компонента воспитания уроков  изобразительного искусства в начальной школе. 11

1.3. Анализсодержания уроков изобразительного искусства в начальной школе на наличиедуховно-нравственного компонента воспитания младших школьников   18

Выводы по 1 главе. 23

Глава 2.Реализация  духовно – нравственного компонента воспитания науроках изобразительного искусства в начальной школе. 25

2.1. Выявлениедуховно-нравственного компонента воспитания на  уроках изобразительногоискусства в начальной школе. 25

2.2. Методическиерекомендации по разработке и реализации духовно -нравственного компонентавоспитания на уроках изобразительного искусства в начальной школе   32

2.3. Результатыопытно — экспериментальной работы38

Выводы по 2 главе. 46

Заключение. 48

Литература. 50

Приложения

 


 

 Введение

 

Современноеобщество перед  системой образования ставит основную цель выраститьпрофессионально и социально грамотных граждан. При всем при этом, современнаяжизнь не ставит такие качества человека как милосердие, взаимопонимание,доброта и честь приоритетными.

 Актуальностьисследования. Духовно – нравственное воспитание одно из главных моментов науроках предметов эстетического цикла. На уроках изобразительного искусства детиприобретают знания о главных этических и эстетических ценностях – добре,истине, красоте.

Вначале учебного года 2015 – 2016 гг. среди обучающихся средней школыпроводилось анкетирование, целью которого было определить интересы  современныхшкольников в области искусства и понимание  ими, что такое духовно –нравственные ценности. Полученные результаты анкетирования  показали, что всего30 % учащихся, из числа принимаемых участие в анкетировании, ссылаются на определенныепроизведения искусства, о которых хотели бы узнать, хотя среди них есть те,которые имеют духовно – нравственную направленность. Сорок семь процентовобучающихся понимают смысл понятий: доброта, самоотдача, подвиг, прощение,вера, героизм и могут сопоставить их со своей жизнью.

Такимобразом, обнаружилась проблема воспитания нравственных и эстетических чувствучащихся, недостаточно проводимая работа с семьями школьников младших классовпо вопросу духовно — нравственного воспитания.

Цельисследования: выявление и реализациядуховно-нравственного компонента воспитания в содержании уроков изобразительногоискусства в начальной школе.

Объектисследования – процесс обучения ивоспитания младших школьников изобразительному искусству.

Предметисследования – выявление и реализациядуховно – нравственного компонента воспитания в содержании уроковизобразительного искусства в начальной школе.

Гипотезаисследования: содержание уроковизобразительного искусства в начальной школе будет иметь выраженныйдуховно-нравственный компонент воспитания, если:

1) всодержании уроков будет прописан духовно-нравственная составляющая воспитания;

2)связать содержание видов уроков и их тем по изобразительному искусству сзадачами духовно-нравственного воспитания, представленными во ФГОС.

Задачиисследования:

1)рассмотреть условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитанияучащихся в начальной школе;

2)изучить программный материал на наличие духовно-нравственного компонентавоспитания на уроках изобразительного искусства в начальной школе;

3)выявить духовно-нравственный компонент воспитания на уроках изобразительногоискусства в начальной школе;

4)разработать технологические карты уроков содержащих духовно-нравственныйкомпонент воспитания;

5)провести опытно — экспериментальную работу и оценить ее эффективность.

Методологическуюоснову исследования составили трудыпо духовно-нравственному воспитанию  методистов – исследователей, учителей – практиковА.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова, изучением духовно-нравственногоразвития занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Методыисследования: метод изучения литературы ипрограмм, анализ и синтез, метод сравнения, анкетирование, наблюдение,педагогический эксперимент.

Экспериментальнаябаза исследования: Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение Школа №16 города Сарова Нижегородской области.

Практическаязначимость исследования:разработанный духовно-нравственный компонент  воспитания в содержании уроковизобразительного искусства может быть активно применен в образовательномпроцессе в начальной школы.

Структураисследования состоит из введения, двухглав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 


 

Глава1. Теоретические основы выявления духовно — нравственногокомпонента воспитания в содержании уроковизобразительного искусства в начальной школе

 

1.1.         Сущность духовно-нравственного компонентавоспитания в содержании уроков изобразительного искусства

 

Духовно-нравственноеразвитие и воспитание обучающихся являются главной проблемой сегодняшнейобразовательной системы. Образованию отводится главная роль вдуховно-нравственном объединении русского общества.

Оригинальностьи значимость образовательной области «Искусство», в том, что предметы,изобразительное искусство и музыка, направлены непосредственно надуховно-нравственное развитие обучающегося.

Задачапедагога изобразительного искусства заключена в воспитаниидуховно-нравственного, культурного и толерантного человека. Дети на урокахизобразительного искусства рисуют, лепят, пишут красками, конструируют. Еще ихучат видеть в окружающем мире то, на что не замечают другие.

Цельпредмета «Изобразительное искусство» в образовательном учреждении -формирование художественной культуры обучающихся, как главной части духовнойкультуры. В своей программе «Изобразительное искусство»  Т.Я.Шпикаловаиспользует принцип «от жизни через искусство к жизни». Данный принципзаключается в неразрывной связи искусства с жизнью и использованиеприобретенного опыта учащихся.

Даваяопределение понятию «воспитание» можно сказать, что  это  организованноевзаимодействие учителей и обучающихся по воплощению воспитательных целей изадач, отражающих важные требования общества и  передача общественно — исторического опыта новымпоколениям, а также их подготовки к общественной жизни и труду.

Нравственноевоспитание — это одна из частей процесса общественного воспитания. Важностьрегулирования обществом поведения окружающих, содержит следующие задачи:

     выработку нравственных требований, которые находят отражение иполучают обоснование в моральном сознании народа в виде правил, принципов, понятийсправедливости добра, зла;

     включение требований и представлений в сознание каждого человека,чтобы он умел направлять и констатировать свои действия;

     участие в процессе регулирования общественного поведения;

     оценивание поступков других людей.

Нравственноевоспитание формирует у человека необходимые убеждения, нравственные чувства,привычки, устойчивые моральные качества личности. Содержание процессанравственного воспитания в обществе связаны с характером общественных отношенийи соответствующей идеологией.

Духовно-нравственнаянаправленность уроков – это уроки изобразительного искусства, в содержаниикоторых представлен духовно-нравственный компонент. Данный  компоненториентирован на развитие духовно-нравственных качеств обучающихся.

Начальныенравственные представления и навыки,  дети приобретают в семье и дошкольныхучреждениях. Школе отводится главная роль в нравственном воспитании детей. Впериод обучения формируются нравственные понятия и убеждения, вырабатываютсяустойчивые навыки, привычки поведения учащихся.

Методаминравственного воспитания могут быть убеждение, приучение, поощрение инаказание. В ходе использования  данных методов у обучающихся формируютсянравственные понятия, нужные навыки и привычки поведения, воспитываютсянравственные чувства и волевые качества характера.

Нравственностьможно назвать наивысшей целью, которая делает возможным существование всехостальных целей и находится в основании человеческой деятельности. Чтобыосуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание отношений, наоснове которых происходит формирование соответствующих качеств личности. Этосодержание включает в себя отношение:

     к государственной политике, к родине (гражданственность,патриотизм, уважение к другим народам и странам);

     к труду (трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность);

     к общественному достоянию, материальным ценностям и природе(бережливость, экологическая культура);

     к людям (коллективизм, гуманность, культура общения,товарищество);

     к себе (честность, правдивость, скромность, принципиальность,нетерпимость к нарушениям правил поведения).

Важночетко осмыслить и понимать, какого человека можно считать нравственным, и в чемзаключена сущность нравственности.

Нравственнымможно считать человека, который соблюдает этические нормы, правила и требованияморали.  Все нормы являются собственными взглядами и убеждениями самогочеловека. Нравственное воспитание может выполняться только во время включенияобучающихся в разные виды деятельности. Работа должна быть организованна такимобразом, чтобы способствовала формированию у обучающихся положительныхморальных отношений и личностных черт и качеств.

Изучивтруды В. А. Сухомлинского можно сделать заключение, что педагоги  в своей практическойработе по нравственному воспитанию видят, прежде всего, развитиеобщечеловеческих норм нравственности. В младшем школьном возрасте душа ребенкаочень податлива к эмоциональным воздействиям. Раскрыв перед детьмиобщечеловеческие нормы нравственности, мы учим их азбуке морали:

1)      Мы живем среди людей. Каждыйнаш поступок, каждое наше желание отражается на окружающих людях.

2)      Не делай зла людям. Делай так,чтобы всем было хорошо.

3)      Блага, которыми ты пользуешься,создали люди.

4)      Плати за это добром.

5)      Благодаря труду ты живешь врадости.

6)      Помогай слабым и беззащитным.Помогай другу в беде. Не делай людям зла.

7)      К отцу и матери относись спочтением и уважением. Они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человекомс добрым сердцем.

8)      Борись против зла, обмана, несправедливости.

Таквыглядит азбука нравственной культуры.  Познавая ее, ребята узнают, что такоедобро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость. [43.с.161-165].

Всвоих статьях М.Н.Аплетаев отводит особую роль учебной деятельности младшихшкольников. В этом возрасте происходит переход от: «ситуативного» познания мирак его научному изучению. В данный период развития происходит систематизация иуглубление знаний. Учебная деятельность создает условия для овладения детьмиразличных приемов, способов решения умственных и нравственных задач, а так жеформируется система отношений детей к окружающему миру. [4, с.195].

Ученикначальной школы в процессе учебы постепенно становится субъектомпедагогического воздействия, но не во всех случаях воздействия учителя могутдостигнуть своей цели.

Объектомобучения ребенок может быть только тогда, когда педагогические воздействиявызывают в нем соответствующие изменения. Это относится только к тем знаниям,которые усваивают дети. Учащиеся  совершенствуют свои  умения, навыки,усваивают приемы и способы деятельности. Важная «ступенька» это процесс  развитияребенка в начальной школе.

Включаясьв учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать в соответствии споставленным планом, выполнять учебные задания, и отслеживать свое поведение.Действия детей приобретают осознанный характер.

В ходерешения разных  нравственных задач обучающиеся  используют свой жизненный опыт.Первостепенной особенностью субъекта деятельности является умение сопоставитьсвои силы и возможности с условиями объективной действительности.

Сущностьнравственного воспитания состоит из таких основных понятий, как доброта,порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие,дисциплинированность, коллективизм, все перечисленные понятия регулируют индивидуальноеповедение человека. Нравственное воспитание эффективно сопоставляется толькокак целостный процесс деятельности, результатом которого является формированиенравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств,совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

        

1.2.         Анализ программного материала на наличиедуховно-нравственного компонента воспитания уроков изобразительного искусства вначальной школе

 

Рабочаяпрограмма к УМК «Перспектива»  по изобразительному искусству создана на основеФГОС НОО, Примерной программы НОО по изобразительному искусству и программы«Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. В ходеизучения курса «Изобразительное искусство» реализуются следующие цели:

1)  воспитание эстетических чувств, интереса к искусству;

2)  обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;

3)  воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народовмногонациональной России и других стран;

4)  готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию черезискусство;

5)  развитие воображения, творчество.

Все вышеперечисленные цели реализуются в задачах обучения:

1)  развивать способности  к художественно-образному,эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства,выражая в творческих работах свое отношение к окружающему миру;

2)  совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведенийискусства и окружающего мира;

3)  развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальнойжизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

4)  помочь освоить первоначальные знания о пластических видах искусств:изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли вжизни человека и общества;

5)  научить и овладеть элементарной художественной грамотой;

6)  формировать  художественный кругозор и приобретать опыт работы вразличных видах художественно-творческой деятельности, с помощью различных художественныхматериалов, совершенствовать эстетический вкус.

В рассматриваемойнами программе учебный материал представлен блоками. Каждый блок отражаетдеятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественногообразования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимыетемы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности».

Первыйблок раскрывает содержание учебного материала. Второй блок дает инструментарийдля его практической реализации. Третий намечает духовно-нравственнуюэмоционально-ценностную направленность заданий. Четвёртый содержит виды иусловия деятельности, в которых ребѐнок может получить художественно-творческийопыт. Все блоки раскрывают разнообразие искусства: типологическую, языковую,ценностно-ориентационную, деятельностную. Они в разной мере присутствуют накаждом уроке. Все выше указанные блоки рабочей программы в комплексе направленына решение задач начального художественного образования и воспитания. [36.С.253]

Вучебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальнойшколы отводится по одному  часу в неделю. В первом классе – это составляет 33часа, что составляет 33 учебные недели, со второго по четвертый класс по 34часа, что в соответствии с учебным планом составляет 34 учебные недели.Особенность и важность учебного курса заключается в духовно-нравственномвоспитании и развитии творческих способностей, творческого потенциала ребенка,формирование ассоциативно-образного пространственного мышления и интуиции.

Вмладшем школьном возрасте развиваются способности восприятия сложных объектов иявлений, их эмоционального оценивания. Первостепенное значение имеетнаправление курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка кмиру, его духовно-нравственное воспитание. Владение основами художественногоязыка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятияокружающего мира и художественно-творческой деятельности помогают младшимшкольникам при освоении смежных дисциплин. В дальнейшем они станут основойотношения человека к себе, окружающим, природе, искусству и культуре в целом.

Направленностьна деятельностный и проблемный подход в обучении искусству диктуютнеобходимость для ребѐнка экспериментирования с разными художественнымиматериалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительногообраза. Разнообразие художественных материалов, техник, которые педагогиспользует на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественномутворчеству.

Науроках изобразительного искусства можно использовать различные видыдеятельности. Особенности художественного творчества – это художник и зритель.

Сущностьискусства заключается в передаче  художественного образа, его условности,передача общего через единичное. В произведениях пластичных искусств мы можемувидеть общечеловеческие идеи о нравственности и эстетике: отношение к природе,человеку и обществу, богатство и разнообразие художественной культуры.Обучающийся знакомится со знаменитыми представителями изобразительногоискусства народов России, художественными музеями России, области и города,  ониоценивают шедевры русского и мирового искусства. На первом этапе ребенказнакомят с используемыми материалами для создания рисунка: карандашом, ручкой,фломастером, углем, пастелью, мелками.

Рисунок.На этом этапе определяется роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная,оценивают красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,выраженные средствами рисунка обучающиеся учатся изображать деревья, птиц,животных их общие и характерные черты.

Живопись.На данном этапе учебного процесса обучающиеся знакомятся с живописнымиматериалами. Они учатся воспринимать красоту и разнообразие природы, человека,зданий, предметов, выраженные средствами живописи.

Цвет —является основой живописи. Дети выбирают средства для создания живописногообраза в соответствии с поставленными задачами, они также в данный период изучаютобразы природы и человека в живописи.

Скульптура.При изучении материалов скульптуры и их роли в создании выразительного образапроисходит процесс обучения простым приёмам работы с пластическими материаламидля создания скульптурного образа (пластилин, глина). В ходе данного этапаучебного процесса дети учатся придавать объем скульптуре, изучают основные темыскульптуры, определяют красоту человека и животных.

Художественноеконструирование и дизайн. На данном этапе обучения ребенок знакомится сразнообразием материалов для художественного конструирования и моделирования(пластилин, бумага, картон и др.). Обучающиеся прохождения выше указанногоэтапа обучения приобретают элементарные приёмы работы с различными материаламидля создания выразительного образа.

Декоративно-прикладноеискусство представляет собой процесс изучения его истоков, его роль в жизничеловека. В этот момент происходит знакомство с истинными понятиями народнойкультурой такими, как украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов,а так же с музыкой, песнями, хороводами, в том числе с былинами, сказаниями,сказками, с произведениями народных художественных промыслов в России.

Дляпрактической реализации учебного материала используется следующийинструментарий:

1)      композиция — простые приёмыпостроении композиции на плоскости и в пространстве;

2)      понятия: горизонталь,вертикаль и диагональ в построении композиции; пропорции и перспектива;

3)      понятия: линия горизонта,ближе — больше, дальше — меньше, загораживания;

4)      значение контраста вкомпозиции: высокое и низкое, маленькое и большое, толстое и тонкое, светлое итѐмное, динамичное и спокойное;

5)      композиционный центр (зрительныйцентр композиции), главное и второстепенное в композиции; симметрия иасимметрия; цвет: основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета, смешениецветов, роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительностиобраза, эмоциональные возможности цвета,  передача с помощью цвета характераперсонажа, его эмоционального состояния;

6)      линия: многообразие линий(тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью,летящие) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ, передачас помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного;

7)      форма: разнообразие формпредметного мира и передача их на плоскости и в пространстве, сходство иконтраст форм, простые геометрические формы, природные формы, трансформацияформ, влияние формы предмета на представление о его характере;

8)      силуэт;

9)      объём: объём в пространстве иобъём на плоскости, способы передачи объёма, выразительность объёмныхкомпозиций;

10)  ритм: виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойныйи т. д.), ритм линий, пятен, цвета, роль ритма в эмоциональном звучаниикомпозиции в живописи и рисунке, передача движения в композиции с помощью ритмаэлементов, особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

«Духовно-нравственнаяэмоционально-ценностная направленность тематики заданий раскрывается в темах:

Земля— наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение иххарактера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разноевремя года, суток, в различную погоду.

Жанрпейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различныххудожественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки.

Восприятиеи эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающихприроду (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркимикультурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, ДревняяГреция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий вхарактере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстверазных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родинамоя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культурынародов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя вукрашении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительногоискусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.

Образчеловека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека(внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающихлучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку,заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев,раздражение, презрение.

Искусстводарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.» [35. С.104]

Использованиеразличных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о ролиизобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, ворганизации его материального окружения. Отражение в пластических искусствахприродных, географических условий, традиций, религиозных верований разныхнародов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусстванародов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформлениепомещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

«Школав современных условиях все больше стремится к экспериментаторству и внедрениюновейших образовательных программ и технологий. Такая устремленность оправдана:в ребенке, прежде всего, нужно усмотреть его индивидуальность, сделать всевозможное для развития его способностей – творческих и познавательных. Поэтомусегодня все чаще ведутся разговоры о дифференцированном подходе в обучениишкольников, избираются наиболее гуманные и эффективные его модели» [1, с. 34].

Тематическаяцельность и последовательность изучения курса помогают обеспечить эмоциональныеконтакты с искусством. Год за годом, урок за уроком ребенок познает личную связьс миром художественно-эмоциональной культуры.

 

1.3.         Анализ содержания уроков изобразительного искусства вначальной школе на наличие духовно-нравственного компонента воспитания младшихшкольников

 

Приизучении курса «Изобразительное искусство» виды деятельности детейразнообразны. Начиная с 1-ого класса учащиеся овладевают различными способамиполучения информации об окружающем мире, благодаря восприятию и изучениюпроизведений разных видов  изобразительного, декоративно-прикладного инародного искусства, которыми могут пользоваться в дальнейшем.

Проводянаблюдения за явлениями природы и общественной жизнью учащиеся, с помощьюучителя выполняют упражнения, проводят эксперименты, создают проекты, участвуютв беседах, дидактических играх, выполняют задания с использованиеминформационно коммуникативных технологий, рисуют  с натуры, по памяти, попредставлению, выполняют декоративные и сюжетно-тематические композиции,задания по конструированию в учебнике и рабочей тетради.

Всевиды деятельности дополняются рисованием, раскрашиванием, прослушиваниемаудиозаписей и просмотров слайдов и видеофрагментов. Чтобы решать задачи курсауроки могут вестись как в классе, так и на улице, в парке, в музее, в галереи;организуются экскурсии и встречи с интересными людьми. В начальной школенравственное воспитание в основном происходит в процессе обучения. «Урокявляется источником накопления нравственных качеств обучающегося. Во времяурока дети приучаются к самостоятельной работе, они учатся слушать и пониматьсвоих одноклассников, учатся анализировать и отстаивать свое мнение, помогатьдругим и принимать помощь.

Во2-ом классе дети изучают следующие темы:

«Вгостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная».

«Вгостях у чародейки зимы».

«Весна- красна! Что ты нам принесла?».

«Вгостях у солнечного лета». 

Воснове курса лежит связь искусства с жизнью человека, роль искусства вповседневной жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

Деятельностьучителя подчинена воспитанию культурной, духовно-нравственной личности. Науроках изобразительного искусства дети учатся рисовать, используя краски итушь, конструировать, лепить. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создаетсубъективно новое, новое для себя и выступает в роли художника, творца.

Цельюхудожественного образования в начальной школе – является духовно-нравственноеразвитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающие представлениям одобре, об истинной человечности.

Поэтическиепейзажные произведения, используемые в работе со школьниками, должны отличатьсявысокой художественностью и достоверностью. Н.К. Крупская говорила, что книжкидля ребят школьников должны быть реалистичными до крайности. Реальноеизображение объектов, явлений природы способствует правильному пониманию детьмиокружающей действительности, накоплению запаса знаний. А это имеет огромноезначение для развития творческой изобразительной деятельности младшихшкольников.

Рекомендуетсяподбирать стихи доступные и понятные детям по тематике, содержанию языка («Зимнееутро» – С. Есенин, «Идет волшебная зима» – А.С. Пушкин, «Стихи о весне» – С.Маршак и т. д.). Информация, заложенная в стихах обязана формировать в мысляхребенка яркие, четкие, конкретные образы, так как в основе образования заложеновыражение чувств школьника. Выразительность языка способствует реальномупредставлению цвета, формы, пропорций, расположения предметов в пространстве,то есть внешние признаки действительности. Используя слово, как средство художественнойизобразительности, детские поэты стремятся к особой точности определений.Способностью вызывать эмоции, чувства, подчеркивать главное в образе способнохудожественное слово.» [52, с. 4-16.]

Художественныеобразы должны побуждать ребенка к воспроизведению в рисунке впечатлений отстихов. Для этого следует отбирать мелодичные, звонкие с красивым ритмом ичеткой рифмой произведения. Только целенаправленная работа по развитиювоображения при ознакомлении с поэзией приведет к тому, что лирические образыприроды обязательно будут присутствовать в любом рисунке.

Искусство,считал В.Г. Белинский, помогает воспитать у детей восприимчивость кпрекрасному. Он отмечал особенное значение музыки и поэзии для развития детейна первых ступенях жизни. Четкость пейзажа имеет определенные особенностисвязанные с развитием у детей чувств, вызванных поэзией. В рисунках ониосознанно пытаются передать эти качества (ритм, необычность формы, красотуцвета сочетания), используя доступные средства для передачи настроения.

Повышениюинтереса к изобразительной деятельности и созданию доброжелательной, творческойобстановки помогает общественная направленность занятий: детям нравится делатьто, что может принести радость другим людям – подготовка сюрпризов, подарков,поздравлений, создание элементов оформления к празднику класса, зала.Положительное чувство и интерес к деятельности вызывает у обучающихся ощущениесвободы выбора – темы рисунка, аппликации.

Созданиюположительного отношения к изобразительной деятельности способствует бережное,уважительное отношение к детскому творчеству. Было бы хорошо если выставкидетских работ в школе устраивались чаще.

 Какизвестно, после поступления детей в школу основой духовного становленияявляется учение. Младшие школьники вступают в новые взаимоотношения сокружающим миром. На развитие учеников начальных классов влияют возрастныеособенности: подражание окружающим, нехватка жизненного опыта,любознательность, особая эмоциональность, импульсивность, авторитет учителя и,по мере взросления, повышение значимости для младших школьников оценки ихповедения сверстниками, окружающими людьми.

Главнаяроль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается вспособности произведений изобразительного искусства как можно близкопреподнести ребенку мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностейи безнравственных поступков. При правильном подходе опытного руководителяформируется личность ребенка. Ученик обретет нормы и ценности поведения,способной выстраивать собственную жизнь, в соответствии с внутреннимнравственным законом, со своей совестью.

 

 

 

 


 

Выводыпо 1 главе

 

         Рассмотревтеоретические основы духовно-нравственного компонента воспитания в содержанииуроков изобразительного искусства в начальной школе было установлено следующее.

Сущность нравственного воспитания включает в себя такие понятия,как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие,дисциплинированность, коллективизм, регулирующее индивидуальное поведениечеловека. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только какцелостный процесс. В результате чего происходит формирование нравственноцельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести,нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Духовно-нравственный компонент способствует личностномусамоопределению человека по отношению к тому знанию, которое у него имеется.Духовно — нравственный компонент НОО — это совокупность представленных всодержании общего образования в педагогически адаптированной формемировоззренческих знаний, представлений, идей, нравственных ценностей, позволяющихв учебно-воспитательной деятельности воспитывать духовно — нравственнуюкультуру обучающихся, приучать их к духовно — нравственным традициям, образужизни с учетом свободы выбора семьи и самого школьника с определенноговозраста.

Проведя сравнительный анализ программы «Изобразительное искусство1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой и программы НОО по данному направлениюобучения мы выявили в них наличие духовно-нравственного компонента воспитания,но его недостаточно для развития нравственных качеств обучающихся.

Вучебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальнойшколы отводится по одному  часу в неделю.  В 1 классе – это составляет 33 часа(33 учебные недели), во 2-4 классы  по 34 часа (34 учебные недели). Этогонедостаточно для развития духовно-нравственной личности обучающегося. Нашазадача заключается в обогащении уроков изобразительного искусствадуховно-нравственной составляющей.

Особенностьи важность учебного курса направлено на духовно-нравственное воспитание иразвитие творческих способностей, творческого потенциала ребенка, формированиеассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.

 


 

Глава2. Реализация духовно– нравственного компонента воспитания на уроках изобразительного искусства вначальной школе

 

2.1. Выявлениедуховно-нравственного компонента воспитания на уроках изобразительногоискусства в начальной школе

 

Экспериментальнойбазой является МБОУ Школа № 16 города Саров, Нижегородской области. Вэксперименте принимали участие 28 учащихся: 16 мальчиков и 12 девочек.

Воснову эксперимента положена цель: выявление и реализация духовно-нравственногокомпонента воспитания в содержании уроков изобразительного искусства вначальной школе.

Опытно-экспериментальнаяработа направлена на:

1)  определение критериев для определения духовно-нравственногокомпонента воспитания уроков изобразительного искусства;

2)  выявление уровня развития нравственных качеств обучающихсяначальной школы;

3)  подбор диагностического материала и разработку духовно-нравственногокомпонента воспитания на уроках изобразительного искусства; проведениедиагностики.

Изучиви проанализировав рабочую программу Т.Я.Шпикаловой, календарно-тематическоепланирование по «Изобразительному искусству» и конспекты уроков (Приложение 2)мы пришли к выводу, что в программе есть духовно — нравственная составляющая,но ее недостаточно для развития нравственных качеств обучающихся.

Вучебном плане на изобразительную деятельность отведено 1 учебный час в неделю,итого за учебный год мы проводим 34 урока.

Проводимыйнами эксперимент состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий иконтрольный. Все этапы представляют неразрывную последовательность.

Констатирующийэтап — ориентирует нас на определение фактического состояния изучаемогообъекта, констатацию исходных параметров (сентябрь 2015г. – май 2016г.). Задачаконстатирующего эксперимента выявить уровень духовно-нравственного компонентавоспитания в содержании уроков изобразительного искусства и уровеньдуховно-нравственных качеств обучающихся.

Дляопределения уровня развития духовно – нравственных качеств у обучающихсяначальной школы надо было разработать структуру категорий нравственности. Былиразработаны критерии для выявления уровня духовно-нравственного компонентавоспитания.

Таблица 1

Критериивыявления духовно-нравственного компонента воспитания уроков изобразительногоискусства

 

Уровни

Задачи

Методы обучения

Форма уроков

Этапы урока

Баллы

Высокий

 

В конспекте явно присутствует  духовно-нравственный компонент воспитания

Методы реализации духовно-нравственного компонента задействованы

Нетрадиционная (урок-беседа;

урок-путешествие;

урок-экскурсия;

урок-исследование;

мультимедиа- урок;

проблемный урок)

 

Усвоения новых знаний и способов действий.

 

Применения знаний и способов действий.

 

Обобщения и систематизации знаний.

 

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

 

7 — 9

Средний

 

Косвенно дается упоминание на духовно-нравственный компонент воспитания

Методы реализации духоно-нравственного компонента  используются частично

Традиционная

(строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного)

4 — 6

Низкий

 

Нет духовно-нравственного компонента воспитания

Методы реализации духоно-нравственного компонента  не задействованы

Традиционная

(строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе)

0 — 3

 

Таблица 2

Диагностикавыявления духовно-нравственного компонента воспитания уроков изобразительногоискусства

 

Тема урока

Задачи

Методы обучения

Форма уроков

Баллы

Конспект 1

Тема «Пейзаж Осеннее многоцветье земли и живописи.

Пейзаж: пространство, линия горизонта, цвет»

Косвенно дается упоминание на духовно- нравственный компонент воспитания

Методы реализации духоно-нравственного компонента  используются частично

Традиционная

(строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного)

6

Конспект 2

Тема «Найди оттенки красного цвета.

Натюрморт: расположение объемных предметов на плоскости, композиция, цвет»

Косвенно дается упоминание на духовно- нравственный компонент воспитания

Методы реализации духоно-нравственного компонента  не задействованы

Традиционная

(строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе)

4

Конспект 3

Тема «Чудо палехской сказки

Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки»

В конспекте явно присутствует  духовно-нравственный компонент воспитания

Методы реализации духоно-нравственного компонента  используются частично

Традиционная

(строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного)

7

Конспект 4

Тема «Графика. Загадки белого и чёрного»

Нет духовно-нравственного компонента воспитания

Методы реализации духоно-нравственного компонента  не задействованы

Традиционная

(строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе)

3

 

Изтаблицы  видно, что на разных уроках изобразительного искусства, в каждой темекомпоненты воспитания прописаны не в полном объеме. Из четырех тем только водной  делается акцент на развитие нравственных качеств.

Переднами встала проблема об определении базовых категорий нравственного сознания. УАристотеля, Платона, Сократа существуют следующие категории: добро, зло,мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. В Средниевека появляется понятие милосердие, позднее – долг (И.Кант), вина (Гегель).

 Длясебя мы выбрали 6 важных базовых категорий нравственного сознания. Методикапозволяет понять уровень сформированности нравственных понятий у обучающихся.

Анкета«Нравственные понятия». Предстояло ответить на вопрос: «Как ты понимаешьследующие слова?»

üМудрость.

üДобро.

üЗло.

üДружба.

üМилосердие.

üДолг.

Затеммладшие школьники должны были объяснить смысл данных слов. Было опрошено 28первоклассников. Каждый ученик опрашивался индивидуально.

Статистикаответов обучающихся 1 класса представлена в диаграмме (рис 1.)

 

Рис.1. Статистика ответов на констатирующем этапе эксперимента.

 

Статистикадуховно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы представлена втаблице 3.

Таблица 3

№ п/п

И.Ф. обучающегося

Понятия

Баллы

Уровни

Мудрость

Добро

Зло

Дружба

Милосердие

Долг

1

Антон А.

1

2

2

2

1

2

10

средн

2

Никита Б.

1

2

2

2

1

1

9

средн

3

Надежда Б.

1

2

2

1

1

1

8

средн

4

Виктория Б.

2

2

2

2

1

2

11

повыш

5

Иван В.

1

2

2

2

1

2

10

средн

6

Илья Г.

2

3

3

3

1

2

14

повыш

7

Георгий Г.

1

2

2

2

1

1

9

средн

8

Дмитрий З.

2

3

3

3

1

2

14

повыш

9

Матвей К.

1

3

3

2

1

2

12

повыш

10

Матвей К.

1

2

3

2

1

1

10

средн

11

Виталий Л.

2

2

2

2

1

1

10

средн

12

Мария Л.

1

2

2

2

1

1

9

средн

13

Вадим М.

1

2

2

2

1

2

10

средн

14

Валерий Н.

1

2

2

2

1

2

10

средн

15

Никита П.

1

2

2

2

1

1

9

средн

16

Илья П.

1

2

2

1

1

1

8

средн

17

Яна П.

1

2

2

2

1

1

9

средн

18

Дарья Р.

1

2

2

2

1

1

9

средн

19

Полина Р.

2

2

2

2

1

2

11

повыш

20

Анастасия С.

2

3

3

2

1

2

13

повыш

21

Данила С.

1

2

2

2

1

1

9

средн

22

Виктория Т.

1

2

2

2

1

1

9

средн

23

Дмитрий Х.

1

2

2

1

1

1

8

средн

24

Дарина Ч.

2

3

3

3

2

2

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

15

высок

25

Ксения Ш.

1

2

2

2

1

1

9

средн

26

Валерия Ш.

1

2

2

1

1

1

8

средн

27

Тимофей Ш.

1

2

2

1

1

1

8

средн

28

Анастасия Ш.

1

2

2

1

1

1

8

средн

 

Итак,ученикам 1 класса легче было объяснить, понятия: дружба, зло, добро, долг, итруднее, милосердие, мудрость. Раскрыв смысл категории дружба, учащиесяотвечали, что это люди дружат между собой. Редко в ответах можно было услышатьточные определения дружбы, такие как никогда не ссорятся, уважают друг друга,понимают друг друга, помогают друг другу, когда дети не дерутся и играютвместе. Чаще обучающиеся давали эмоциональную оценку: это хорошо, это весело. Вопределении зла выделяли 3 группы ответов:

1)  определялась с действием – это когда бьют, когда убивают, когдачеловек делает что-нибудь плохое, когда все дерутся.

2)   характеризовала другого человека – это злой человек или самогосебя – это я, когда плохой.

3)  давала только эмоциональную оценку явления: это плохо.

Добров представлении отвечающих – когда делают добрые дела, всем помогаешь, всехзащищаешь, когда не дерутся, когда всем уступаешь, когда ты добрый. Наблюдалисьбольшие отличия в ответах девочек и мальчиков. Для девочек добро – это когдачеловек хочет помочь в беде, это когда помогают. Для мальчиков – с отсутствиемконфликтов – это когда никто не дерется, никого не обижают. Некоторыепервоклассники включили добро в противоречие: добро – это когда нет зла.

Несмотряна то, что категории мудрость и долг объяснило преобладающее большинствоучащихся, их понимание далеко от действительности.

Внравственном воспитании обучающихся младших классов главным является воспитаниеположительных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств.

Послепроведенных исследований мы можем прийти к выводу, что дети плохо ориентируютсяв нравственных понятиях. Для исправления сложившейся ситуации перед нами встаетзадача разработки уроков и занятий с духовно-нравственной направленностью.

 

2.2. Методическиерекомендации по разработке и реализации духовно -нравственного компонентавоспитания на уроках изобразительного искусства в начальной школе

 

Наэтапе формирующего эксперимента (сентябрь 2016г. – апрель 2017г.) перед намистояла задача разработки и апробации духовно-нравственного компонента уроков наразвитие нравственных качеств обучающихся. У учащихся начальной школыформируется художественная и музыкальная культура как основная часть духовнойкультуры.

Художественныеи музыкальные знания, умения и навыки становятся не целью, а основнымисредствами формирования культуры: композиция, форма, ритм, пропорции,пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. Группируются вокруг общихзакономерностей художественно – образного языка музыки и изобразительныхискусств.

Основнойчастью воспитания и развития личности становится нравственно–эстетическоевоспитание детей. Только ученик начальной школы, в котором преобладаетэмоционально – чувственное восприятие действительности, является самым хорошимв нравственно – эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которыевызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются главнымприобретением личного опыта и основой самосозидания. Все это является – залогомдальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека. Умение осознатьпроблемы и положительные стороны внутренних переживаний, умение сочувствовать ипомогать окружающим людям. Если на начальном этапе образования упустить моментнравственно-эстетического воспитания, то компенсировать в основной школе будетнельзя.

Вмуниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Школе № 16 города СароваНижегородской области (далее МБОУ Школа №16 города Сарова), в рамках реализацииФГОС разработана «Программа духовно – нравственного развития и воспитанияобучающихся». Цель данной программы является создание благоприятных условий длястановления духовно – нравственной личности.

Такжебыла разработана примерная программа «Изобразительное искусство» и требования кобучающимся, оканчивающим начальную школу (Приложение1). Программа содержитпримерный объем знаний и не распределена по классам. Это дает возможностьпо-разному выстроить логику и структуру изучения данного образовательногокомпонента. Все это не нарушит требований минимального содержания. Вседокументы могут стать ориентиром для составления авторских программ,составлению календарно – тематических планов. Для педагога создаются условиядля реализации дифференцированного подхода в организации обучения, свободного выбораформ и методов обучения.

Программа«Изобразительное искусство» ставит задачу духовного развития личности. Оназнакомит обучающихся с тремя способами художественного освоения реального мира:изобразительным, декоративным, конструктивным. Развитие художественноговосприятия и практическая деятельность представлены в программе в ихсодержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.

Послепроведенного этапа констатирующего эксперимента перед нами встала задачасовершенствование нравственных качеств обучающихся, а это требуетсовершенствование урока изобразительного искусства. Урок следует обогатитьдуховно-нравственными компонентами воспитания. Нам необходимо заинтересоватьучащихся на уроке, а для этого надо использовать нетрадиционные формы уроков.На таких уроках можно проводить беседы на нравственные темы, использоватьинформационно коммуникативные технологии и нетрадиционные методы рисования.

Вданных методических разработках предлагаются технологические карты уроков (Приложение3). На этапе организационного момента были включены сказки – подсказки из книги«Этические сказки». На этапе изучения нового материала использовались беседы нанравственные темы с применение ИКТ. Дети могли прослушивать музыкальныекомпозиции, просматривать презентации по текущим темам уроков.

Таккак в нашем городе находятся только одна художественная галерея и два музея, мыограничены в изучении и просмотре картин великих художников, поэтому у нас естьвозможность совершать виртуальные экскурсии в разные музеи и художественныегалереи России. Все это помогает нам развивать в учащихся нравственныекачества. На заключительном этапе урока всегда устраивается выставка работучащихся.

 Какуже было сказано, что на изобразительное искусство отводится только один час внеделю, этого недостаточно для духовно – нравственного воспитания учащихся. Длярешения возникшей проблемы мы можем использовать внеурочную деятельность(проведение кружка по изобразительной деятельности «Веселый карандаш») ивнешкольную деятельность (посещение Саровского городского музея и музеянародной игрушки, художественной галереи, поездка на Нижегородскую фабрикустеклянных елочных украшений Ариель и в Вознесенский музей матрешки ). Детизнакомятся с произведениями народного творчества, приобщаются к традициямродного края и пробуют себя в роли художников. Все этапы образовательногопроцесса должны дополнять друг друга, т.к. знакомство обучающихся с культурой,историей и традициями народной и мировой культурой создают необходимые условиядля формирования личностных универсальных действий – формирования гражданскойидентичности личности, и доброжелательного отношения, уважения и толерантностик народам мира.

 

Беседа к уроку изобразительного искусства.

Тема «Пейзаж. Осеннее многоцветье земли и живописи»

 

Осеньв России всегда воспевали писатели, поэты, музыканты и художники. Они в нейвидели красоту русской природы, которая осенью меняет свой многоцветный наряд.

Осеньэто не только красота, но и печаль, унылая пора, умирание природы, уход лета.Самое печальное время осени – это канун зимы, проводы осени (прослушиваетсяпьеса П.И.Чайковского «Времена года. Осенняя песня»). Это лирическаякомпозиция. В произведении мы видим объединение пейзажа с настроением человека.О своем произведении П.И.Чайковский писал, что каждый день он отправлялся надалекую прогулку, отыскивал где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечнонаслаждался осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной ипрелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом.

Осень вызываету человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем писал И.Бунин: «осень веет тоской, осень веет разлукой». «Осенняя песня» — лучшая пьеса«Времен года» П. Чайковского. Мелодия произведения проникновенная. Пьесу можноназвать исповедью души, вдохновленной красотой осенней природы. В песне мыуслышим звуки спокойствия, задумчивости, рассказывая о чем-то сокровенном.

ВРоссийской поэзии множество чудесных примеров, описывающие состояние души, вовсех его оттенках. Тургенев писал:

«Осеннийвечер…

Небоясно,

А рощався обнажена —

Ищуглазами я напрасно:

Нигдезабытого листа

Нет —по песку аллей широких

Всеулеглись — и тихо спят,

Как всердце грустном дней далеких

Безмолвноспит печальный ряд…» [47.]

Вразнообразных видах искусства можно найти великолепные выражения чувств,настроений и образов осени. Художники четко передавали красоту природы. И.Левитан один из ярких представителей мира художников. Дети рассматриваюткартины И.Левитана «Золотая осень» (1895 г.), И. Остроухова «Золотая осень»(1886 г.) и В.Поленова «Золотая осень» (1893г.). Ребята высказывают своеотношение к этим произведениям, анализируют их. На картинах «Золотая осень»Левитана, Поленова и Остроухова изображен солнечный день, хотя солнца не видно.В своих произведениях авторы используют яркую желтую краску. Глядя на их работыхочется выйти в лес. Вдохнуть лесную прохладу, пройтись по усыпанной листвойдорожке. Можно точно утверждать, что изображено «бабье лето».Авторы любят этовремя года. Любовь передается зрителю.

 

Тема «Чудо палехской сказки»

Беседа о произведениях художников миниатюрной живописи из Палехана темы сказок А. С. Пушкина

 

Основныемоменты беседы видятся в следующем: особенности декоративной композиции в миниатюреА.В.Котухина «Сказка о царе Салтане…» (многосюжетность, объединение действий,происходящих в разное время, декоративность, красочность и орнаментальность,созвучные поэтическому слову сказок Пушкина); узнавание сказочных образов в миниатюре«У Лукоморья» Д.Н.Буторина; определение временных моментов в рисункеА.В.Котухина по «Сказке о царе Салтане…»; образ моря, сцены из «Сказки о рыбакеи рыбке» в миниатюре И.И.Зубкова.

Темаурока необычна и интересна: звучат поэтические слова А.С.Пушкина. Всеобъединено с лирическим и живописным строем искусства Палеха. Мастеровпалехской лаковой миниатюры заинтересовал мир пушкинских сказок. Именно онсоответствует сказочно-условному характеру их искусства. Пушкинские сказкисыграли огромную роль в развитии палехской миниатюры.

Живописностьи поэтические произведения палехской миниатюры являются очевидными для учащихсяпри знакомстве с миниатюрой А.В.Котухина «Сказка о царе Салтане…».Внимательно рассматривая ее можно увидеть героев и чудеса сказки. В центрекомпозиции царь Салтан и князь Гвидон. За ними — дядька Черномор и тридцать трибогатыря. Перед дворцом, на площади, царю Салтану являются еще два чуда: стоитель,  а под ней белка песни поет и орехи золотые грызет; Царевна Лебедь,которая встречает гостей на крыльце дворца вместе с матерью Гвидона.

Есть вминиатюре и славный флот царя. С этой сцены начинается повествование в миниатюре.К острову Буяну приближаются корабли. На первом корабле смотрит в подзорнуютрубу царь Салтан. Князь Гвидон тоже внимательно рассматривает корабли Салтана.В миниатюре можно увидеть события происходящие в разное время.

Фольклорнаяпесенность, ритмичность и красочность миниатюрной живописи созвучны красоте игармонии сказочного мира в произведениях А.С.Пушкина. Ритмичность поэтическихстрок повторяет ритмичность сюжетов в миниатюре. В Палехских миниатюрахпреобладают теплые золотистые тона, орнаментальность — создает образ сказочногочуда, победы добра над злом. Знакомясь с произведениями палешан читаютпоэтические строки А.С.Пушкина, можно включить фрагменты оперы «Сказка о цареСалтане» Н.А.Римского-Корсакова.

Присамостоятельной работе помощь обучающимся может оказать иллюстративный материалв учебнике. Второклассникам необходимо напомнить, что на этапе самостоятельнойработы они выполняют набросок карандашом, не прорисовывая декоративных деталей.Затем на палитре подбирают красивое сочетание цветов, которые будутиспользованы в композиции. Рекомендуем посмотреть и повторить понравившиесясоотношения цветов на миниатюре.

 

2.3. Результатыопытно — экспериментальной работы

 

Контрольныйэтап эксперимента (апрель – май 2017г.) — предполагает повторное измерениеуровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников и сравнитьанализ полученных результатов проведенного исследования.

Вшколе с учащимися проводится много различных мероприятий: беседы на этическиетемы, чтение художественной литературы, обсуждение поступков детей. Чтобы всяэта система воспитательных мероприятий была эффективной, надо чтобы воздействиепедагога имело силу убеждения.

Каждыйребенок талантлив от природы. Основная задача педагога – помочь талантураскрыться. В рисунке дети закрепляют духовно пережитое состояние. Рисование –это творческий, вдохновенный труд.

При созданиипедагогических условий для духовно – нравственного воспитания были соблюденыследующие принципы:

1.Личностно – ориентированная система влияний на младшего школьника: учетособенностей развития личности каждого учащегося. Определение уровня сформированностиего интересов, этических норм, ценностных ориентаций обучающихся.

2.Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимымценностям. Раскрыть перед учащимися роль культуры в развитии общества.

3.Важнейшим принципом является нравственная ценность отбора содержания обучения.Работа с фольклорными произведениями призвана зарождать чувство гордости передисторией и культурой народов России, осознание вклада национальных культур всоздание и развитие общей культуры российского общества как поликультурногоявления.

4.Принцип разнообразия и альтруистичности реализуется посредством организацииразнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие вподготовке и организации труда, игр, общения. Все это направлено на помощь,содействие, сопереживание объектам окружающего мира и проявлениеальтруистических чувств и бескорыстных поступков.

5.Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальныероли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы детиосваивали социальные роли, с которыми они впервые сталкиваются в школьнойжизни: ученик, член классного школьного коллектива, одноклассник, участникдеятельности.

Выполнениеперечисленных условий позволяет создать на уроках изобразительного искусствадуховно–нравственную среду, способствующую повышению уровня духовно –нравственной культуры у обучающихся начальной школы. При введении синтезаискусств в занятия по рисованию происходит духовно – ценностное обогащениесодержания образовательного процесса. Посредством обращения к актуальным вмладшем школьном возрасте музыкальным и художественным образам, играм исказкам. Они способствуют приближению сложных духовно – нравственных понятий кжизненному опыту детей.

 

Таблица 4

Критериивыявления духовно-нравственного компонента воспитания уроков изобразительногоискусства на этапе контрольного эксперимента

 

Уровни

Задачи

Методы обучения

Форма уроков

Этапы урока

Баллы

Высокий

 

В конспекте явно присутствует  духовно-нравственный компонент воспитания

Методы реализации духовно-нравственного компонента задействованы

Нетрадиционная (урок-беседа;

урок-путешествие;

урок-экскурсия;

урок-исследование;

мультимедиа- урок;

проблемный урок)

 

Усвоения новых знаний и способов действий.

 

Применения знаний и способов действий.

 

Обобщения и систематизации знаний.

 

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

 

7 — 9

Средний

 

Косвенно дается упоминание на духовно-нравственный компонент воспитания

Методы реализации духоно-нравственного компонента  используются частично

Традиционная

(строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного)

4 — 6

Низкий

 

Нет духовно-нравственного компонента воспитания

Методы реализации духоно-нравственного компонента  не задействованы

Традиционная

(строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе)

0 — 3

 

 

Таблица 5

Диагностикавыявления духовно-нравственного компонента воспитания в содержании уроковизобразительного искусства

 

Тема урока

Задачи

Методы обучения

Форма уроков

Баллы

Конспект 1

Тема «Пейзаж Осеннее многоцветье земли и живописи.

Пейзаж: пространство, линия горизонта, цвет»

В конспекте явно присутствует  духовно-нравственный компонент воспитания

Методы реализации духовно-нравственного компонента задействованы

Нетрадиционная (урок-беседа)

 

8

Конспект 2

Тема «Найди оттенки красного цвета.

Натюрморт: расположение объемных предметов на плоскости, композиция, цвет»

В конспекте явно присутствует  духовно-нравственный компонент воспитания

Методы реализации духовно-нравственного компонента задействованы

Традиционная

(строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе)

7

Конспект 3

Тема «Чудо палехской сказки

Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки»

В конспекте явно присутствует  духовно-нравственный компонент воспитания

Методы реализации духовно-нравственного компонента задействованы

Традиционная

(строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного)

9

Конспект 4

Тема «Графика. Загадки белого и чёрного»

В конспекте явно присутствует  духовно-нравственный компонент воспитания

Методы реализации духоно-нравственного компонента  используются частично

Традиционная

(строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе)

6

 

Изтаблицы видно, что после проведенной работы, на разных уроках изобразительногоискусства, в каждой теме компоненты воспитания прописаны. На всех урокахделается акцент на развитие нравственных качеств у обучающихся.

Послецеленаправленной проведенной работы по духовно – нравственному воспитаниюпровели повторное анкетирование учащихся второго класса. Объяснили все понятия28 человек. Статистика ответов обучающихся представлена в диаграмме (рис. 2)

 

Рис. 2. Статистикаответов на констатирующем эксперименте

 

Статистикадуховно-нравственного воспитания учащихся начальной школы представлена втаблице 6.

Таблица 6

№ п/п

И.Ф. обучающегося

Понятия

Баллы 

Уровни

Мудрость

Добро

Зло

Дружба

Милосердие

Долг

1

Антон А.

1

3

3

3

1

2

13

повыш

2

Никита Б.

1

2

2

3

1

1

10

средн

3

Надежда Б.

1

2

2

1

1

1

8

средн

4

Виктория Б.

2

3

3

3

2

2

15

высок

5

Иван В.

1

2

2

2

1

2

10

средн

6

Илья Г.

3

3

3

3

2

3

17

высок

7

Георгий Г.

1

3

3

3

1

2

13

повыш

8

Дмитрий З.

3

3

3

3

2

3

17

высок

9

Матвей К.

1

3

3

3

1

2

13

повыш

10

Матвей К.

1

2

3

2

1

1

10

средн

11

Виталий Л.

2

3

3

3

1

1

13

повыш

12

Мария Л.

1

2

2

2

1

2

10

средн

13

Вадим М.

2

3

3

3

1

2

14

повыш

14

Валерий Н.

2

3

3

3

1

2

14

повыш

15

Никита П.

1

2

2

2

1

2

10

средн

16

Илья П.

1

2

2

1

1

1

8

средн

17

Яна П.

1

3

3

3

1

2

13

повыш

18

Дарья Р.

1

3

3

3

1

1

12

повыш

19

Полина Р.

2

3

3

3

1

2

14

повыш

20

Анастасия С.

2

3

3

3

2

2

15

высок

21

Данила С.

1

2

2

2

1

1

9

средн

22

Виктория Т.

1

3

3

3

1

2

13

повыш

23

Дмитрий Х.

1

2

2

1

1

1

8

средн

24

Дарина Ч.

2

3

3

3

3

3

17

высок

25

Ксения Ш.

2

3

3

3

1

2

14

повыш

26

Валерия Ш.

1

2

2

2

1

1

9

средн

27

Тимофей Ш.

1

2

2

3

1

1

10

средн

28

Анастасия Ш.

1

2

2

1

1

1

8

средн

 

Второклассники,в отличие от первоклассников, без труда объясняют не только понятия дружба,зло, добро. По-прежнему трудными для истолкования оказались милосердие имудрость.

Указываемуровни. Ответы детей оцениваются иклассифицируются по следующим уровням:

1)понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь;

2)смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные;

3)четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возрастаанкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова.

В этомплане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы наэтические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных иотрицательных поступков детей. Чтобы вся эта система воспитательных мероприятийбыла эффективной надо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу убеждения.

Такимобразом, мы видим, что после проведенных уроков повысился уровень духовно -нравственных качеств обучающихся. Исходя из специфики уроков изобразительногоискусства развитие духовных качеств идет медленно, так как уроки изобразительногоискусства проводятся один раз в неделю, а этого недостаточно для развитиядуховно-нравственных качеств обучающихся.

Основнымкритерием эффективности сформированности духовного, нравственного,эстетического потенциала учащегося является: второклассники, в отличие от первоклассников,без затруднения объясняют понятия дружба, зло, добро. По-прежнему трудными длятолкования оказались милосердие и мудрость.

Главнымкритерием сформированности духовного, нравственного, эстетического потенциалаобучающегося является:

1.Нравственная направленность личности.

2.Сформированность патриотических чувств.

3. Развитостьчувства прекрасного.

Разработаннаясистема занятий, способствовала развитию духовно –нравственных качеств уобучающихся.

 


 

Выводыпо 2 главе

 

Проводимыйнами эксперимент состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий иконтрольный. Все этапы представляют неразрывную последовательность.

Напервом этапе перед нами стояла задача выявления духовно-нравственногокомпонента воспитания в содержании уроков изобразительного искусства. Нами былиразработаны критерии, благодаря которым мы смогли продиагностировать выявлениедуховно-нравственного компонента воспитания уроков изобразительного искусства.

Наэтапе формирующего эксперимента были разработаны технологические карты уроков,которые были апробированы на обучающихся второго класса. Технологические картыуроков изобразительного искусства были дополнены духовно-нравственнымкомпонентом.

Назавершающем этапе мы провели повторную диагностику. И пришли к выводу, чтопроведенная нами работа дала положительные результаты.


 

Заключение

 

                За последние парадесятилетий в научной педагогической среде чаще встает вопрос духовно –нравственного воспитания детей. С одной стороны, из этого можно сделать вывод,что общество относится с большим вниманием и заботой к выявлению проблемдуховно – нравственного воспитания подрастающего поколения. С другой стороны,эта ситуация показывает, на каком низком духовном уровне находятся нашиучащиеся.

Духовно– нравственное воспитание – один их главных элементов образовательного и, вчастности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь одуховности и нравственности, мы способствует тому, чтобы учащийся вырос честным,добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место вжизни.

Намибыли сделали выводы, что изобразительное искусство является одним изэффективных средств воспитания духовно – нравственных ценностей обучающихся.Оно помогает формированию творческой личности, знакомит с лучшимипроизведениями искусства, с высокими идеалами общества и нравственными нормамилюдей.

Входе проведенной работы нами был изучен теоретический материал подуховно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Проанализированырабочие программы по изобразительному искусству. Изучены конспекты уроков поизобразительному искусству под редакцией Т.Я.Шпикаловой на наличиедуховно-нравственного компонента воспитания.

Нравственноевоспитание учащегося начальной школы происходит прежде всего в процессеобучения.

Урок– место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опытанравственных взаимоотношений. На уроках ребят приучают к самостоятельнойработе. Для успешного осуществления такой работы нужно соотносить свои усилия сусилиями других, научиться слушать и понимать своих одноклассников, отстаиватьмнение, помогать и принимать помощь.

         Врезультате проведенного исследования нами были решены следующие задачи:

      разработан диагностический материал икритерии для выявления духовно-нравственного компонента воспитания уроковизобразительного искусства в начальной школе;

      составлены технологические карты уроков,обогащенные духовно-нравственным компонентом воспитания;

      апробированы уроки изобразительногоискусства на младших школьниках.

Детиобучающегося в начальной школе могут быть не только пассивными созерцателямиприроды, они способны выразить в своих рисунках, плакатах протест противгубительного отношения к ней. Общение с природой вызывает у детей эмоциональныйпорыв, который выливается в потребность творить, фантазировать, воображать.Дети мыслят образами, они эмоциональны и чувственны и, развивая воображениедетей. Очень важно учить детей  видеть в силуэтах заснеженных деревьев, воблаках, в узорах на камнях и прожилках осенних листочков образы людей, птиц,зверей, сказочных персонажей.

Именноискусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир человека,обогащает его чувства. Внимательное, чуткое отношение человека ко всему, что егоокружает – одна из важнейших черт человека будущего, которого мы формируемсегодня.

Однойиз педагогических задач разработка и реализация данной программы являетсяэффективное взаимодействие школы и семьи. В целях выявления и реализациидуховно – нравственного компонента воспитания в содержании уроковизобразительного искусства в начальной школе в следующих направлениях:

         повышение педагогической культурыродителей (законных представителей) учащихся путем проведения педагогическоголектория, Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов,организации родительских собраний, выпуска информационных материалов по итогамработы за год;

         совершенствования межличностных отношенийпедагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий,праздников, акций;

         расширение партнерских взаимоотношений сродителями путем привлечения их к активной деятельности в школьных ивнеклассных мероприятиях.

Вижуположительные результаты своей работы, динамику улучшения понимания учащимисядуховно – нравственных ориентиров в своей жизни.


 

Литература

 

1.       АбдинаР.П. Обучение рисованию с натуры с использованием компьютерныхтехнологий/Начальная школа №4 – М.: «Начальная школа и образование», 2016.–37-39 с.

2.       Алехин А.Д. Когда начинается художник. — М.: Просвещение. 2006.

3.    Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль. — 2008. — 15-45 с.

4.      Аплетаев М.Н. Система воспитания личностив процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

5.    Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.М., 2002.

6.    Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся иродителей. — Ярославль: ЯГПИ. — 2002. — 39с.

7.       Беляева О.М. Учимся рисовать пейзаж акварелью/Начальнаяшкола плюс до и после — № 01, М.: — ООО «Баласс» 2009, 92–95с.

8.    Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей//Вопросыпсихологии.- М.: Просвещение, 1975.

9.       БорзоваВ.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. — Самара: Домпечати, 2004.

10.   ВенгерЛ.А. Программа Одаренный ребенок.- М.: Новая школа. 2005.

11.  Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.:Академия, 1999.

12.   ГончарукА., Зорина В., Ботов М. Способ диалектического обучения: учимся напротиворечиях. М.: ЭСКИМО, 2006.

13.   ГоряеваН.А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2009.– 413 с.

14.   ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2006, с. 310.

15.   ДанилюкА.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России. – М., 2010. – 359 с.

16.  Дубровина И.В. Возрастная и педагогическаяпсихология. — М.: Академия, 1999.

17.   ЗанковЛ.В. О начальном обучении. – М., 2015. – 236 с.

18.   ЗанковЛ.В. О предмете и методах дидактических исследований. М. —  2002.

19.   ИгнатьевЕ.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: Учпедгиз, 2010.

20.  Каирова И.А. Азбука нравственноговоспитания. — М.: Просвещение, 1979.

21.  Козлов Э.П. Воспитание нравственногосознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

22.   КомароваТ.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Шилова О.М. Изобразительное искусство детейв детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальнойшколы. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 151 с.

23.   КонышеваН.М. Наш рукотворный мир: Учебник для учащихся 3 класса четырехлетней нач. шк. 4-еизд. – М.: Ассоциация 21 век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2010.– 224 с.

24.  Косачева И.П. Нравственное воспитаниемладшего школьника в процессе обучения и воспитания. — М.: АРКТИ, 2005.

25.   КрасновН.В. Беседы по искусству в начальной школе. – М.: Издательство «Искусство»,1965. –212 с.

26.   ЛыковаЕ.С. Изучение ахроматических цветов на уроках изобразительногоискусства/Начальная школа №1 – М.: «Начальная школа и образование», 2016.–37-43 с.

27.   НикитинаС.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках в системеразвивающего обучения Л.В. Занкова. – М., 2013. – 325 с.

28.  Ожегов С.И. Толковый словарь русскогоязыка. — М.: Российская академия наук, 1999.

29.   ПискуновА.И. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А.И. Пискунова идр. М., 2009, 256 с.

30.   Правник Е.А. Эстетическое воспитание школьников посредствомприобщения к творчеству народных мастеров /Начальная школа плюс до и после — №09, М.: — ООО «Баласс» 2009, 42 – 44с.

31.   Программно-методическиематериалы “Изобразительное искусство”: Начальная школа. – М.: Дрофа, 2011. –222 с.

32.   Реализациядуховно-нравственного компонента в контексте ФГОС второго поколения. – http://nsportal.ru/nachalnayashkola

33.   РоговцеваН.И., Бойкина М.В. Система «Перспектива». Модель основной образовательнойпрограммы образовательного учрежденияю. – М.: Просвещение, 2013. – 155с.

34.   РостовцевН.Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Просвещение, 1980. – 253 с.

35.   СавенковА.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М.: Пед. общ-воРоссии. 2014.

36.   СкалковаЯ. и др. Методология и методы педагогического исследования. М., 2009.

37.   СокольниковаН.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высшихпедагогических учебных заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2010.

38.   СокольниковаН.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебникдля студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. – 5-е изд.,перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 365 с.

39.   СосунцовЕ. Религиозно-нравственное воспитание в школе. Казань, 2009. – 287 с.

40.   СтепановскаяА.В. Весенний пейзаж/Начальная школа №4 – М.: «Начальная школа и образование»,2016. –34 — 37 с.

41.  Сухомлинский В.А. Избранные педагогическиесочинения -М: 1980, т.2.

42.   СухомлинскийВ.А. Сердце отдаю детям. Киев, “Радянська школа”, 2011. – 193 c.

43.  Тивикова С.К. Комплексная программа повнеурочной деятельности. 1-4 классы. Н.Н.:НИРО, 2011.

44.   ТитковЕ.П. Художественное образование в России. Материалы всероссийскойнаучно-практической конференции Арзамасская школа живописи А.В. Ступина ихудожественное образование в России. — Арзамас: АГПИ, 2002. — 216 с.

45.   УаттФ. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых / Пер. сангл. М.Д. Лахути. – М.: ООО «Росмин-издат», 2000. – 386 с.

46.   Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования/М-вообразования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 33с.

47.   ХижняЮ.Н. Как прекрасен этот мир: Из опыта работы по нравственно-эстетическомувоспитанию школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 159 с., ил.

48.   ШаталовВ.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. Минск,2010.

49.   ШорыгинаТ.А. Эстетические сказки. Беседы с детьми об искусстве и красоте. – М.: ТЦСфера, 2015. – 96с.

50.   ШпикаловаТ.Я., Ершова Л.В.  Учебно-методический комплект


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет