X-PDF

Взаимодействие ДОУ и семьи.

Поделиться статьей

ВзаимодействиеДОУ и семьи.

Одна из главных проблем дошкольногообразования в России, является организация взаимодействия детского сада ссемьей для выработки общей стратегии действий по вопросам воспитания и развитияличности дошкольника. Как известно, семья является первым и главным институтомсоциализации ребенка, в условиях семьи формируется первыйсоциально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержаниеэмоционального и социального развития личности ребенка. Но, к сожалению,сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации,например, такие как снижение воспитательного потенциала, изменение ролиродителей в процессе первичной социализации ребенка, тенденция отстраненияродителей от ответственности за своего ребенка. Поэтому для изменения ситуациив положительную сторону родителям необходима социально-педагогическая помощь, итак как первым внесемейным институтом социализации ребенка является детскийсад, то помощниками могут быть квалифицированные педагоги и специалистыдошкольного образовательного учреждения.
Проблема объединения усилий дошкольного учреждения и семьи наиболее полноразработана в трудах В.А. Андриеш, Н.Ф. Виноградовой, О.Л. Зверева, Т.А.Макаровой, О.Н. Урбанской и других. По мнению авторов, детский сад только тогдаудовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытойсистемой, а родители являются не объектом воспитания, а субъектамивзаимодействия с ДОУ.
В.А. Сухомлинский в своих работах много внимания уделял данному вопросу, онподчеркивал, что задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, еслишкола поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителямиустановились отношения доверия и сотрудничества.
Сегодня в нашей стране существует ряд нормативных документов (ФЗ «Обобразовании в РФ», «Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования» и другие), которые ориентируют педагогов ДОУ навзаимодействие с родителями. Родители должны участвовать в организациипедагогического процесса дошкольников, в создании условий для помощи исвоевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитииего личности.
В связи с этим, встает вопрос, каким образом педагогам привлечь родителейдошкольников к сотрудничеству, установить такую обратную связь, которая будетпроявляться в активном включении родителей в педагогический процесс, вповышении их педагогической компетентности.

Важным фактором в воспитании иразвитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как одиниз институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первыйсоциальный опыт, учится социальному ориентированию. Изучение образовательнойпрактики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детейдошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияниесемьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад являетсяодним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратитьвнимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательногоучреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка,охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной,бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

Для того чтобы эти условия полноценновыполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать иразвивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один из главныхсоциальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственновзаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особыефункции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имяполноценного развития ребенка.

Психолого-педагогические исследования(Е.П. Арнаутовой, А.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой и др.) показали, что семьяостро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.Поэтому в дошкольном образовательном учреждении создаются необходимые условиядля полноценного сотрудничества с семьей.

В целом, анализ литературы свидетельствуето том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечениясоциализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов иинститутов социализации, но не все используемые на практике образовательныепрограммы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализацииличности ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. В связи с чемвозникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процессасоциализации личности ребенка-дошкольника и невозможностью достижения искомогокачества без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи?

Данное противоречиеобуславливает актуальность проблемы организации взаимодействия дошкольногообразовательного учреждения и семьи в процессе обеспечения полноценнойсоциализации личности ребенка.

Цель исследования – выявить педагогические условия организациивзаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессеобеспечения полноценной социализации личности ребенка.

Объект исследования – процесс социализации личности дошкольника вДОУ.

Предмет исследования – педагогические условия организациивзаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессеобеспечения полноценной социализации личности ребенка.

База исследования – МДОУ детский сад

Методы исследования – теоретическое изучение и анализ документов;анализ и выявление проблем методической работы на основе изученной литературы.

В соответствии с целью, объектом ипредметом исследования поставлены следующие задачи:

— на основе анализа основных проблемсоциализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемых в отечественной изарубежной литературе и существующих в современной практике, выявить сущность исодержание процесса социализации ребенка-дошкольника;

— раскрыть сущность взаимодействия ДОУ и семьи;

— выявить особенности организациивзаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения;

— определить факторы, влияющиена развитие взаимодействия семьи ДОУ.

Понятие полноценной и успешной«социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение»,«образование», «развитие личности». Процесс социализации осуществляетсяпосредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальныхвоздействий в деятельности и общении. Социализация протекает как стихийный(социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическаяситуация) процесс. Каждый по-своему определяет качество деятельности субъектовсоциализации, характер их взаимодействия в детско-взрослом сообществе, основныекультурные и личностные приобретения человека.

Процесс социализации предстаёт ссамого начала как индивидуальный творческий процесс включения личности всоциальные отношения, осознания их и наполнения индивидуальным смыслом.Изначальная творческая, персональная природа данного процесса делает труднымего регуляцию извне и нередко приводит к рассогласованиям, с которыми частовстречаются педагоги и психологи в ситуациях, когда ребёнок подчиняетсявыбранным для него способам действия: ходит в детский сад, школу, делает урокии т.п., но непосредственного, смыслового действия сам не производит.

В понятие «социализация» заложены дваизмерения – личность и социальная среда (коллектив, общество, другие люди).Сущность процесса определяется из того, что стоит за этими отношениями. Внастоящее время в отечественной науке укоренилось представление о том, чтопроцесс социализации должен рассматриваться как двусторонний процесс,включающий в себя усвоение и активное воспроизводство индивидом общественныхотношений (Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, С.Н. Беличева). В процессе социализациичеловек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественныхотношений, то есть социализация личности рассматривается в двух аспектах:объектном и субъектном.

Важным условием для полноценнойсоциализации ребенка-дошкольника является вовлечение родителей вучебно-воспитательный процесс ДОУ.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

В настоящее время образовательныйпроцесс в ДОУ несет в себе множество функций, из которых приоритетной являетсясоциальная функция. Социальная функция предполагает вовлечение в процессвоспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку, какдетям, так и родителям, компенсацию негативных влияний социальной среды.

Семья является важным фактором ввоспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясьсоциальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенканаиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений.

Специалистам хорошо известенмногократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальныевоспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостностьсоциально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развитияи самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не вдублировании, не в замене социальных функций одного института воспитаниядругим, а в гармоничном дополнении друг друга.

 

 

Формы работы ДОУ с семьёй.

        Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямуювзаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Внутри детского сада проводиласьработа с родителями своих воспитанников. Такая работа состояла из следующихформ:

-посещение семьи воспитателем(предусматривает знакомство педагога с семьей, но не для того чтобы опиратьсяна ее особенности в дальнейшей работе, а для выяснения общих условий семейноговоспитания, выявления педагогических ошибок родителей с целью дать рекомендациии выстраивать воздействие на родителей);

-беседы и консультации (мало чемотличались друг от друга, направлены на оказание помощи семьям, несправляющимся с воспитательной функцией. Ведущая роль в них принадлежалапедагогу: темы рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят отпедагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым);

-общие и групповые родительскиесобрания (также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей.Воспитатели планируют и проводят эти формы работы согласно своему расписанию ив соответствии с интересующей их темой. Родителям не дается право выборапрограмм и направлений педагогического процесса – они лишь слушают предлагаемоепедагогами.);

-наглядная пропаганда (оформляетсяпедагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д., также по своемуусмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают илиприводят детей в группу. Это указывает на то, что семья воспринимаетсяобщественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личностиребенка, не учитывается важность семейного воспитания для процесса социализациидетей.

За пределами детского садаосуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватитьподавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают ихдети детский сад или нет. Формы этого направления работы с семьей нацелены какна убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и натеоретическую помощь семье в процессе воспитания ребенка.

Можно сделать вывод, что семья идошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательныефункции различны, но для достижения полноценной и успешной социализацииребенка-дошкольника необходимо их взаимодействие. Если дошкольноеобразовательное учреждение способствует интеграции (унификации) ребенка всоциум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детскогоразвития

1) Процесс социализации личностиребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным,если в ДОУ будут соблюдены условия включения семьи как микрофактора ввоспитательно-образовательный процесс. Если в ДОУ будет признаваться роль семьив процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешнойсоциализации его личности. Родители должны быть вовлечены ввоспитательно-образовательный процесс для создания единой развивающей среды.Только в случае тесного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей возможнособлюдение условия единства задач и содержания воспитательной работы в ДОУ исемье, возможно соблюдение преемственности в содержании и технологияхпедагогического процесса. ДОУ должно нести ответственность за налаживаниеатмосферы сотрудничества с семьями воспитанников, признавая за семьей приоритетв выборе основной линии развития ребенка. При тесном сотрудничестве с семьейдошкольное образовательное учреждение, изучив опыт и стиль семейного воспитанияи взаимоотношения между членами семьи, будет способно обеспечить в полной мереиндивидуальный и дифференцированный подход к процессу социализации личностикаждого ребенка. Такие взаимоотношения сотрудничества ДОУ и родителей помогут воказании помощи семье при возникновении проблем и вопросов, связанных своспитанием и развитием ребенка, помогут в налаживании гармоничных отношенийродителей с детьми (гуманизация детско-родительских отношений), что способнооказать положительное влияние на процесс социализации личности ребенка.

2) Для того чтобы процесссоциализации детей дошкольного возраста происходил наиболее полноценно,необходимо использовать в ДОУ программу ознакомления детей с социальнойдействительностью в единстве мотивационного, когнитивного идеятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности. Это условиенеобходимо соблюдать для того, чтобы развивающая среда в дошкольном учрежденииспособствовала формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностномуотношению к ней и способствовала включению ребенка в разнообразную деятельностьи общение. Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, можно выработатьу него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализацииличности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностныекачества.

Основные характеристики личностиребенка связываются развитием высших психических функций, поэтому важно, чтобыпедагогическое управление развитием ребенка происходило через создание условийдля врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, чтоспособствует формированию его собственной картины мира в единстве сознания,отношения и поведения.

3) Дошкольное образовательноеучреждение должно реализовывать социально-педагогическую деятельность кактехнологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую,образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процессасоциального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью.При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразованияребенка-дошкольника, так как эти критерии по своей природе социальны и ихприоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнотадостижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного идеятельностно-практического компонентов развития.

Разработанные рекомендации направленына повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи, чтообеспечивает полноценность процесса социализации личности ребенка-дошкольника.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет