X-PDF

Значение удивления

Поделиться статьей

Из приведенного выше описания удивления ясно, что это весьма кратковременное состояние, – оно наступает внезапно и так же быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. В каком-то смысле удивление не является эмоцией в истинном значении этого слова, оно во многом отлично от базовых эмоций, рассматриваемых в данной работе.

Если удивление так быстротечно и почти не оказывает мотивирующего влияния на мыслительные процессы и действия человека, то каковы его функции? Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Готовность к встрече с новым чрезвычайно важна для человека. Если взглянуть на этот вопрос с эволюционной точки зрения, то становится очевидно, что первобытный человек должен был обладать способностью изменять свою мотивационную установку в связи с возникновением опасной ситуации, например в момент внезапного появления хищника, – в противном случае он просто не выжил бы.

Человек всегда испытывает ту или иную эмоцию, и, как правило, не одну. Некоторые эмоции характеризуются психологической инертностью – однажды возникнув, они долго не угасают. Примером такой эмоции может служить печаль. Специалисты в области психических нарушений знают, как плохо поддается лечению депрессия, – она представляет собой целый комплекс эмоций и чувств, среди которых доминирует эмоция печали. Если бы не реакция удивления, которая способна изменить общий эмоциональный фон человека, то внезапное возникновение опасной ситуации, например появление ядовитой змеи или мчащегося автомобиля, для человека в состоянии депрессии означало бы верную гибель.

Таким образом, основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации. По меткому выражению Томкинса (Tomkins, 1962), удивление – это «эмоция очищения каналов». Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей.

Если Джон чаще испытывал приятное удивление, то он наверняка будет расценивать удивление как позитивный опыт, хотя, строго говоря, удивление не является ни позитивной, ни негативной эмоцией. Если Ребекка чаще испытывала неприятное удивление, она, скорее всего, будет расценивать его как отрицательный опыт и будет хуже справляться с ситуациями, вызывающими удивление. Нарушения процесса социализации удивления приводят к тому, что человек, оказываясь в новой, необычной ситуации, всякий раз испытывает страх, действует неэффективно, независимо от того, изменилась ситуация внезапно или нет.

Результаты исследования причин и последствий удивления у студентов колледжа представлены в табл. 8-1.

Таблица 8-1

Причины и последствия удивления

Ответы . Число испытуемых, давших ответы* (%)

*N – приблизительно 130 студентов колледжа.

Причины удивления

Чувства:

1. Синонимы удивления: испуг, шок . 31,4 .

2. Неожиданное осознание чего-то . 22,3 .

3. Растерянность, смущение, конфуз . 12,4 .

4. Физическая или психическая стимуляция . 8,3 .

5. Чувство, что введен в заблуждение, обида . чувство, что тобой воспользовались . 7,4 .

6. Синонимы страдания: угнетенность, печаль . 4,6 .

7. Синонимы стыда: смущение, стеснительность . 0,7 .

8. Другие чувства . 12,4 .

Мысли:

1. Мысли о какой-нибудь ошибке, несообразности . 27,3 .

2. Мысли об определенном человеке или деятельности . 23,9 .

3. Неожиданное осознание чего-то . 19,8 .

4. Оригинальная, творческая мысль . 16,5 .

5. Другие мысли . 12,4 .

Действия:

1. Оригинальное, творческое действие . 33,9 .

2. Неожиданный успех или неудача . 33,1 .

Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 778

3. Глупое, ошибочное действие . 15,7 .

4. Реакция на стимул . 7,4 .

5. Другие действия . 9,9 .

Последствия удивления

Чувства:

1. Синонимы удивления . 37,6 .

2. Растерянность, смущение . 14,3 .

3. Синонимы страха . 10,5 .

4. Синонимы интереса . 10,0 .

5. Счастье или печаль, в зависимости от контекста . 6,8 .

6. Синонимы удовольствия . 4,5 .

7. Синонимы стыда . 2,3 .

8. Другие чувства . 14,3 .

Мысли:

1. Мысли о причине, вызвавшей удивление . 39,9 .

2. Мысли о том, что удивляться не следовало бы . 33,9 .

3. Ожидание последствий . 11,2 .

4. Мысли о возможных положительных последствиях . 0,7 .

5. Мысли о том, как вновь обрести контроль над собой и ситуацией . 0,7 .

6. Другие мысли .

Действия:

1. Попытки понять причину удивления . 28,5 .

2. Попытки обрести контроль над собой и ситуацией . 21,8 .

3. Выражение удивления, вербальное или физическое . 18,8 .

4. Действия, продиктованные ситуацией, необходимые действия . 9,2 .

5. Ожидание последствий . 7,5 .

6. Панические, иррациональные действия . 3,0 .

7. Выражение удовольствия . 2,3 .

8. Другие действия . 9,2 .

Чарлзуорт (Charlesworth, 1969) в своем детальном резюме обширной литературы, посвященной проблеме удивления, определяет его как функцию ошибки ожидания (в отличие от неожиданности). Такое определение удивления исключает возможность его проявления раньше 5-7-месячного возраста, ибо новорожденный ребенок в силу недостаточного развития когнитивных функций еще не способен к формированию ожиданий и предположений. Работая в рамках этой концептуальной схемы, Чарлзуорт доказывает, что удивление играет важную роль в когнитивном развитии. Он говорит о его побудительной, «просвещающей», подкрепляющей роли в формировании многообразия реакций, детерминирующих развитие когнитивных структур, то есть приписывает удивлению те черты, которые в теории дифференциальных эмоций рассматриваются как характеристики эмоции интереса.

Бауэр (Bower, 1974) придерживается противоположной точки зрения. Он приводит данные, свидетельствующие о том, что реакция испуга, или удивления (он употребляет эти термины как синонимы), наблюдается у младенцев уже через несколько часов после рождения. Однако, несмотря на различия в подходах, оба исследователя сходятся в том, что реакция удивления является критерием развития определенных когнитивных процессов и может служить показателем этапов когнитивного развития.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 778

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет