X-PDF

Знаки препинания в сложном предложении.

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

«Калиновскаясредняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГОУРОКА

 

 

Русскийязык 9 класс.

Тема:Знаки препинания в сложном предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Подготовила: Кокунаева Элиза Мовсаровна           учитель русского языка илитературы                                                                          МБОУ «Калиновская СОШ»

 

 

 

 

 

 

2021г.

 

 

 

Тема: «Знакипрепинания в сложном предложении».

Тип урока: урокизучения нового материала.

Вид урока:комбинированный урок.

Цели урока:

             закрепитьнавык постановки запятой в сложном предложении;

Задачи урока:

Личностные:

·       развивать навыкисотрудничества;

·       воспитывать интерес к русскому языку

Предметные:

    ●   повторить понятия «простое и сложное предложение;

    ● сравнить постановкузнаков препинания между частями сложного предложения и между однороднымичленами.

Регулятивные:

·       развивать умения постановкицели работы, планировать и оценивать свою работу

Оборудование:

·       учебник «Русский язык 9 класс»

·       презентация (приложение №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

Ход урока

1.     Организационно-мотивационныймомент

— Здравствуйте, ребята!Посмотрите на экран. (персонаж из игры на разных уровнях сложности).

Чтовы увидели? Заметили разницу? (предполагаемый ответ: простой и сложныйуровень игры).

Мы можем провестипараллель с русским языком? Какую тему мы можем связать со словами «простое» /«сложное»?

-Совершенно верно!Простое и сложное предложение. Сегодня на уроке мы с вами повторим тему«Сложное предложение», но не все так просто. Для определения темы нашего урокавы должны выполнить следующее задание:

— Внимательно прочитайтепредложения. Что общего вы можете выделить у этих предложений? Что отличает ихдруг от друга?

 1 Взошла луна, и еемягкий свет озарил лес.

 2 Весной природапросыпается и люди радуются теплу.

(предполагаемый ответ:запятая перед союзом «и».

-Почему в первомпредложении есть запятая перед союзом «и», а во втором предложении нет? (ответыучащихся)

— Запятая перед союзом«и» не ставится, если к каждой грамматической основе, которые этот союзсоединяет, относится общий второстепенный член предложения.

Знакома ли вам проблемапостановки запятой в сложном предложении? Как часто вы сталкиваетесь с этим? Илизапятая перед союзом «и» единичный случай, а дальше все просто? Почему это такважно? Сегодня на уроке мы с вами попытаемся решить все эти проблемы.

 

2.     Проверкадомашнего задания. (Повторить теоретический материалпо теме «Сложное предложение»)

3.     Актуализациязнаний.

Для начала давайте вспомним, что такоесложное предложение.

Сложными называются предложения, состоящиеиз нескольких частей, при этом каждая часть содержит свою собственнуюграмматическую основу. Такие части называют простыми предложениями в составесложного.

Рассмотрим основные правила постановкизапятых в таких предложениях.

                                                Составим алгоритм:

1 Все простые предложения внутри сложныхразделяются запятыми.

Перед тем как начать расставлять запятыенужно найти все имеющиеся в предложении грамматические основы.

Приведем пример: Мы сели в поезд, и мамапомахала нам рукой.

В этом предложении две основы, границыэтих основ находятся перед союзом «и» (следовательно, там и ставим запятую).

2 Запятая всегда ставится передподчинительными союзами и союзными словами, такими как: что, который, какой,когда, где, откуда и тд.

Приведем пример: Он вернется, когдапройдет лето.

3 Запятую нужно ставить, если в сложномпредложении на границах основ стоят союзы: и, а, но, однако, зато, ни..ни,то..то, тоже также, или, либо.

Приведем пример: Ехали мы медленно, затоводитель показал нам красоты того края.

4 Если грамматические основы в предложениисоединяются повторяющимся союзом, то запятые ставить нужно.

Приведем пример: К сожалению, то лиучительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок

5 Следующее правило предлагаюсформулировать вам. А помогут вам в этом два примера.

Пример 1: Сверкнула молния, и послышалсяудар грома.

Пример 2: Мороз крепчал и щипал уши, лицои руки.

(предполагаемый ответ: Непутать грамматические основы с однородными членами предложения.

Учащиеся записывают алгоритм постановкизапятых в сложном предложении.

-Вспомните начало урока. С чем мыстолкнулись? (ответы учащихся)

-Предлагаю составить план действий наслучай, когда запятая не ставится.

1 Запятая перед союзом «и» не ставится,если к каждой грамматической основе, которые этот союз соединяет, относится общийвторостепенный член предложения.

— Что это значит? (ответы учащихся)

— Если у двух основ есть общееопределение, дополнение или обстоятельство, то запятая перед союзом «и» неставится.

Пример: Утромярко светит солнце и весело поют проснувшиеся птицы.

2 Запятая не ставится, еслиесть вводное слово, общее для обеих частей сложного предложения.

Приведем пример: Словом, времяуже истекло и пора было уходить.

3 Это же правило мы применяем,когда к двум грамматическим основам относится общее придаточное предложение.

Приведем пример: Когда япроснулся, солнце еще не встало и все в доме спали.

4 Закрепление материала.

Мы с вами получили большойобъем информации, составили план, пришло время применить свои знания напрактике. Учащиеся выполняют упражнение № 72 используя составленный план.

-Спишите, расставляя знакипрепинания; подчеркните грамматические основы. В каких сложных предложенияхимеется общий второстепенный член, относящийся к обеим частям?

Проверим себя? Сделаем взаимопроверку,а потом запишем на доске.

Нас с вами ждет еще одноувлекательное задание. Задача добавить попущенные союзы и запятые.

1)Рванул ветер ….. в воздухезакружила пыль. 2) Мы подошли к берегу….. не увидели ни лодки, ни лодочника.3)…… слышны осторожные шаги….. чей-то шепот.

Молодцы!!! Хочу показать вамкороткое видео, после чего хочу услышать ваше мнение. (после просмотра видеоучащиеся должны отметить роль запятых в предложении).

5 Рефлексия.

  • сегодня я узнал…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило

 

6 Домашнее задание.

Упражнение № 73 (объяснениедомашнего задания).

7 Оценивание.

8 Итог урока.

Спасибо за урок!

Резерв:

 Закончите пословицы, используя противительные союзы.

1)Не место красит человека, (ачеловек место).

2)Не красна изба углами, (акрасна пирогами).

3)Мягко стелет, (да жесткоспать).

4) Делу время, (а потехе час).

5)Близок локоть (, да неукусишь).

(расставьте запятые)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет