СадиковаМ.В.
ГБОУАО СКОШ № 15
учитель-логопед
Техникачтения обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Аннотация
В статье представлены результаты трёхлетнего мониторингатехники чтения обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Анализ данныхрезультатов проведён с точки зрения возрастных этапов, а также по каждому изкачеств навыка чтения. В заключении статьи обоснована практическая значимость исследования.
Проблемаформирования техники чтения является крайне значимой при обучении детей синтеллектуальными нарушениями. К обучающимся, осваивающим 1 вариант Адаптированнойосновной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляются требования, длясоответствия которым им важно овладеть навыком чтения текстов.
Приэтом процесс формирования техники чтения у учащихся с интеллектуальнойнедостаточностью своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обученияграмоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертаниюграфемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могутперейти от побуквенного чтения к слоговому, искажают звуковой состав слов,испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом,действием, признаком. А по мере усложненияпрограммных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей:медленное накапливание слоговых образов, сложности перехода от аналитического ксинтетическому чтению, затруднения при осмыслении текста и т.д.
Длятого, чтобы обучение чтению было максимально эффективно, необходимо дважды вгод проводить диагностику техники чтения, куда входит обследованиеперечисленных выше качеств навыка чтения, а также определение уровняошибочности и её характера.
В2017-м году на основе пособия «Нейропсихологическая диагностика, обследованиеписьма и чтения младших школьников» под редакцией Т.В. Ахутиной и О.Б.Иншаковой нами была разработан мониторинг сформированности техники чтения. Цельюданного мониторинга является определение уровня и анализ сформированностиосновных составляющих (качеств) навыка чтения.
Вкачестве четырёх основных качеств навыка чтения мы выделяем следующие:
− беглость (скорость чтения, предполагающая и обеспечивающаясознательное восприятие читаемого);
− осознанность (понимание прочитанного);
− правильность (плавное чтение без искажений, влияющих на смыслчитаемого);
− характер чтения (словесное, словесно-слоговое, слоговое,побуквенное).
Вданной статье будут представлены выводы, к которым мы пришли, проанализировавпоказатели, полученные в результате проведения мониторинга сформированноститехники чтения в течение трёх лет (2018-2019, 2019-2020 и2020-2021 учебные года).
Итак,активнее всего техника чтения совершенствуется у обучающихся снарушениями интеллекта в начальных классах. Это объясняется тем, что именно вэтом возрасте у детей данной категории начинают целенаправленно и систематичноформировать процессы чтения и письма. При поступлении в первый класс подавляющеебольшинство учащихся не знает букв и не владеет навыком чтения, соответственнопри целенаправленном процессе обучения в течение последующих четырёх лет удетей интенсивно формируются такие качества техники чтения, как беглость,правильность и осознанность.
Наиболеенеоднозначным периодом школьного обучения в отношении формирования техникичтения являются средние классы (с пятого по девятый). В данный интервал временитехника чтения в целом и отдельные её качества могут как явносовершенствоваться, так и активно регрессировать. Например, в 2018 – 2019учебном году осознанность чтения обучающихся средних классов выросла на 10%, ав 2020-2021 учебном году уровень сформированность этого же качества в даннойвозрастной категории учащихся снизился на 10%. На наш взгляд это можнообъяснить сложным подростковым периодом, который проживают дети 10-15 лет.Кроме того, оказывать влияние может факт перехода к другому учителю икабинетной системе обучения.
Обучающиесястарших классов в основном демонстрируют постоянство уровня сформированноститехники чтения в целом и отдельных её качеств. За все годы наблюдений изменениялюбого показателя с амплитудой 10% и более наблюдались крайне редко. Это, нанаш взгляд, объясняется тем, что в данном возрастном периоде у обучающихся синтеллектуальными нарушениями уже сформированы все доступные им базовые учебныенавыки.
Рассматриваякаждое качество техники чтения отдельно друг от друга, стоит отметить, чтонаиболее высокого уровня сформированности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностьюдостигает характер чтения. На любом возрастном этапе количественные показателиданного качества выше, чем других качеств техники чтения. Это значит, чтобольшинство учащихся с интеллектуальными нарушениями (около 90% в старшихклассах) способно при целенаправленном обучении и коррекционной работе освоитьсловесно-слоговое или словесное чтение.
Следующим поуспешности формирования у обучающихся нашего учреждения является такое качествочтения как правильность. Около 40% младших школьников, 60% учащихся среднихклассов и 80% старшеклассников демонстрируют достаточно высокий уровеньправильности чтения. У данных детей чтение либо безошибочное, либохарактеризуется единичными ошибками или интонационной невыразительностью. Нанаш взгляд, это говорит о правильно построенной работе по обучению чтению вучреждении. Педагоги на всех ступенях обучения уделяют большое вниманиепрофилактике и коррекции ошибочности. При этом стоит отметить, что в сравнениис 2018-2019 учебным годом результаты обучающихся в 2020-2021 учебном годуснизились примерно на 10-15 %. Это можно объяснить тем, что с развитиеминклюзивного образования контингент учащихся специальной школы меняется всторону усложнения структуры дефекта.
В непосредственнойсвязи с правильностью чтения находится такое его качество как осознанность.Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью средних и старших классов запрошедшие три года продемонстрировали выраженное снижение показателей данногокачества чтения. Так, в конце 2018-2019 учебного года осознанность чтения уобучающихся средних классов была сформирована на 82%, а у обучающихся старшихклассов – на 85%. В 2020-2021-м же учебном году уровень сформированностиосознанности чтения снизился на 30% в средних классах (52%) и на 23% — встарших классах (62%). Стоит отметить, что младшие школьники синтеллектуальными нарушениями демонстрируют одинаковый процент сформированностиосознанности чтения на протяжении трёх лет (37%). Данные результаты, на нашвзгляд, коррелируют с показателями правильности чтения. Обучающиеся в силуимеющихся у них нарушений оказываются неспособны правильно прочитать слово,поэтому не осознают его смысл. Но обращает на себя внимание и тот факт, чточасто дети, владеющие практически безошибочным чтением, не могут затем датьпересказ или ответить на вопросы педагога по прочитанному тексту. Причинойэтого, предположительно, является недостаточный уровень развития мыслительнойдеятельности и способности к произвольному запоминанию, характерный для учащихсяс нарушениями интеллекта.
Результатымониторинга также демонстрируют, что самые низкие показатели наблюдаются вформировании у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью такого качествачтения как беглость. В средних и старших классах на протяжении всех трёх летнаблюдения беглость чтения формируется примерно на 65%, отрицательной динамикине наблюдается. У младших же школьников в 2020-2021 году отмечена выраженнаяположительная динамика формирования данного качества чтения в сравнении с предыдущимигодами (рост на 17%). Предположительно, это объясняется тем, что в данныймомент в младших классах обучается значительное число детей с расстройствамиаутистического спектра, которые быстро овладевают беглым словесным чтением, приэтом испытывая сложности при понимании смысла прочитанного.
На наш взгляд,данные факты стоит учитывать при составлении рабочих программ по предметам«Чтение», «Чтение и развитие речи». Многие учащиеся средних и старших классов,имеющие интеллектуальные нарушения, способны читать понимать только простыетексты с конкретным линейным сюжетом. Именно такие тексты предлагаются им впроцессе мониторинга сформированности техники чтения. В то же время частопроизведения, предлагаемые обучающимся в учебниках, содержат несколько сюжетныхлиний, большое количество абстрактных понятий, сложное лексическое играмматическое наполнение. Такие виды текстов, безусловно, обладают большимивозможностями для коррекции и развития мыслительной деятельности обучающихся,но всё же часто это приводит к тому, что даже со значительной помощью педагога многиеподростки с интеллектуальной недостаточностью, имея проблемы с правильностью ибеглостью чтения, не могут осознать смысл изучаемых произведений, незаинтересовываются ими, а соответственно произведения не выполняют своюобучающую и воспитательную функцию.
Таким образом, встатье мы кратко представили результаты трёхлетнего наблюдения за формированиемтехники чтения у детей с интеллектуальными нарушениями, а также обозначилипроблему несоответствия программных требований по предметам «Чтение», «Чтение иразвитие речи» реальным возможностям обучающихся данной категории.