X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

СадиковаМ.В.

ГБОУАО СКОШ № 15

учитель-логопед

 

Техникачтения обучающихся с интеллектуальными нарушениями

 

Аннотация

 

В статье представлены результаты трёхлетнего мониторингатехники чтения обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Анализ данныхрезультатов проведён с точки зрения возрастных этапов, а также по каждому изкачеств навыка чтения. В заключении статьи обоснована практическая значимость исследования.

 

 

Проблемаформирования техники чтения является крайне значимой при обучении детей синтеллектуальными нарушениями. К обучающимся, осваивающим 1 вариант Адаптированнойосновной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляются требования, длясоответствия которым им важно овладеть навыком чтения текстов.

Приэтом процесс формирования техники чтения у учащихся с интеллектуальнойнедостаточностью своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обученияграмоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертаниюграфемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могутперейти от побуквенного чтения к слоговому, искажают звуковой состав слов,испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом,действием, признаком. А по мере усложненияпрограммных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей:медленное накапливание слоговых образов, сложности перехода от аналитического ксинтетическому чтению, затруднения при осмыслении текста и т.д.

Длятого, чтобы обучение чтению было максимально эффективно, необходимо дважды вгод проводить диагностику техники чтения, куда входит обследованиеперечисленных выше качеств навыка чтения, а также определение уровняошибочности и её характера.

В2017-м году на основе пособия «Нейропсихологическая диагностика, обследованиеписьма и чтения младших школьников» под редакцией Т.В. Ахутиной и О.Б.Иншаковой нами была разработан мониторинг сформированности техники чтения.  Цельюданного мониторинга является определение уровня и анализ сформированностиосновных составляющих (качеств) навыка чтения.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Вкачестве четырёх основных качеств навыка чтения мы выделяем следующие:

        беглость (скорость чтения, предполагающая и  обеспечивающаясознательное восприятие читаемого);

        осознанность (понимание прочитанного);

        правильность (плавное чтение без искажений, влияющих на смыслчитаемого);

        характер чтения (словесное, словесно-слоговое, слоговое,побуквенное).

Вданной статье будут представлены выводы, к которым мы пришли, проанализировавпоказатели, полученные в результате проведения мониторинга сформированноститехники чтения в течение трёх лет (2018-2019, 2019-2020 и2020-2021 учебные года).

Итак,активнее всего техника чтения совершенствуется у обучающихся снарушениями интеллекта в начальных классах. Это объясняется тем, что именно вэтом возрасте у детей данной категории начинают целенаправленно и систематичноформировать процессы чтения и письма. При поступлении в первый класс  подавляющеебольшинство учащихся не знает букв и не владеет навыком чтения, соответственнопри целенаправленном процессе обучения в течение последующих четырёх лет удетей интенсивно формируются такие качества техники чтения, как беглость,правильность и осознанность.

Наиболеенеоднозначным периодом школьного обучения в отношении формирования техникичтения являются средние классы (с пятого по девятый). В данный интервал временитехника чтения в целом и отдельные её качества могут как явносовершенствоваться, так и активно регрессировать. Например, в 2018 – 2019учебном году осознанность чтения обучающихся средних классов выросла на 10%, ав 2020-2021 учебном году уровень сформированность этого же качества в даннойвозрастной категории учащихся снизился на 10%.  На наш взгляд это можнообъяснить сложным подростковым периодом, который проживают дети 10-15 лет.Кроме того,  оказывать влияние может факт перехода к другому учителю икабинетной системе обучения.

Обучающиесястарших классов в основном демонстрируют постоянство уровня сформированноститехники чтения в целом и отдельных её качеств. За все годы наблюдений изменениялюбого показателя  с амплитудой 10% и более наблюдались крайне редко. Это, нанаш взгляд, объясняется тем, что в данном возрастном периоде у обучающихся синтеллектуальными нарушениями уже сформированы все доступные им базовые учебныенавыки.

Рассматриваякаждое качество техники чтения отдельно друг от друга, стоит отметить, чтонаиболее высокого уровня сформированности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностьюдостигает характер чтения. На любом возрастном этапе количественные показателиданного качества выше, чем других качеств техники чтения. Это значит, чтобольшинство учащихся с интеллектуальными нарушениями (около 90% в старшихклассах)  способно при целенаправленном обучении и коррекционной работе освоитьсловесно-слоговое или словесное чтение.

Следующим поуспешности формирования у обучающихся нашего учреждения является такое качествочтения как правильность. Около 40% младших школьников,  60% учащихся среднихклассов и 80% старшеклассников демонстрируют достаточно высокий уровеньправильности чтения. У данных детей чтение либо безошибочное, либохарактеризуется единичными ошибками или интонационной невыразительностью. Нанаш взгляд, это говорит о правильно построенной работе по обучению чтению вучреждении. Педагоги на всех ступенях обучения уделяют большое вниманиепрофилактике и коррекции ошибочности. При этом стоит отметить, что в сравнениис 2018-2019 учебным годом результаты обучающихся в 2020-2021 учебном годуснизились примерно на 10-15 %. Это можно объяснить тем, что с развитиеминклюзивного образования контингент учащихся специальной школы меняется всторону усложнения структуры дефекта.

В непосредственнойсвязи с правильностью чтения находится такое его качество как осознанность.Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью средних и старших классов запрошедшие три года продемонстрировали выраженное снижение показателей данногокачества чтения. Так, в конце 2018-2019 учебного года  осознанность чтения уобучающихся средних классов была сформирована на 82%, а у  обучающихся старшихклассов – на 85%. В 2020-2021-м же учебном году уровень сформированностиосознанности чтения снизился на 30% в средних классах (52%) и на 23% — встарших классах (62%). Стоит отметить, что младшие школьники синтеллектуальными нарушениями демонстрируют одинаковый процент сформированностиосознанности чтения на протяжении трёх лет (37%). Данные результаты, на нашвзгляд, коррелируют с  показателями правильности чтения. Обучающиеся в силуимеющихся у них нарушений оказываются неспособны правильно прочитать слово,поэтому не осознают его смысл. Но обращает на себя внимание и тот факт, чточасто дети, владеющие практически безошибочным чтением, не могут затем датьпересказ или ответить на вопросы педагога по прочитанному тексту.  Причинойэтого, предположительно, является недостаточный уровень развития мыслительнойдеятельности и способности к произвольному запоминанию, характерный для учащихсяс нарушениями интеллекта.

Результатымониторинга также демонстрируют, что самые низкие показатели наблюдаются вформировании у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью такого качествачтения как беглость. В средних и старших классах на протяжении всех трёх летнаблюдения беглость чтения формируется примерно на 65%, отрицательной динамикине наблюдается. У младших же школьников в 2020-2021 году отмечена выраженнаяположительная динамика формирования данного качества чтения в сравнении с предыдущимигодами (рост на 17%). Предположительно, это объясняется тем, что в данныймомент в младших классах обучается значительное число детей  с расстройствамиаутистического спектра, которые быстро овладевают беглым словесным чтением, приэтом испытывая сложности при понимании смысла прочитанного.

На наш взгляд,данные факты стоит учитывать при составлении рабочих программ по предметам«Чтение», «Чтение и развитие речи». Многие учащиеся средних и старших классов,имеющие интеллектуальные нарушения, способны читать понимать только простыетексты с конкретным линейным сюжетом. Именно такие тексты предлагаются им впроцессе мониторинга сформированности техники чтения. В то же время частопроизведения, предлагаемые обучающимся в учебниках, содержат несколько сюжетныхлиний, большое количество абстрактных понятий, сложное лексическое играмматическое наполнение.  Такие виды текстов, безусловно, обладают большимивозможностями для коррекции и развития мыслительной деятельности обучающихся,но всё же часто это приводит к тому, что даже со значительной помощью педагога многиеподростки с интеллектуальной недостаточностью, имея проблемы с правильностью ибеглостью чтения, не могут осознать смысл изучаемых произведений, незаинтересовываются ими, а соответственно произведения не выполняют своюобучающую и воспитательную функцию.

Таким образом, встатье мы кратко представили результаты трёхлетнего наблюдения за формированиемтехники чтения у детей с интеллектуальными нарушениями, а также обозначилипроблему несоответствия программных требований по предметам «Чтение», «Чтение иразвитие речи» реальным возможностям обучающихся данной категории.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет