Консультациядля родителей.
Пальчикамииграем — речь развиваем.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие.
Простыедвижения рук помогают убрать напряжение, снимают умственную усталость. Ониулучшают произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитиетонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческоготела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированностипальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходяиз оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев,помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте вниманиена овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями –держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он неумеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитиимелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь сним пальчиковой гимнастикой.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит квозбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованнойдеятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игрыс пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умениеподражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевуюактивность ребёнка. Он учится концентрировать своё внимание и правильно егораспределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткимистихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, иусилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, таккак он учится запоминать определённые положения рук и последовательностьдвижений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всемиупражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
Врезультате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошуюподвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения можно разделить на три группы.
1.Упражнениядля кистей рук: — развивают подражательную способность, достаточно простые и нетребуют тонких дифференцированных движений; — учат напрягать и расслаблятьмышцы; — развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; — учатпереключаться с одного движения на другое.
2.Упражнения для пальцев условно статические: — совершенствуют полученные ранеенавыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3.Упражнениядля пальцев динамические: — развивают точную координацию движений; — учатсгибать и разгибать пальцы рук; — учат противопоставлять большой палецостальным.
С какого возраста можно начать выполнять эти упражнения? В любом возрастезанятия будут очень полезны и эффективны, чем раньше начнете, тем лучше.Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
— поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
— разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк;
— растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения 3 группы, но в пассивной форме, тоесть вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другиеэнергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобыв упражнении участвовали все пальчики.
Примернос десяти месяцев, кроме пассивных упражнений 3 и 2 групп, ребёнка нужно учить:
— катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
— перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки,пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действияи предметы. После освоения упражнений 1 группы приступайте к выполнениюупражнений3 и 2 групп, но уже в активной форме, то есть, все упражнения ребёноквыполняет сам. Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет истарше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с 1 группы.
Пальчиковая гимнастика:
1.Упражнениявыполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил иудерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одногодвижения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогатьсебе второй рукой.
2.Упражненияотрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук),затем – другой рукой, после того – двумя одновременно.
3.Некоторыеупражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый легкий. 4.Сначалапокажите ребёнку и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепеннонадобность в объяснениях отпадает: вы называете упражнение, а малыш вспоминает,какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровыезадания:
1.Повторять и запоминать серию движений по словесной инструкции, начиная с двухдвижений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
2.«Рассказыватьруками» сказки и маленькие истории. Сначала вы сами придумываете рассказ, затемпредлагаете сочинить свою историю малышу.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Помогите своему ребёнку развить тонкуюмоторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.
ЧТОТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА — КОГДА НАЧИНАТЬ?
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, чтоуровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитиятонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то иразвитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстаети развитие речи. Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том,что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы,выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этимпроисходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозгечеловека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь имелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движенияпальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитиесловесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву дляпоследующего формирования речи. Поэтому, чтобы научить малыша говорить,необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развиватьдвижения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействуетс такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление,оптико-пространственное восприятие (координация), воображение,наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизньребенка потребует использования точных, координированных движений кистей ипальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а такжевыполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Какже лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рукмалыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы –пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станутразличные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку струдом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так иот простого общения с мамой.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основныхпсихических процессов, а также коммуникативности.
Кконцу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными игибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.