X-PDF

Обобщение опыта работы учителя трудового обучения Овсовой Ольги Александровны ТЕМА: «Проектная деятельность на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе»

Поделиться статьей

ГКОУВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная          школа-интернатг.Петушки»

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта

учителя трудового обучения

Овсовой Ольги Александровны

 

ТЕМАПроектная деятельность на уроках швейногодела

в специальной (коррекционной) школе»

 

 

 

 

ИДЕЯОПЫТА:

 

 

Ведущей педагогической идеей опытаявляется повышение познавательной активности учащихся и развитие творческихспособностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимыхв жизни изделий, повышение эффективности организации учебно-воспитательногопроцесса через проектную деятельность.

 

 

 

 

 

 

2022-2023

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.    Условиявозникновения и становления опыта.

2.    Актуальностьи перспектива опыта.

3.    Теоретическая база.

4.    Новизна опыта

5.    Технологияопыта:

6.    Заключение.

7.    Результативностьопыта.

8.    Используемаялитература.

9.    Приложения.

      Листпланирования содержания и этапов учебного проекта

      Общиетребования к оформлению творческого проекта

      Оценочный лист

      Конспект контрольного урока «Защита проекта»

      Экономическое обоснование проекта

      Работыучащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Условия возникновения и становления опыта.

      Основная задачаспециальной (коррекционной) школы – это социально-бытовая, социально-нормативнаяи социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующейинтеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовкаучащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных формсобственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовоеобучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников ксамостоятельному труду по получаемой в школе специальности. 
      Будущее России – в руках ее тружеников.Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки сталиумелыми.
      Многочисленные наблюдения показывают, чтовыпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить своизнания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономическихусловиях. Исходя из этого перед школой возникают определенные требования,         которыевызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированноговыпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниямии умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным,умеющим обеспечить себя        ресурсами жизнедеятельности. Для повышенияэффективности                   учебно-воспитательного процесса необходимопересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методовобучения.
       Одним из методов обучения, обеспечивающимвыработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовойпроблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать,применять необходимые знания и умения в новых условиях является метод проекта.


       Метод проекта характеризуется как:

      личностно-ориентированный;

      обучающий взаимодействию в групповойдеятельности;

      построенный на принципах проблемного обучения;

      развивающий навыки самостоятельности вмыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах;

      воспитывающий целеустремленность, толерантность,индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческоеотношение к делу.


    Метод проекта – совокупность приемов,операций овладения определенной областью практического или теоретическогознания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата,необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостаткоминтеллекта это сложный вид деятельности, но очень интересный.

      Учитель должен оказать помощьучащимся в отборе необходимой информации, а главное быть организатором в познавательнойработе ученика.

Учащимся, овладев основными технологическими операциями, привыполнении творческого проекта предоставляется возможность самостоятельнойтворческой деятельности.  Проектная деятельность относится к разрядуинновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базесоответствующей технологии, которую можно освоить и усовершенствовать.

 

2.Актуальность и перспективы опыта.

Современному обществу необходимы образованные, предприимчивыелюди. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогическихтехнологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условиеинтеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Ведущая педагогическая идея опыта – создание оптимальных условийдля развития творческого мышления, творческой самостоятельности, уменийориентироваться в информационном пространстве.

Цель опыта: Создать условия для учащихсяпо формированию самостоятельности, способности к самообразованию, потребности всамосовершенствовании.

(Диапазон опыта:)

Опыт работы реализуется через систему уроков трудового обучения в 5–9классах, внеклассную работу, участие в  и выставках, школьных, районных иобластных.

 

3.Теоретическая база.

     Использование метода проектов –  это гибкая модельорганизации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализациюличности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей,волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продуктапод контролем учителя.

 

4. Новизна опыта

      Новизна состоит в создании системы работы, основанной наприменении методики поэтапного приобщения учащихся к проектной деятельности науроках трудового обучения  с целью формирования творческой личности.

—   развивать умение самостоятельно творчески мыслить ииспользовать это умение на практике;

—    обеспечить овладение учащимися способамипреобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки.

      Метод проектов позволяет активно развивать у школьниковосновные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать.

 

6. Технология опыта.

     В помощь учащимся  в учебной мастерской имеетсяразличный материал для работы над проектами: «Положение об ученическом проекте»,буклет «Творческий проект на уроках трудового обучения», «Темы проектов»,«Оформление работы», образцы творческих работ,  образец титульного листа,«Экономическое обоснование проекта», «План  защиты проекта», «Планвыступления на защите проекта», «Критерии оценки работы».

 

Этапыучебного проекта на уроке трудового обучения

 1 этап – организационно-подготовительный

 На этом этапе учащиеся должны осознать, уяснить, зачем и почему им надовыполнять проект, каково его значение в их жизни. Учащиеся собирают, изучаютинформацию, выбирают модель, ткань, фурнитуру, составляют план работы.

·     выбортемы, постановка цели, обоснование проекта (его необходимость) слайд

·     сборинформации по теме проекта, по возможности используя интернет (историясоздания, мода, происхождение)

·     подборфасонов модели (анализ модных тенденций, работа с журналами мод, просмотрэлектронных каталогов), подбор образцов ткани

·     выбормодели, ткани, фурнитуры

·     описаниевнешнего вида модели

·     составлениеплана работы

 2 этап – конструкторский

 На данном этапе совместно с учителем разрабатывается конструкция модели и технико — технологическая документация.

·   снятиемерок                  

·     построениечертежа изделия в масштабе

·     изготовлениевыкройки,

·     моделирование

·     раскладкадеталей выкройки на ткань в масштабе

·     расчётрасхода ткани

·     построениечертежа изделия в натуральную величину, изготовление выкройки, моделирование

·     раскройизделия

   В процессе работы ученики учатся пользоваться компьютером для поискаинформации, использовать различные компьютерныепрограммные средства (просмотр электронных версий журналов мод, каталоговвыкроек, рисунков для вышивки), содержащие большой объем сведений. Они помогаютне только найти нужную модель одежды за несколько минут,но и получить готовую выкройку по соответствующим размерам.

 3этап – технологический

 На этом этапе учащиеся составляют план пошива изделия, под контролем учителявыполняют технологические операции по пошиву изделия, корректируют своюдеятельность, производят самоконтроль и самооценку работы.

·   составлениеплана пошива изделия

·     пошивизделия

·     самоконтролькачества работы

4этап – заключительный, на котором происходит окончательныйконтроль, корректирование проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты,анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели,каков результат их труда. В завершение всего учащиеся оформляют результатыпроектных работ, защищают свой проект перед одноклассниками. Защита проекта -итог работы над проектом.

·   оценка качества

·     расчет себестоимостиизделия, обоснование экономичности изделия

·     вариантыприменения неиспользованного материала

·     защитапроекта

 

       Примерная тематика проектных заданий  разрабатываетсяпо каждому году обучения. Она должна быть достаточно широкой, постояннообогащаться с учетом интересов и возможностей, как учащихся, так и учителя, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этомокажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большеймере отвечает своему назначению проект.

       Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо помощиили воспользоваться темой, предложенной учителем

         После выполнения эскиза разрабатывается технологическийпроцесс изготовления изделия, в котором обязательно указывается порядоквыполнения работы и применяемые инструменты.

         Изготовление объекта проектирования начинается только приналичии технологической документации.

         Выполнение творческого проекта обязательно завершаетсяего защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единствотребований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулируетформирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс духздоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работойвсех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении сдругими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаиватьсвои творческие идеи.

         Итоговая оценка творческого проекта не только подводит итогтруда учащегося, но имеет большое воспитательное значение.

 

     7.Заключение.

      Благодаря внедрению проектных технологий повышаетсяэффективность подготовки учащихся, развивает интерес к изучаемому предмету,стимулирует активность и самостоятельность при подготовке материалов, в работесо справочной литературой, внеклассной работе. Формирует навыки коллективнойработы при выборе окончательных решений.

 

   7.Результативность

     Данный  опыт работы основывается на ведущих положениях методапроектов:

·        на учете  особенностей  личности учащихся;

·        на связи идеи проекта с реальной жизнью;

·        на изменении основной схемы взаимодействия учителя иучеников,   партнерское сотрудничество учителя и учащихся.

      Благодаря применению новых педагогических технологийнаблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по трудовомуобучению.

        Главным механизмомподготовки учащимися творческих проектов является мотивация к изучениютехнологии изготовления изделия.

        Данный опыт показывает, что  у учащихся 5 – 9 классов сохраняется достаточноустойчивый познавательный интерес и творческая  активность, показательнорастет  уровень выполнения творческих работ. Качество знаний показываетстабильно высокие результаты.  Это видно на промере анализа оценки проектныхработ 8 класса за последние три года.

 

             Средний балл за выполнение творческого проекта.

6

 

      Творческие работы учащихся в полном объёме представляются на педагогическомвыставках школы по итогам учебного года. Участвуют в районных выставках иинтернет конкурсах.

       Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивнаядинамика учебных достижений учащихся по предмету швейное дело.

Результатыпо итогам учебного года по предмету «Швейное дело» за      2019-2022 г.г.

Год

Класс

Кол-во уч-ся

Успеваемость,%

Качество, %

СОУ, %

2019-2020

5

8

100

63

58

8

8

100

75

66

2020-2021

5

7

100

57

57

6

8

100

75

61,5

9

8

100

87

78,5

2021-2022

6

7

100

72

66

7

8

100

75

66

 

       Метод проектов применяется при сдачи выпускных экзаменов попредмету швейное дело и учащиеся показывают успешные результаты.

3. Результаты выпускных экзаменов по предмету «Швейноедело» 9 класс

за 2018 — 2021г.г.

Баллы

Год   выпуска

2017- 2018 (6 чел.)

2018- 2019 (10 чел.)

2020-2021(8 чел.)

в %  кол-во обучаемых

% качества

в % кол-во

обучаемых

% качества

в % кол-во

обучаемых

%

качества

«5»

50

 

83

50

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

70

50

 

87

«4»

33

20

37,5

«3»

16

30

12,5

       Для  развития познавательной активности учащихся реализуетсясистема внеклассной работы по предмету.

Интерес к творчеству начинает формироваться у учащихся еще вначальной школе, для этой цели организуются экскурсии в учебные мастерские, гдеони знакомятся с технологическим оборудованием, с творческими работами учащихсястарших классов. Старшеклассники рассказывают о своей работе на швейномоборудовании, демонстрируют изготовленные изделия. Творческую деятельностьучащиеся могут проявить на факультативных занятиях «Лоскутная пластика»,«Мягкая игрушка» и «Вышивка».

     Таким образом, оптимальное сочетание уроков труда ивнеклассной работы  позволяют прочно усваивать содержание образования потрудовому обучению, способствуя повышению познавательной активности учащихся. Анализ результатов подтверждает, что при использовании на уроках швейногодела метода проектов у учащихся повышается интерес к урокам. Повысиласьдисциплина, они стали более трудолюбивы, отзывчивы по отношению  друг кдругу. Развиваются познавательные потребности, творческое мышление,художественный вкус.

 

 

 

 

8.Используемаялитература

 

Трудовое обучениев специальных (коррекционных) школах VIII вида / Под ред. А.М. Щербаковой –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 320 с. – (коррекционная школа).

1 О.И.Давыдова,А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми.

Сфера М.,2012

2 Л.Д. Морозова.Педагогическое проектирование в коррекционной школе.

Сфера М .,2010

3 Е.С. Евдокимова.Технологии проектирования М., 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Приложение №1

 

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ЭТАПОВ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

 

1.    Продумывание учителем темы проекта

2.    Формулирование вопроса и проблемных вопросов учебной темы

3.    Формулирование дидактических целей проекта

4.    Формулирование методических задач

5.    Выбор тем индивидуальных исследований учащихся как основногокомпонента проекта

6.    Определение творческого названия проекта

7.    Обсуждение плана работы учащихся индивидуально

8.    Обсуждение источников информации

9.    Самостоятельная работа учащихся

10.Защита полученных результатов и выводов

11.Оценивание результатов проекта (внутреннее ивнешнее)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  ОФОРМЛЕНИЮ  ТВОРЧЕСКОГО  ПРОЕКТА.

  Оформление  титульного  листа:

1.В  верхнем  поле  указывается  полное наименование  учебного  заведения.

2.В  среднем  поле  дается  название проекта.  Оно  должно  быть  по  возможности кратким  и  точным  соответствовать основному содержаниюпроекта.

3.В  нижнем  правом  углу  указывается фамилия,  имя  и  класс  проектанта.  

Затем  фамилия  и  инициалы  руководителя проекта.

4.В  нижнем  поле  указываются  место  и год  выполнения  работы.

 

Порядок  расположения  листов:

1.    титульный  лист;

2.    оглавление  с  указанием  страниц;

3.    обоснование  выбора  темы;

4.    историческая  справка;

5.    техническая  и  технологическая  документация

(описание модели, эскизы, чертежи,  схемы, техническиерисунки, операционные технологические карты, лекала,  выкройки  и т.д.);

6.    последовательное описание  изготовления  своего изделия;

7.    экономическое  обоснование;

8.    список  используемой  литературы  

                                    Работа  над  проектом,  как  всякое творчество,  требует  определенной  степени свободы. Поэтому  в проекте может изменятся последовательность изложения материала, не  включать  отдельные разделы  из рекомендуемого перечня  или  добавлять  новые разделы.

 

              ПЛАН ЗАЩИТЫ  ТВОРЧЕСКОГО  ПРОЕКТА.

1.    Демонстрация  изготовленных  изделий.

2.    Сообщение  темы  творческого  проекта.

3.    Цели  и  задачи  творческого  проекта.

4.    Историческая  справка (очень  кратко).

5.    Описание  работы  над  изделием:

       вид материала, использованного в  изделии;

       какиеинструменты, материалы и приспособления были  использованы при работе  над  изделием;

       какие технологические приемы применялись при изготовлении  изделия;

       последовательность технологической  обработки.

6.    Какие  проблемы  были  при  работе.

7.    Что  нового  узнали  при  работе  над выбранной  темой.

8.    Выводы.

 

 

 

Приложение №3

Контрольный урок «Защита проекта»

Цели урока:

  • Воспитательные:
    • пробудить у учащихся интерес к профессиональной проектной деятельности,
    • повысить уровень культуры,
    • воспитание художественного вкуса,
    • воспитание интереса к учению, познавательной потребности.
  • Обучающие:
    • приобретение навыков публичного выступления,
    • умение отстаивать свои идеи и решения
    • доброжелательно вести дискуссию
    • аргументировано отвечать на вопросы
    • умение критически оценивать свою и чужую работу;
  • Развивающие:
    • развитие умений самооценки и самоанализа,
    • развитие умений анализировать, обобщать,
    • развитие способностей преодолевать трудности
    • развитие деловых и коммуникативных качеств

Методы проведения занятия:

  • словесные – рассказы, беседы
  • наглядные – демонстрация выполненных изделий, схем, образцов, расчетов, описаний.

Методы обучения:

  • Методы самостоятельной работы.
  • Методы контроля

Структура урока:

I. Организационная часть

II. Формулирование целей урока и постановка задач.

III. Актуализация опорных знаний.

IY. Вводный инструктаж к уроку.

V. Защита проектов.

VI. Заключительная часть. Самоанализ и самооценка результатовучащимися.

ХОД УРОКА

I. В классе выставлены изделия, выполненныеучащимися, по своим проектам. Учитель приветствует учеников и дает краткийанализ представленных работ, стимулируя положительный, эмоциональный настрой наработу.

II. Вступление учителя.

 Вы завершили выполнение творческих проектов и сегодня выносите ихна обсуждение. Вы расскажите о своих трудностях и достижениях. Ответите навопросы товарищей.

Давайте вместе сформулируем цели урока – что мы сегодня узнаем ичему научимся? Учитель сообщает, что на занятии предстоит систематизироватьзнания в проектной деятельности, научиться публично выступать и отстаивать своиидеи, развить умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

Учитель направляет учащихся сформулировать главную цель занятия –формирование опыта в работе с творческими проектами.

III. Учитель предлагает учащимся самимсформулировать ряд проблемных вопросов, ответив на которые, произойдетпервичная актуализация знаний.

IV. Каждый учащийся получит по три отметки:за пояснительную записку, за изделие и публичное выступление. Это краткоесообщение 7-10 минут, по своим проектам, которое должно содержать:

  • название темы проекта, ее обоснование;
  • краткую историческую справку (при необходимости);
  • практическое назначение;
  • краткую характеристику конструкции изделия – материалов, технологических приемов;
  • краткий экономический расчет, примерную стоимость изделия;
  • самоанализ результатов работы.

      На каждом столе лежат заранее подготовленные бланки скритериями оценок. Весь класс участвует в оценивании, выступающего.

V. Урок проходит в виде беседы, дискуссии,анализа, проделанной работы.

Дискуссию организует и направляет учитель, задавая вопросы,предоставляя возможность учащимся высказаться, дополняет новыми понятиями,чередуя беседу с выступлениями учащихся. Главный способ познания – насобственном жизненном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверкигипотез. Успех проекта зависит от творчества учителя и ученика, поэтому на всехэтапах работы, ученик должен ощущать помощь и поддержку педагога.

Метод проектов дает возможность соприкоснуться с жизненно важнымипроблемами; воспитывает настойчивость, целеустремленность, бережное отношение квещам.

VI. Общие итоги урока:

– Что мы с вами успели сделать?

– Чему вы научились, в чем стали умнее, сознательнее?

– На какие вопросы, поставленные в начале урока, смогли ответить?

– Кому вы можете сказать спасибо за совместную работу, заэмоциональную поддержку?

При подведении итогов учащиеся выбирают лучшие работы, перечисляюткачества, которыми должен обладать каждый работник, связь своей работы среальной жизнью.

Отметки выставляются после коллективного обсуждения.

В заключение, учитель называет победителей, выставляет отметки,благодарит за урок, прощается с учащими

 

 

 

 

 

Приложение №4

Экономическое обоснование проекта

          Выполняя экономическоеобоснование проекта, дети на практике смогут понять некоторые экономическиезаконы, самостоятельно оценить расходы на выполнение изделий и услуг,установить приемлемые цены, посчитать возможную прибыль и т.д.

          Экономические расчетывыполняются с учетом возрастных особенностей учащихся.

          Желательно все расчетывыполнять в единой таблице, что дает возможность четко определить стоимостьматериалов всех составляющих изделия.

Таблица 4

 

№№

Необходимые материалы (наименование)

Единицы измерения

Цена (руб.)

Израсходовано (кол-во)

Стоимость материалов

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет