Статьяна тему: Современные инновационные формы взаимодействия школы с ограниченнымивозможностями здоровья с семьями обучающихся с умеренной, глубокой, тяжёлойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Article on the topic: Modern innovativeforms of interaction of schools with disabilities with families of studentswith moderate, profound, severe mental retardation (intellectual disabilities)and severe multiple developmental disabilities.
Автор: Малафеева Анна Александровна,учитель-дефектолог (олигофренопедагог), первой квалификационной категорииГосударственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа№142 для детей с ограниченными возможностями здоровья», город Казань, Россия.
Author: Malafeeva Anna Aleksandrovna,teacher-defectologist (oligophrenopedagogue), first qualification category ofthe State budgetary educational Institution Kazan School No. 142 forchildren with disabilities, Kazan, Russia.
Ключевые слова: закон об образовании,родитель (законный представитель), инновационный подход, семья, формы работы, обучающиеся с умеренной, глубокой, тяжёлойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Keywords: the lawon education, parent (legal representative), innovative approach, family, formsof work, students with moderate, profound, severe mental retardation(intellectual disabilities) and severe multiple developmental disabilities.
Адрес электронной почты: malafey@list.ru
Email addres: malafey@list.ru
Телефон длясвязи:+7952407793
Contact phone number: +79520407793
Один из важных условий развитияличности ребенка – это его социализация. Учитывая, что для ребёнка с умеренной, глубокой, тяжёлой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественныминарушениями развития главными педагогами жизни являются родители (законныепредставители), поэтому всю работу образовательного учреждения для детей с ограниченнымивозможностями здоровья нужно направить на активное участие их в воспитании иобучении своих детей.
Новый закон об образовании обязываетработников школ с ограниченными возможностями здоровья развивать разнообразныеформы работы с родителями (законными представителями). Введение инноваций вобразовательный процесс – это не прихоть, не равнодушное отношение ктворческому поиску эффективных форм работы с детьми, это – требование времени.
Я, как педагог-практик, работающий с обучающимися с умеренной, глубокой,тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелымимножественными нарушениями развития, убеждена в правоте этого требования.Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальныхособенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую,интуитивно. Важно достучаться до родителей (законных представителей),объяснить, что с детьми нужно общаться, проживать ними их трудности и радости.Важно создать условия для благоприятного взаимодействия с родителями(законными представителями), установить доверительные отношения, вовлекать их вединое образовательное пространство, активизировать и обогащать ихвоспитательные умения. Мне хочется увидеть в своей работе родителей (законныхпредставителей) не простыми исполнителями, принимающими участие в жизни детейпри условии значимой мотивации, не критическими наблюдателями, а родителями(законными представителям), которые с удовольствием участвуют ввоспитательно-образовательном процессе, заинтересованными в успешности своихдетей.
В государственном бюджетномобщеобразовательном учреждение для обучающихся с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развитияребёнок получает образование, приобретают умения взаимодействовать с другимидетьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничноеразвитие без активного участия родителей (законных представителей) вобразовательном процессе вряд ли возможна. Поэтому большое внимание вобразовательном учреждении должно уделяться работе с родителями (законнымипредставителями). Именно в семье происходит первичная социализация, формируетсяпервичное мировоззрение ребёнка. В связи с этим возникает множество вопросов:
1. Как организоватьвзаимодействие семьи и школы с ограниченными возможностями здоровья с семьямиобучающихся с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития?
2. Какаргументировать необходимость участия родителей (законных представителей) вжизни школы?
3. Как создатьусловия, чтобы родители желали сотрудничать со школой?
4. Что нужносделать. Чтобы им в школе было интересно?
Поэтомуя, как руководитель методического объединения учителей, работающих в классах собучающимися с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития, с 1 сентября 2022года поставила перед собой цель взаимодействия учителей-дефектологов школы ссемьёй. Создание единого сообщества, объединяющего родителей, педагогов идетей, повышение психолого-педагогической грамотности родителей, вовлечение ихв учебно-воспитательный процесс и организация совместно-значимой деятельности(досуга). Для достижения этой цели я наметила работу 4х основных направлений:
1. Познавательноенаправление.
2. Информационно-аналитическоенаправление.
3. Наглядно-информационноенаправление.
4. Досуговоенаправление.
Критериемоценки результативности работы учителей-дефектологов будет повышениеответственности родителей (законных представителей) за результатыучебно-воспитательного процесса.
Родительскаяактивность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития.Чем быстрее педагог заинтересует родителей (законных представителей), тембыстрее он приобретёт помощников и единомышленников.
Мнезахотелось сделать что-то интересное, чтобы объединяло талантливых мам.Хотелось отойти от стандартов проведения родительских собраний.
Такпришла идея организовать в сентябре-декабре 2022 учебного года ряд мероприятий:
1. «Развитиеречи через мелкую моторику!». Я подготовила презентацию из опыта работы и извнеурочной деятельности «творческая мастерская», где обучающиеся развивалимелкую моторику с помощью «алмазной мозаики» и проговаривали односложные идвусложные слова. Тем самым, родители узнали, как в непринужденной форме можноразвивать мелкую моторику и речь. В свою очередь, некоторые родители самиподелились своими приёмами, опытом, что по их мнению эффективно влияет наактивизацию речи обучающихся.
2. «Открытыйурок для родителей (законных представителей) по изготовлению игр своимируками», в ходе которого каждый родитель презентовал свои речевые игрушки,адаптированные под возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
3. К новому годуорганизован мастер-класс для родителей и обучающихся по изготовлению новогоднейсвечи из вощины и декора.
4. Также организуетсямастер-класс по теме: «Театр в домашних условиях» с помощью книг ЕленыАлександровой «Я читаю сам. Стихи». Родители (законные) представители будутподготавливать атрибутику и обмениваться опытом по театрализованнойдеятельности, а итогом станет выступление обучающихся на Республиканскомсеминаре для учителей-дефектологов.
5. Для родителей(законных представителей) будет организовано родительское собрание спсихологом, нейропсихологом Логопедического центра Елены Нуруллиной ДерябинойВалерией Сергеевной по теме: «Как оставаться в ресурсе, имея ребенка с умеренной,глубокой, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелымимножественными нарушениями развития.
Таким образом, я стараюсь придумыватьвсё новые способы активизации родителей и не останавливаться на достигнутыхрезультатах. Теперь словосочетание «инновационные формы работы с родителями» невызывает у меня затруднений. Использование разнообразных форм работы с семьёйпозволяет нам пробуждать чувство расположения и доверия родителей (законныхпредставителей). Мои рекомендации не навязываются, а вызывают интерес своейновизной, подаются без штампов, назиданий и нравоучений.
Таким образом, от участия родителей(законных представителей) в работе общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровьявыигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – это самиобучающиеся. Семья и школа не могут заменить друг друга; у каждого из них своифункции, свои методы воспитания. И конечно, им нужно научитьсявзаимодействовать в интересах ребёнка!
Список литературы:
1. Зверева О.Л.,Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьногопсихолога / Р.В. Овчарова – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1990.
3. Семейная педагогика: учебно-методическое пособие/ сост. к. псих. н., доцент кафедры дошк. пед. Н.В. Кущ. – Глазов, 2005. – с.5-8.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)