СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПОФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
При коррекционной работе по преодолению нарушенийслоговой структуры слова у дошкольников с речевой патологией необходимоучитывать ряд основных факторов:
Соотношение усвоения слоговой структуры слова с общими речевым развитием ребенка.
Речевое высказывание представляет собой сложный поструктуре процесс порождения речи, включающий как сенсорные, так и моторные звенья(Н. X. Швачкин, А. К. Маркова). При составе слова осуществляется при тесномвзаимодействии речеслухового и речедвигательного анализаторов.
У детей с ТНР являются сокращения стечения согласных иколичества слогов, что свидетельствует о недоразвитии артикуляторной сферы.Поэтому при проведении коррекции нарушений слоговой структуры слова с такимидетьми особое внимание уделяется развитию их моторных возможностей.
Одним из важнейших условий правильного слоговогооформления является четкость слухоречевых образов слов, позволяющих ребенкусовершенствовать артикулированные слова в опоре на его акустический образ.Поэтому строит обратить особое внимание на развитие не только их моторных, но исенсорных способностей.
Многие исследователи, занимавшиеся проблемойсоотношения сенсорного и моторного аспектов при овладении слоговой структуройслова, отмечают, что характер используемых речевых единиц определяетсялингвистическими факторами, связанными с фонологической системой языка (3. Н.Мурыгина, Л. А. Чистович). Влияние на разборчивость слов при восприятииоказывают такие факторы, как длина слова, его ритмическая структура,грамматическая категория, ударность. Поэтому на начальных этапах работы поформированию слоговой структуры слов рекомендуется предлагать детям слова нетолько хорошо им знакомые, но и простые по структуре, без стечения согласных.
Учет возрастных, психологических особенностей дошкольниковпредполагает необходимость использования на логопедических занятиях разнообразныхигровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношенияк занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональныйконтакт. Для детей с речевой патологией в большинстве случаев характерныповышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевомуи психическому напряжению. Поэтому детям рекомендуется предлагать доступные посложности и объему задания, не требующие длительного умственного напряжения.
Специально организуемое коррекционно-логопедическоевоздействие по преодолению нарушений слоговой структуры слова направлено нарешение следующих задач:
— формирование психофизиологических механизмов,обеспечивающих усвоение слогового состава слов (сенсорного и моторного звеньевречевого процесса);
— формирование навыков правильного слогового оформления.
Приемы и методы, описанные в работах А. К. Марковой,Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Н. И. Кузьминой, В. И. Рождественской, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.
Логопедической работе по формированию слоговойструктуры слова предшествует диагностика имеющихся у ребенка нарушений.Выявленные нарушения слогового оформления фиксируются в разделе картыобследования ребенка «Воспроизведение слоговой структуры слова». На основанииполученных данных логопед определяет, какие именно нарушения характерны дляребенка. Это могут быть нарушения оформления либо слогового, либо звуковогосостава слова. Данные нарушения могут встречаться одновременно. С учетом этогоучитель-логопед определяет содержание дальнейшей логопедической работы.
Симптоматика нарушений слоговой структуры словапроявляется при назывании ребенком игрушек, предметов, предметных картинок (илиповторении их названий вслед за логопедом), а также во фразовой речи. Речевойматериал для диагностики предлагается дифференцированно.
Анализируя данные обследования, логопед отмечаетналичие пропусков, перестановок, добавлений слогов и звуков в воспроизводимыхребенком словах и предложениях.
Однако только симптомологический подход к анализунарушений слоговой структуры слова не является правомерным. Логопеду необходимоопределить не только особенности симптоматики этих расстройств, но и рольмоторных, сенсорных и лингвистических факторов (в частности, таких как длинаслова и принадлежность к определенной части речи) в формировании выявленныхнарушений. Поэтому при комплексном обследовании ребенка с ТНР обращаетсявнимание на состояние моторного и сенсорного компонента речи (разделы картыобследования ребенка «Исследование состояния артикуляторной моторики», «Исследованиесостояния слухового внимания», «Исследование восприятия и воспроизведенияритма», «Исследование слухо-произносительной дифференциации звуков в слогах»),на наличие или отсутствие нарушений слоговой структуры слова привоспроизведении различных частей речи (существительных, глаголов,прилагательных). Тщательная диагностика этих составляющих позволяет определитьпреимущественные направления в логопедической работе по формированию слоговойструктуры слова, и тем самым оптимизировать коррекционный процесс в целом.
Логопедическую работу по преодолению нарушенийслоговой структуры слова в соответствии с целями и задачами «Программы»необходимо проводить по двум параллельным направлениям:
— обучение произношению слов из усвоенныхребенком звуков;
— работа над произношением слогов, слов в периодавтоматизации новых звуков.
В рамках этих двух направлений проводится работа поразвитию у детей:
— сенсорных возможностей (слуховое восприятие,внимание, слухоречевая память, слухоречевой ритм);
— артикуляционных возможностей (развитиекинестетического и кинетического орального праксиса, развитие статики идинамики артикуляторных движений);
— функций звука слогового анализа, синтеза.
Преодоление нарушений слоговой структуры слова —составная часть логопедической работы по коррекции нарушений фонетическойстороны речи. Следует учитывать тот факт, что логопедическая работа попреодолению нарушений слогового оформления проводится не обособленно. Она тесносвязана с логопедической работой по другим разделам «Программы»: с формированиемнавыка правильного слогового оформления; с развитием произвольного слуховоговосприятия, внимании памяти; с формированием кинестетической и кинетическойосновы движений в процессе развития артикуляторной моторики; с развитиемслухового зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия ивоспроизведения ритмических структур.
Содержание логопедической работы по формированиюслоговой структуры слова зависит от ступени обучения дошкольников с тяжелыминарушениями речи в соответствии с возрастной периодизацией.