X-PDF

Современный взгляд на обучение -ЧТЕНИЮ.

Поделиться статьей

 Современный взгляд на трудности обучения-ЧТЕНИЮ.

Учитель-логопед Райвич Л.Е.

 

В настоящее время возрастает количество учениковначальной и средней школы с трудностями обучения.

Под трудностями обучения часто обозначают стойкиетрудности в усвоении школьной программы.

Чаще под школьными трудностями понимают: трудностиовладения навыком чтения — дислексия, трудности овладения навыком письма -дисграфия, трудности овладения математическими навыками — дискалькулия.

Эти все нарушения нередко встречаются совместно,например, дислексия часто за собой влечет дисграфию, или, например, дислексия идискалькулия, когда ребенок из-за непонимания прочитанного текста не можетпонять условие задачи.  Также данные расстройства встречаются и по отдельности,изолированно, например, ребенок может быть отличником по многим предметам, нокак только встречается предмет, с которым «трудности», он допускает множествоошибок. Например, при дисграфии — по математическим дисциплинам у ребенка всехорошо, а по письменным сложности.

Трудности освоения навыка письма, счета, чтения могутребенка сопровождать и после школы, мешать сдавать экзамены, получатьпрофессию, реализовываться в жизни.

Такие проблемы являются стойкими и проявляютсярегулярно. Стоит отметить, что при попытках решить данный вопрос«воспитательными мерами», с помощью дополнительных занятий и уроков попредмету, с которым возникают сложности, а также с помощью репетитора-успехомэто не заканчивается и эти проблемы не уходят, а порой наоборот усугубляются,как правило, у детей теряется мотивация к обучению.

Если следовать статистике, то 35 лет назад такиеученики встречались в 10% случаев, а в настоящее время- 35-40% учеников.

Дисграфия, дислексия, дискалькулия, как диагноз, можетбыть подтвержден врачом-неврологом, для этого необходимо провести некоторыеобследования. Но стоит отметить, что ранее 5-6 лет данные диагнозы не ставятся.Т.к., во-первых, не все структуры головного мозга готовы воспринимать школьнуюпрограмму, а во-вторых, диагноз можно поставить только при наличиисистематического чтения, письма и счета, т.е. не раньше второй половины второгокласса, когда ребенок каждый день пишет, каждый день читает, каждый деньсчитает.

Но предпосылки к данным расстройствам мы можем увидетьеще до школы.

Давайте разберем некоторые мифы, которые наиболеечасто встречаются, когда говорят о трудностях в обучении:

Первый миф связан с тем, что родители и педагогиуверены, что эти трудности ребенок «перерастет». Но, к сожалению, это не так.Данные расстройства вызваны особенностями работы определенных структурголовного мозга.

Второй миф связан с тем, что ребенок недостаточноусердный, ленивый, именно поэтому он встречается с трудностями письма, чтения исчета.

Миф третий — классика: Все успешные люди- бывшие«двоечники». На самом деле, такой статистики нет. И конечно определить, чтоскрывается за понятием «успешный» человек.

Миф четыре — «семейная» проблема, т.е. кто-то в семьетоже столкнулся в школе с трудностями обучения. Частично с этим мифом можносогласиться, но необходимо учитывать, индивидуальное развитие конкретногоребенка.

Миф пятый — для профилактики школьных трудностейнеобходимо учить детей школьной программе еще до школы. В последующих лекцияхмы будем разбирать устройство головного мозга и увидим, что это не так, а даженаоборот вредит ребенку.

Это основные мифы, которые чаще встречаются, касаемодисграфии, дислексии, дискалькулии у школьников начальной школы.

На следующей диаграмме Вы можете увидеть причинышкольных трудностей, по мнению учителей начальных классов и родителей учеников,которые с ними столкнулись (*сбор данных происходит в нескольких школах Москвыи Подмосковья, 2021 год)

По мнению учителей и части родителей отсутствиемотивации, учебной, а порой и познавательной является ведущей причинойвозникновения школьных трудностей. Но на самом деле это скорее вторичныепоследствия, чем первичные.

Далее по убыванию Вы можете проследить перечисленныеварианты.

Также в некоторых школах были отмечены еще факторы:

        частыепропуски школы;

        «неподходит» программа обучения;

        эмоциональнаялабильность ребенка, тревожность;

        недостаточноразвитая моторная сфера.

В целом, если структурировать знания и объединитьзамечания педагогов и родителей, можно выделить следующие причины, влияющие нашкольное обучение:

        медицинские;

        нейропсихологические;

        психологические;

        логопедические.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Для того, чтобы разобраться в истинных причинахдислексии, дисграфии и дискалькулии, нужно понять как устроен наш мозг.

     Советским врачом-невропатологом, одним изоснователей отечественной нейропсихологии была разработанасистемно-динамическая теория локализации высших психических функций. Онатрактует следующее: локализация ВПФ — это сложная система, совместно работающихзон мозга, каждая из которых вносит свой вклад в реализацию определеннойфункции. Благодаря этому мозг обретает пластичность, благодаря этому человекможет выполнять огромное количество действий, выполнять сложные мыслительныеоперации.

Также Александром Романовичем была разработана теорияо трех функциональных блоках мозга. Эта теория является основной по сей деньдля понимания тех школьных трудностей, с которыми сталкиваются наши дети.

Билет

Итак, первый функциональный блок включает стволовыеструктуры, структуры промежуточного мозга. Они помогают реализовать тонус,сон-бодрствование. Два типа активизации: генерализованная и целенаправленная.

Второй блок головного мозга отвечает за получение,хранение и переработку информации, которую мы получаем из окружающего мира.Какая эта информация? Зрительная, слуховая, тактильная и т.д.

Третий функциональный блок мозга отвечает запрограммирование и контроль произвольной психической деятельности.

Первый функциональный блок закладывается ещевнутриутробно и дозревает к концу первого года жизни. Он отвечает за активностьребенка, режим, активный интерес, мышечный тонус, координацию и движения глаз.

Второй функциональный блок созревает по не всегдаравномерно, т.е. есть различные сроки формирования, на это может оказыватьвлияние уровень тех зон, которые созревают. Под определением «зон» мыподразумевает поля головного мозга. Первичные поля головного мозга обрабатываютсенсорные раздражители, т.е. сенсорную информацию. К концу первого года, какправило, они уже созревают.

Вторичные поля будут обеспечивать более сложныйсинтез. Например, цвето и формагнозис, т.е. различение цвета и формы. Какправило, эти поля созревают к 5 годам.

Третичные поля — эти поля дают возможностьинтегрировать зрительную, слуховую, тактильную информацию одновременно. Это ещеболее сложно устроенные поля. Как правило, они созревают самыми последними.

При недостаточной сформированности первого блока мозгана диагностике, при обучении мы будем видеть, что ребенок часто зевает,утомляется, пишет «всем телом», такой ребенок может быть плаксивым, тревожным,часто болеть, быть обидчивым, раздражительным. Про таких детей педагоги частоговорят «ленивый».

При недостаточной сформированности второго блокаголовного мозга мы можем увидеть трудности при обработке информации, например,зеркальное письмо, путаница букв, ошибки устного счета и пр.

При несформированности третьего блока головного мозгаребенок может знать на «отлично» все правила, но при этом регулярно допускатьошибки, не может себя контролировать, часто отвлекаем, не соблюдает нормыповедения.

На онлайн лекции, мы с Вами подробно поговорили прокаждый из блоков мозга, также подробную информацию Вы сможете найти в наглядныхматериалах — файл «Три блока мозга» и в списке рекомендуемой литературы.

Далее хочу привести таблицу с сенситивными периоды дляосвоения той или иной деятельности. Опираясь на вышеизложенную информацию, мыможем сделать вывод о том, что школьное обучение, обучение школьным навыкам недолжно быть реализовано ранее 7 лет, т.к. структуры головного мозга находятся встадии формирования. Т.е. физиологически ребенку до 7 лет это осуществить сложно.

 

Список основной литературы:

1.            Т.Г. Визель Основы нейропсихологии.

2.            Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.

3.            Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение ивосстановление. — М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.

 

Список дополнительной литературы:

1.            Семенович, А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и кодынейропсихологии / А.В. Семенович. — 2-е изд. (эл.). —  Москва: Генезис, 2017. -429 с

2.            Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. —320 с: ил. http://yanko.lib.ru/books/psycho/luriya=lekcii_po_ob_psc.pdf 

3.            Хомская Е. Д. Х76 Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер,2005. — 496 с: ил. http://yanko.lib.ru/books/psycho/homskaya=neuropsychology.pdf

4.            З.А. Абасов. Как работать с неуспевающими детьми.

5.            Л.И. Сорокина. Использование нейропсихологической диагностики ввыявлении причин неуспешности старших дошкольников.

6.            Н. Ф. Анохина. Факторы школьной неуспеваемости с позицийтайм-менеджмента.

7.            Особенности преодоления трудностей при решении мыслительных ипрактических задач младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью/ О.Н. Толстикова //Дефектология : научно-методический журнал : издается с 1969 года / Ред. Н.Н. МалофеевИ.А. Коробейников. –2014. – №2 2014. – С. 36-42.

8.                 С.Блайт. Хорошо сбалансированный ребенок. Движение и раннее развитие.Серия: Антология образования. 2020г.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет