X-PDF

Статья Организация логопедической помощи в ДОУ

Поделиться статьей

Организация логопедической помощи в ДОУ

Чепалова А.В.

учитель-логопед МБДОУ Детский сад №70«Кэрэчээнэ» с.Хатассы

 

Впоследние годы увеличилось количество детей с фонетико-фонематическимнедоразвитием и другими речевыми дефектами,  нуждающихся в логопедическойпомощи. С целью коррекции и устранения речевых дефектов у воспитанников, помимологопункта, впервые в нашем детском саду в 2019 году была организованалогопедическая группа  «Туллукчаан». Отбор был проведен учителем-логопедомсреди детей средних групп (4-5 лет), списочный состав был утвержден Территориальнойпсихолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) г. Якутска. Причины, покоторым было рекомендовано родителям посещение их детей в группе компенсирующейнаправленности с тяжелыми нарушениями речи (ТНР): задержка речевого развития удетей дошкольного возраста, различного рода нарушения в звукопроизношении, общее недоразвитие речи (ОНР).

В чемотличия логогруппы от обычной группы? Основное отличие заключается в спецификесамой работы: в логогруппе «Туллукчаан» иначе составлен режим дня, и по-другомупроходят образовательные занятия, а именно: в течение всего дня работу проводитне только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционнойнаправленностью.

Обучениепроводится на якутском и русском языках по комплексным коррекционно-развивающимлогопедическим программам Нищевой Н.В., Каратаева И.И., Илларионовой В.С. Логопеди воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могутзакреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого извоспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопедможет взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевыенарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работыпроводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации идифференциации звуков. Занятия воспитателя и логопеда проводятся не толькофронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается своспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.

Оснащение логопедическойгруппы также отличается от обычной: здесь располагается зеркало дляиндивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформлениекоторой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое вниманиеуделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппывключены музыкальные игры, ширмы и т. д. Большой интерес и мотивацию к занятияму детей в логогруппе «Туллукчаан» вызывают современные компьютерные комплексы,которыми оснащен кабинет логопеда в детсаду «Кэрэчээнэ»: «Умное зеркало ArtikMe», интерактивный моноблок с логопедическими программами, играми и т.д. Благодаряхорошему оснащению специализированной мебелью («Кабинет логопеда») занятия влогогруппе «Туллукчаан» проходят эффективно. Для воспитанников группы с ОНР(общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речьтесно связана с ней. Перспективное планирование соответствует особенностямречевого развития воспитанников.

Большое значение уделяетсяработе с родителями. Не секрет, что родители часто слабо осведомлены в вопросахпатологи и коррекции речи, важности раннего выявления речевых дефектов и началасвоевременного воздействия на них, а так же с неверными установками в отношенииречи детей. Лучший результат дает использование как традиционных, так и нетрадиционныхформ работы: родительские собрания,  консультации, беседы, опросы,тестирование, анкетирование, совместные праздники, развлечения и т. д. Напротяжении всего учебного года систематически проводится индивидуальноеконсультирование родителей.

Опыт работы показал, чтосоздание отдельной логопедической группы в условиях ДОУ значительно повышаетэффективность коррекционной работы, позволяет добиться положительныхрезультатов в более короткие сроки и успешно подготовить детей к школьномуобучению.

 

Приложение

 

Тема: «Хаарчаана доҕотторунаан»

Аhаҕас дорҕооннору хатылааhын

 

Сыала: Аhаҕасдорҕооннору араас ньымалары туhунан араара, истэ, саҥара үөрэнии.

Соруктара:

1.                Тылларысуhүөххэараарар сатабалы, тэтими сайыннарыы

2.                Аhаҕасдорҕооннор схематичнай бэлиэлэрин сөпкө тайаалларын ситиhии,схеманан үлэлиир сатабылы үөрэтии

3.                Мелкаймоториканы сайыннарыы, тыыныы гимнастикатын сөпкө оҥороллорунситиһии

4.                Аһаҕасдорҕооннору чуордук истэри, саҥарары чиҥэтии (фонематический слух)

5.                Тыакылларрын араарар, билэр, айыл5а5а харыстабыллаахтык сыһыаннаһарыиитии.

 

Туттуллар матырыйаал:экран, проектор, кубиктар, аһаҕас дорҕоон схемата, хартыыналар, хаар оонньуура,электроннай оонньуулар.

 

Дьарык барыыта:

Оҕолор бүгүн биһиэхэ ыраах тыаттан  Хаарчаана күүлэйдии кэлбит. Биһиэхэ сотору ханнык бырааһынньы буолаары турарый?

Cаҥа дьыл

Биһиги Харчаана доҕотторугар көмөлөһөтыаҕа  барабыт.

Оҕолор саҥа дьылга биһиги дьэбитигэр,детсадка  араас күлүмэрдэс шариктарынан тугу симиибитий, киэргэтэбитий?

Харыйаны

Биһиги билигин Харчааналын тыаҕа күлэйдиибарабыт, кини доҕотторун кытары билиһиннэриэ.

Дьэ эрэ бардыбыт. Тыаҕа оҕолор биһигиайдаарбаппыт, улаханнык саҥарбаппыт.

Слайд кыһыҥҥы тыа.

— Оҕолор тыаҕа наһа элбэх хаар сытаар,мастар хаарынан бүрүллэн тураллар. Билигин хаардаах оонньуоҕуҥ. Хаардарыүрүөххэйиҥ. Муннубутунан салгыны ылабыт уонна айахпытынан үрдүбүт!  

Хаар үрэ оонньууллар.

Хаарчаана бастакы доҕоро ким буоларынтаайабыт.

Уһун кулгаахтаах, кыһын маҥан, сайынбороҥ?

Куобах 

Оҕолор биһиги куобах харыйатын симииргэкөмөлөһүөхпүт

Куобах маннык соруодахтары бэлэмнээбит.

1  сорудах

-Мин билигин карточкалары көрдөрөм, эһигиэппиэттигит.

А, О, И, У, Э,Ы, Ө,Ү 

Бу ханнык дорҕооннор буолалларый?

Аһаҕас дорҕооннор

Оҕолор аҕаһас дорҕоонно салгыммыт иҥнибэт!Айахпыт иһигэр мэһэйи көрсүбэт.

Хас аһаҕас дорҕоон баарый?

8

Куобах 2 сорудаҕа

Ким куобах курдук учугэйдик истэрий?Маннык сорудах буолар. Мин ритм охсуом, эһиги үтүктэн ытыскытын охсоҕут. Хайдахытыскытын охсоргутун умнуман!

Маладьыастар! Куобах харыйатыгар шариктарысыһыарыахха.

 

Билигин Хаарчаана атын доҕоругар көмөлөһөбардыбыт.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Таабырын: Түүнүн улуйар, кыыллары куттуур

Бөрө

Маннык соруодахтары толоробут. Билигинтыал  курдук улаханнык уонна кыратык  У_У У дорҕоону этиэхпит.

Мин илиибин үөһэ көтөхтөхпүнэ улаханныксаҥараҕыт, аллаара түһэрдэхпинэ кыратык саҥараҕыт.

(Илиилэрин үөһэ, аллараа туталлар)

 

Бөрө 2 сорудаҕа

Билигин тыллары сүөххэ аарарыахпыт.

Бу харыйага тыллардаах шариктары сөпкөыйыахтаахпыт. Биир сүөхүөхтээх тылы харыйа  бастакы  лабаатыгар ыйыыбыт.

1 харыйа эрээтэ: хаар, тииҥ

2 харыйа эрээтэ: куобах, саһыл

3 харыйа эрээтэ: харчаана, харыйа

Маладьыастар! Бөрө харыйатыгар шариктарысыһыарыахха!

 

Хаарчаана: Маска олорор, эриэхэ сииринсөбүлүүр

Тииҥ

Тииҥ соруодахтара:

Маннык оонньуохпут. Кубигы остуолгабыраҕабын уонна ханнык дорҕооҥҥо түспүтүн этэбит.  Биирдиилээн этэллэр.

 

Тииҥ 2 сорудаҕа

Экраҥҥа оонньуу Кимордугуй?

 

Билигин өссө биир Хаарчаана доҕоругаркүүлэйдии бардыбыт.

Кыыллары остуоруйаларга албынныыр кимбуоларый

Саһыл.

 

Саһыл сорудахтара:

Саһыл оҕотун сатаан утуппатах, ырыа ыллыысатаабыт, оҕото утуйбатах. Оҕолор, саһылга оҕотун утутарга көмөлөһүөххэ. Манныкырыалары биирдиилээн ыллыахха. Мин билигин карточкалары көрдөрүөм, эһиги көрөндорҕоонноох ырыаны ыллыыгыт.

Саһыл 2 сорудаҕа:

«Тыа уонна дьиэ кыыллара ханнаолороллор?» Электроннай оонньуу.

«Чысхаан, кэл, кэл!» ырыаны ыллыы-ыллыыхороводтуохпут.

Рефлексия:

Оҕолор биһиги бүгүн ханнык дорҕооннорухатылаатыбыт? Кимниин, ханна сырыттыбыт?

Кимниин оонньуургутун сөбүлэтигит?

Ханнык кыыллары көрүстубут?

 

ü Хаар үрэр оонньуу.

Куобах:

ü Карточканан үлэ А,О, И, У, Э,Ы, Ө,Ү 

ü Тэтим охсуу.

Бөрө:

ü Тыал  курдукулаханнык уонна кыратык  У_У У дорҕоону этии.

ü Тыллары сүөххэ аарарыы.

Тииҥ:

ü Кубиктарынандорҕооннору таайыы.

ü Экраҥҥа оонньууКим ордугуй?

Саһыл:

ü Схеманнаныллыыллар.

ü «Тыа уонна дьиэкыыллара ханна олороллор?» Электроннай оонньуу.

ü «Чысхаан, кэл,кэл!» хоровод

ü Рефлексия.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет